РАБОЧИЙ СТОЛ

Социальное развитие дошкольника

По материалам конкурса «Уголок государственной символики в детском саду»

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью гражданского воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю («малой» родине) и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

Но без преувеличения можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и впечатлительностью.

Галина СТРЕЛЬЧЕНКО,
г. Апатиты

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

(Методическое объединение в нетрадиционной форме)

Вступление

Старший воспитатель: Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению.
Детский сад также проводит с дошкольниками работу по этому вопросу. Мы вам предлагаем сегодня вспомнить, систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений. Желаем вам хорошего делового настроения и приятно провести с нами этот час. Помогут нам в этой встрече наши ведущие.

Первый ведущий: В настоящее время в дошкольном воспитании и образовании используются термины «социальное развитие», «патриотическое» и «гражданское воспитание». Они тождественны друг другу?

Второй ведущий: Области их значений частично пересекаются, но они не являются тождественными. Цель патриотического воспитания — привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, т.е. определенное отношение к своей стране. Поэтому патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения, но это лишь предпосылки.

Первый ведущий: А что означает «гражданское воспитание» в дошкольной педагогике?

Второй ведущий: Гражданское воспитание — это формирование у ребенка активной социальной позиции, осознание себя участником и созидателем общественной жизни.

Первый ведущий: Вы сказали, что патриотическое воспитание создает предпосылки гражданского поведения. А что предполагает гражданское поведение?

Второй ведущий: Гражданское поведение предполагает формирование таких черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, — это активность, самостоятельность, инициативность, способность принимать решения.

Первый ведущий: Я понимаю так, что гражданское воспитание можно рассматривать как составную часть социального развития, т.е. как одно из направлений социализации личности.

Второй ведущий: Да, это так. В нашем понимании задачей гражданского воспитания является формирование человека — члена гражданского общества, осознающего личную ответственность за жизнь своей страны, активного участника ее политического самоопределения. А ты помнишь, что говорили известные люди о воспитании гражданственности?

Первый ведущий: Ответить на этот вопрос помогут мне участники нашей встречи.

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А. Сухомлинский

Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка.

А.С. Макаренко

Уважение к человеку — вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом.

Антуан де Сент-Экзюпери

Первый ведущий: В каких государственных программах дается материал для работы с детьми по социальному развитию?

Второй ведущий: В общеобразовательных программах: «Детство», «Развитие», «Истоки», «Я, ты, мы» О.Л. Князевой, «Открой себя» Рылеевой, «Азбука общения» Шипициной, «Вместе» Е.В. Рыбак, в программе «Радуга» Т.Н. Дороновой.

Первый ведущий: В программе «Радуга» определены направления работы по гражданскому воспитанию, в которых формируются позитивные модели поведения ребенка в природе и обществе. Это умение разрешать конфликтные ситуации, учитывать желания и потребности других, контролировать свое поведение и управлять им.

Второй ведущий: А отношение к себе, природе и окружающим включает способность оценивать, воспринимать последствия собственных действий и действий других, осознавать ответственность за совершаемые действия, способность принимать людей с особенностями их характера, привычек, быть терпимее, уважать права других.

Первый ведущий: Да. Все это мы формируем у дошкольника. А еще воспитываем определенные личные качества, коммуникативную компетентность, даем детям различную информацию и учим ее использовать в эффективной речи.

Второй ведущий: А почему задачи гражданского воспитания раньше не ставились в таком виде?

Первый ведущий: Потому что для участия в выборах, на которых избирателям предлагался только один кандидат и не было социального выбора, определенной гражданской позиции не требовалось.

Второй ведущий: Я понимаю так, что в новых социальных условиях гражданская активность, грамотность населения важны, и от этого зависит судьба народа.

Первый ведущий: Именно так. Поэтому гражданское воспитание становится чрезвычайно важным.
Программа «Радуга» предлагает организацию воспитания детей на принципах гуманизма. Слово «гуманизм» происходит от латинского humanus, т.е. человечный, отличающийся любовью к людям.

Второй ведущий: Интересно, а что скажут коллеги? Что включает в себя содержание работы с детьми по программе «Радуга»?

(Выступления педагогов.)

Младший возраст:

— развитие речи как условие общения;
— стиль общения взрослого с детьми — прообраз отношений ребенка с миром;
— учим детей усваивать эталонные представления о добре и зле, анализировать причинно-следственные зависимости в сфере социальных отношений;
— развиваем способности к эмпатии (сочувственному восприятию) по отношению к объектам природы, другим людям, детям;
— вводим традиции жизни группы: «Сладкий час», «Утро радостных встреч», «Новоселье», культурные досуги и др.

Старший возраст:

— дети принимают участие в обсуждении планов жизни группы;
— обсуждаем с детьми роль правил в упорядочении жизни;
— знакомим с сообществами людей, сверстников, мальчиков, девочек;
— даем понятие о принадлежности ребенка к близким ему сообществам (семье, группе детского сада, к большому сообществу жителей России);
— знакомим с нормами и традициями жизни группы (считалки, установление очередности, использование жребия, подчинение большинству с учетом потребностей меньшинства);
— даем знание об атрибутике, территории, символах (в том числе и общепринятых государственных), природе, культуре.

Первый ведущий: Мы говорим о гражданине, личности, социуме, добре, терпении. Давайте послушаем словарь «Добрых слов», над которыми поработали коллеги.

Формы приветствия

Доброе утро
Добрый день
Добрый вечер
Доброго здоровья
Мир вашему дому
Мое почтение
Нижайший поклон
Привет
Приветствую вас
Приятно снова вас видеть
Рад встрече с вами

Формы прощания

Будьте здоровы
Всего доброго
Всего хорошего
Доброй ночи
Доброго пути
Добрых встреч
До свидания
До скорого свидания
До скорой встречи
Желаю всяческих благ
Кланяюсь вам
Прощайте
Позвольте откланяться
Счастливо
Спокойной ночи
Счастливого пути
Храни вас Господь
Честь имею

Формы знакомства

Будем знакомы
Весьма рад
Очень приятно
Очень рад знакомству с вами
Позвольте представиться
Рад познакомиться с вами
Разрешите с вами познакомиться

Формы извинения

Извините, пожалуйста
Не обессудьте
Примите мои извинения
Пойми меня
Признаюсь
Простите, пожалуйста
Прошу прощения
Я был(а) не прав(а)

Формы поздравления, пожелания

С днем рождения
С днем ангела
Будьте здоровы
Всяческих благ
Приятного аппетита
Приятного сна
Спокойной ночи
Счастья вам
Удачного дня

Формы благодарения

Большое спасибо
Вы очень учтивы
Весьма вам признательна
Вы мне очень помогли
Примите слова благодарности
Премного благодарен
Спасибо за добрые слова
Чрезвычайно благодарна
Я вас благодарю

Формы просьбы

Будьте добры
Будьте любезны
Если вас не затруднит
Не откажите, пожалуйста
Не смогли бы вы
Пожалуйста
Пожалуйста, помогите мне
Позвольте
Прошу вас
Разрешите
Буду признателен вам, если

Первый ведущий: А теперь давайте поговорим о символах. Слово «символ» греческого происхождения, оно означает какой-то знак, сигнал, примету, пароль.
Какие символы России вы знаете? (Матрешка, березка, самовар.) Основные символы государственности — герб, флаг, гимн.

Второй ведущий: Одним из символов, с которым мы знакомим дошкольников, является гимн России. Слово «гимн» происходит от греческого hymnos — восхваление, торжественная песнь. Предлагаю послушать гимн России всем стоя.

Первый ведущий: Давайте сложим из полос флаг России. (Два человека на фланелеграфе складывают флаг России из полос.)

Второй ведущий: А чем отличаются флаг и знамя?

Первый ведущий: Знамя — это полотнище, на котором нарисованы, напечатаны или вышиты эмблемы или надписи. Каждое знамя уникально, его создают в единственном экземпляре.
А флаг — это, напротив, массовое изделие. Флаги производят в большом количестве, чтобы в случае необходимости его можно было заменить таким же. На флаге тоже может быть изображен государственный герб или другой символ власти.
Вот и справились наши участницы с заданием, выбрали из множества разнообразных полос необходимые для флага Российской Федерации.

Второй ведущий: А что символизируют цвета флага?
(Белый — мир, чистота совести; синий — небо, верность, правда; красный — огонь, отвага.)
А православные христиане видели в расположении полос российского флага строение мира: божественный мир, синий небосвод, а под ним мир людей.

Первый ведущий: А что ты знаешь о гербе?

Второй ведущий: Слово «герб» произошло от немецкого Erbo, что означает «наследство». Первыми гербами были родовые эмблемы. Существует наука геральдика — об искусстве составления и толкования гербов.

Первый ведущий: На гербе Российской Федерации — двуглавый орел. Каково его происхождение?

Второй ведущий: Двуглавый орел был на гербе Древней Византии. Две головы его указывали на два центра могучей Римской империи: Рим на западе и Византию на востоке. Именно из Византии пришла на Русь христианская религия. После того как Византия («второй Рим») пала под ударами завоевателей, возникла идея о том, что Москва — это «Третий Рим», и на российском гербе появился византийский двуглавый орел.

Первый ведущий: Свои гербы есть не только у государств, но и у городов.

Второй ведущий: У нас есть иллюстрации гербов городов и поселков Мурманской области, и мы предлагаем присутствующим определить, каким населенным пунктам принадлежат эти гербы, и объяснить почему. (Кандалакша, Оленегорск, Кировск, Апатиты, Снежногорск, Мурманск, Мончегорск, Североморск, Ловозеро, Ревда.)

Первый ведущий: Сегодня у нас в гостях городской ансамбль «Родные напевы».

(Исполняются несколько песен о России и городе Мончегорске.)

Второй ведущий: А теперь давайте все вместе споем песню «Мой Мончегорск».

М.М. ЖУРАВЛЕВА,
старший воспитатель детского сада № 28 «Радуга»,
г. Мончегорск, Мурманская обл.

ТРИ СИМВОЛА НА ФОНЕ ИСТОРИИ

(Занятие-путешествие для детей от шести лет)

Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие путешественники! Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Гардарику. Так раньше, давным-давно, называли скандинавские путешественники нашу страну Россию. Мы начнем свой путь, вступив на борт старинного северного корабля — ладьи. группе построен корабль, поднимается парус.) Итак, устраивайтесь поудобнее, мы отплываем.

Ведущий (смотрит в подзорную трубу): Бросить якорь! Первая пристань, к которой мы причалили, называется Геральдика. Геральдика — это наука о составлении и изучении гербов.

Геральдика: Приветствую вас, меня зовут Геральдика. А кто из вас знает, что такое герб? Герб в переводе с иностранного означает «наследство». Это отличительный знак, эмблема государства, города или человека. Герб изображают на щитах, монетах, печатях, знаменах.

(Детям предлагается посмотреть отрывок из фильма «Крестоносец», обращая внимание на щиты древних воинов.)

Ведущий:

Вот кони понесли и, наконец,
С бойцом вплотную съехался боец.

На середину комнаты выходят два ребенка-рыцаря в одинаковых доспехах, но с разными щитами. Они сражаются.

Ведущий: Где жили рыцари? (В замках.) Давайте соберем все вместе такой замок.

(Дети из заранее подготовленных деталей собирают конструкцию рыцарского замка [коллективная работа].)

Ведущий: Чем отличаются эти два рыцаря друг от друга? С виду они одинаковы, но присмотритесь к их щитам. Они разные. И как бы рыцарь не был скрыт под доспехами и шлемом, по знаку-гербу всегда можно было узнать имя сражающегося. Такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну, потом от внука к правнуку. Это был уже не знак одного рыцаря, а целого рода, и он стал называться гербом. Наши мальчики на День защитника Отечества будут рыцарями. Давайте придумаем и изготовим для них гербы.

(Дети делятся на две команды. Первая команда — «Рыцари Сердца», вторая команда — «Рыцари Руки».)

Ведущий: Уже давно исчезли рыцари, а гербы не только остались, их становилось все больше и больше! Зачем же они нужны, если не стало рыцарей, скрывающих свое лицо под забралом? А вот для чего. Герб уже имел другое значение (показывает различные гербы): он указывал на то, что его владелец — знатный человек, граф, барон или князь. Эти знаки стали украшать ворота замков, дверцы карет, рукоятки шпаг. Появились особые правила, в которых говорилось, кто может иметь свой герб.

Геральдика: С давних времен на лицевой стороне монеты принято было помещать герб, как символ принадлежности к определенному государству. Посмотрите на российские монеты. На них тоже имеется герб — двуглавый орел.

Ведущий: Сейчас гербом нашего государства является двуглавый орел (показывает). Он пришел к нам из древней Византийской империи.

Геральдика: Гербы есть и у городов. Герб — это отличительный знак города, на котором показаны его особенности. У города Красноярска вот такой герб (показывает). Этот герб нарисовал Валерий Александрович Григорьев. Лазоревый столб на гербовом щите символизирует реку Енисей, андреевская лента — образ водного богатства Сибири. Лев — символ гордости и храбрости, серп и лопата в его лапах — плодородие недр и могущество сибиряков, кедровая ветвь с именами — принадлежность к Сибири. Дубовые листья — символ губернской власти. Орденские ленты напоминают о трех орденах, которыми награжден Красноярский край.

Ведущий: А теперь прошу всех снова подняться на борт нашей ладьи. Мы продолжаем наше путешествие по стране Гардарика. Попрощаемся с Геральдикой, так как у нее много важных дел. Теперь мы плывем в гости к маркизу де Флагу.

Маркиз де Флаг: Здравствуйте, гости дорогие, рад вас видеть. Я начну свой рассказ с истории, главным героем которой был флаг. Эту историю мне рассказал мой давний друг писатель Жюль Верн. Он написал историю «Флаг Родины». Один гениальный изобретатель, живший во Франции, продал разработанное им оружие страшной разрушительной силы кучке пиратов, которые хотели завоевать весь мир. Но в тот момент, когда к пиратскому острову подошла эскадра военных кораблей, изобретатель увидел флаг своей страны и не смог направить оружие против своих соотечественников. Если бы корабли вовремя не подняли свои флаги, то наверняка были бы уничтожены этим мощнейшим оружием.
Флаги, так же как и гербы, имеют военное происхождение. У каждого рыцаря, герцога, графа и, конечно же, короля был свой флаг. На полотнищах изображались личные гербы, флаги были разных цветов и оттенков.
Необычные знамена были у древних воинов — скифов. Они были... надувные (показывает). Это был длинный мешок, формой напоминавший дракона — с пастью, ногами, хвостом в виде рукавов. На ветру он надувался и должен был пугать врагов.
С флагами связано много любопытных историй. Вот одна из них. На знамени арагонских королей — так называется область в Испании — было пять красных полос на темном фоне. Согласно легенде, первый властитель на этой земле, после тяжелой битвы с арабами вложив меч в ножны, вытер свои окровавленные руки о свой позолоченный щит, и на нем остались пять полос красного цвета (можно показать сценкой). Этот эпизод и отражен в расцветке флага. Позднее эта же символика стала основой государственного флага Испании. Правда, полос на нем осталось только две (показывает флаг).

Ведущий: Маркиз де Флаг, не будете ли вы столь любезны рассказать нашим юным путешественникам о российском флаге?

Маркиз де Флаг: С удовольствием! Трехцветный российский флаг появился при императоре Петре I. На Руси всегда считалось, что красный цвет символизировал отвагу, героизм и великодушие. Синий — небо, верность, духовность, веру. Белый — мир, чистоту, благородство. Сейчас над Россией снова гордо реет бело-сине-красный флаг.

Ведущий: А есть ли свой флаг у города Красноярска?

Маркиз де Флаг: Да, есть. Он был изготовлен к 375-летию города. Вот посмотрите (показывает и описывает).
Вот такой красивый флаг у города Красноярска.

Игра «Найди флаг»

Детям предлагается разделиться на две команды по три человека в каждой. Одна команда ищет флаг России, вторая команда — флаг Красноярска. Первый ребенок выбирает из множества разных флагов нужный и несет его второму участнику, второй бежит и привязывает его к флагштоку, третий — поднимает. Кто выполнит задание первым, тот и победил.

Ведущий: Спасибо Маркизу де Флагу за чудесный рассказ. Надеюсь, путешественники не устали? А то у нас впереди еще один небольшой городок. Ну что, поплыли дальше?
Внимание, внимание! Бросить якоря. Мы причаливаем к последней в нашем путешествии пристани. Нашим гидом будет основатель городка Гимнос.

Гимнос: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Гимнос, что в переводе означает восхваление, торжественная песнь, или гимн.
В Древней Греции гимны слагали богам и великим героям. У разных объединений людей могут быть свои гимны. Есть гимны государственные, военные и даже школьные. Многие поэты посвящали торжественные стихи своей Родине, позже некоторые из них обретали музыку и становились гимном. Слова государственного гимна России несколько раз менялись, но музыка осталась той же.
А сейчас предлагаю поиграть.

(Дети делятся по желанию на две команды. Им предлагается собрать разрезные картинки из книги С.Михалкова «Дядя Степа». Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.)

Гимнос: Кто знает, из какого произведения эти иллюстрации? А кто написал «Дядю Степу»? А вы знаете, что именно поэт Сергей Михалков написал слова государственного гимна России? А музыка для гимна написана композитором Александровым.
А кто из вас знает, в каких случаях исполняется гимн? Молодцы! Гимн исполняется в самых торжественных случаях: при поднятии государственного флага, при вручении государственных наград, при встрече иностранных гостей. При исполнении гимна люди встают (включает запись гимна).

Ведущий: Вот, оказывается, какие у нашей страны и города символы. А наше путешествие подошло к концу. До новых встреч!

Г.С. ШИМОХИНА,
воспитатель подготовительной группы детского сада № 306, г. Красноярск

МАШИНА ВРЕМЕНИ

(Игра-представление для детей от шести лет)

Оборудование: изображение гербов разных эпох, разрезанная картинка, карточки с буквами, ящик, сверток, костюмы участников.

ХОД ИГРЫ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из символов нашего государства — гербом.
Герб — это официальная эмблема государства, которая изображается на печатях, бланках, денежных знаках. Появился герб очень давно. В разные времена герб России выглядел по-разному, и, для того чтобы узнать его историю, мы отправимся в путешествие во времени. А поможет нам в этом Машина времени. Итак, в путь.

Гаснет свет. Звучит громкая музыка.
Включается свет. Дети прячутся.
На троне — царь Иван III. Рядом писарь.

Царь: Ну вот, Степан, иго татаро-монгольское мы одолели, теперь, думаю, надобно какой-то знак особенный сделать, чтобы у государства Московского от других отличие было.
Значит, так, на печати нашей орел будет двуглавый, с царскими коронами. Пиши, Степан, приказ и дату поставь: года сего 1497.

(Царь и писарь уходят.)

Воспитатель: Ребята, это был царь Иван III. Он первым получил титул «Государь всея Руси». Именно во времена его царствования появился первый герб.
Отправляемся дальше.

Свет гаснет, звучит музыка. Свет снова включается.

Воспитатель: Куда мы попали сейчас?

Царь: Кто посмел нарушить мой покой? Всех казнить!

Воспитатель: Ребята, кажется, я поняла, это царь Иван Грозный. С ним надо поосторожней…
Пощадите нас, дорогой царь. Мы к вам прибыли из будущего.

Царь: А чего вам надобно?

Дети: Хотели узнать, каким был герб российского государства в твое время.

Царь: Ну что ж, расскажу вам про герб. Только выполните прежде мое задание. Справитесь — отпущу с миром, нет — велю всех на кол посадить. Из букв, мною выданных, сложите название столицы нашей великой.

Дети из карточек с буквами выкладывают слово «Москва».

Царь: Ладно, мозговитые вы оказались. Смотрите и запоминайте. Соединил я орла двуглавого с древним княжеским символом Москвы — всадником, поражающим змия. А орла окружил фигурами, которые являются символами русских земель. Понятно?

Дети: Понятно, спасибо!

Царь: А теперь ступайте прочь!

Гаснет свет. Над столом склонился царь Алексей Михайлович.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Государь, издалека мы прибыли к тебе. Снизойди до нас: расскажи про герб российский и покажи его, чтобы ребята историю нашу знали.

Царь: Рассказать — расскажу, а вот показать не получится. Сломали нам герб, а как опять собрать — ума не приложу.

Дети собирают разрезанную картонку с изображением герба.

Царь: Молодцы! Ну вот, смотрите. Три короны — это три покоренных нами царства: Казанское, Астраханское, Сибирское. У орла крылья распростертые, а в лапах у него — держава и скипетр. Скипетр — это жезл, украшенный резьбой, символ царской власти. Держава — золотой шар с крестом наверху.

Дети благодарят Алексея Михайловича, прощаются. Гаснет свет. Входит Петр I.

Петр I: Здорово, орлы! С чем пожаловали?

(Дети отвечают.)

Петр I: Все узнаете, только сначала загадки мои отгадайте:

На горе-горушке
Стоят старушки,
Как охнут —
Люди глохнут. (Пушки)

Грянул гром,
Веселый гром,
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный... (Салют)

Петр I: Молодцы! Теперь могу вам наш герб показать. Заменил я царские короны на императорские, дал орлу цепь ордена святого Андрея Первозванного. Всадника на щите в 1727 году назвал Георгием Победоносцем. Таков ныне герб российский!

Гаснет и снова включается свет. Входит стражник.

Стражник: Кто вы такие? Зачем пожаловали?

Воспитатель: Мы из будущего. Путешествуем вот, про герб всех расспрашиваем. У Ивана Грозного были, у Петра I, а теперь до вашего времени добрались. Кто теперь царствует?

Стражник: Государь Николай на престоле. Только нет его сейчас, воюет он. А с гербом вам помогу. Слушайте внимательно: сделайте два шага налево, потом три прямо, потом пять шагов направо и снова два шага налево. Там ящик найдете. В нем герб и его описание.

Дети находят ящик, а в нем сверток с описанием герба:

«На щите герба в золотом поле двуглавый орел черного цвета, в лапах скипетр и держава. Орел увенчан тремя императорскими коронами, на груди его щиток с изображением Георгия Победоносца, поражающего крылатого змея.
Щит поддерживают фигуры архангелов Михаила и Гавриила, он увенчан шлемом Александра Невского и окружен цепью ордена святого Андрея Первозванного. Щит и архангелы находятся под сенью (шатром), представляющей собой золотую мантию с узором из двуглавых орлов, подбитую горностаевым мехом. На сени надпись: «С нами Бог». Сень венчается императорской короной. Вокруг изображены щитки с гербами земель, входящими в императорский титул».

Воспитатель: Как интересно, но нам пора возвращаться. В путь.

Гаснет свет. Дети оказываются в музыкальном зале.

Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы теперь знаете, каким был герб в разные времена, и сможете рассказать о нем своим друзьям. Всего доброго, до свидания!

О.Г. ГОРНОСТАЕВА,
воспитатель детского сада № 32, г. Братск

ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ЗЕМЛЯ НАЧИНАЕТСЯ С КРЕМЛЯ

(Игровое занятие для детей от пяти лет)

Персонажи, изображаемые взрослыми:

Ведущий
Старец
Скоморох
Печатник
Два гусара

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал, на сцене — декорация неизвестного города.

Ведущая: Ребята, мы попали в какой-то необыкновенный город. Как вы думаете, что это за город? (Ответы детей.) Почему ты думаешь, что это (Ногинск, Электросталь, Новгород и т.д.)? Значит, мы не знаем имя города. А вы хотите его узнать?

Над городом вспыхивают огни, появляется Старец.

Старец: Я хранитель тайн этого города. Услыхал я, что вы хотите узнать его имя. Славное дело затеяли! Что ж, помогу вам, открою тайну: чтобы найти имя города, вы должны узнать его историю. А поможет вам в этом ларец из башни. А башня та зовется Тайницкой, и ведет к ней тайный подземный ход. Ступайте за мной, я покажу вам дорогу.

Дети подходят к «тоннелю» и через него выходят на сцену, луч прожектора падает на ларец. Ведущая с детьми открывают ларец и достают из ларца свиток, все спускаются со сцены.

Ведущая (читает): «Сия подорожная дается любознательным и пытливым, желающим узнать историю города. Помогут вам волшебные часы: как услышите их бой, значит, задания выполнены правильно и вы на верной дороге. Можно идти дальше. А сейчас переведите стрелку часов назад на один круг, и вы перенесетесь в далекое прошлое, когда сей славный город только возник».
Ребята, а как можно перенестись назад во времени? Действительно, есть машина времени? Нет? А как мы узнаем о прошлом? Что может помочь нам узнать прошлое? Правильно — человеческая память. Итак, переводим стрелки часов назад. Кто может это сделать?

Ребенок переводит стрелки часов: мелькание света, гром. Открывается занавес.

Ведущая: Что это? Огород?
Интересно, а в подорожной грамоте написано, что мы должны попасть в город. Что же случилось? Может, мы неправильно перевели время или волшебные часы что-то напутали? А, кажется, поняла! Когда город только возник, как вы думаете, он был большой или маленький? А людей в нем было много? А чем они занимались? А чем они питались? Наверное, ходили в супермаркет и покупали себе продукты? Нет? А что же они ели? (Ответы детей.) Молодцы! Основным занятием горожан в то время было земледелие. Давайте посмотрим, что они выращивали у себя на огороде. Вам ничего не кажется странным? По-моему, мы с вами случайно принесли с собой из своего времени то, чего тогда еще не было и не могло быть.

Игра «Найди лишнее»

Дети отделяют заморские овощи и фрукты от местных плодов и складывают их в корзинки.

Ведущая: Давайте поможем горожанам собрать урожай. Посмотрите, тут уже стоят две корзины. Только как бы нам не напутать, ведь они уже подписаны. Собирайте и будьте внимательны!

Игра «Собери овощи»

Овощи складываются в две корзинки: в одну те, название которых начинается со звука «Р», в другую — со звука «С».

Проверка выполнения задания: раздается звон часов, появляется второй подорожный лист.

Ведущая (читает): «Город рос. Людям нужно было множество различных вещей, и в городе стали появляться мастера, развиваться ремесла и народные промыслы. Если переведете стрелки часов, то попадете в это время». Ребята, а куда нужно перевести стрелки? Назад? Ой, как бы нам не оказаться в глубокой древности, в гостях у динозавров! Значит, вперед переводим стрелки? Только совсем чуть-чуть, иначе мы не попадем к мастерам, а вернемся в свое время.

Дети переводят стрелки часов вперед, мелькание света, гром.
Занавес открывается: декорация «русской избы». На скамьях изделия: дымка, гжель, хохлома, недошитые рубахи.

Ведущая: Что это перед нами? А почему посуда такая красивая, ведь можно кушать и из простых мисок? Верно, из красивой посуды и еда вкусней! А что же это за посуда?

(Дети называют вид промысла, отличительные черты.)

Игра «Найди настоящие»

Из пяти промыслов один — лишний.

Ведущая: А вот здесь шили одежду и не закончили работу. Давайте поможем мастерам. Они придут, а тут чудо-рубахи лежат. Вот обрадуются!

Игра «Собери рубаху»

Задание на мелкую моторику: дети собирают рубаху из составных частей: молния, пуговицы, кнопки, шнуровка.

По окончании работы раздается бой часов, гром, сверкание. Появляется третья подорожная.

Ведущая (читает): «Город становился все больше и больше. Росли знания людей, копились и передавались...» А как передаются знания людей? Правильно, в книгах. «Люди стали писать и читать книги. И сейчас, переведя часы, вы окажетесь в том времени, когда в городе была издана первая печатная книга».

Ребенок переводит часы. Гром, свет. Открывается занавес: декорация «печатная мастерская».

Печатник: Здравствуйте, гости дорогие! Я — печатник Иван Тимофеевич. А вы, видно, пришли посмотреть, как книги печатаются. Добро! Подходите ко мне поближе, покажу.

(Печатник показывает огромную книгу под названием «Что это?».)

Ведущая: А как вы думаете, эта книга напечатана или написана? Интересно, сколько же времени такую книгу нужно переписывать? Посмотрите, какая она толстая, и буквы какие необычные, красивые.

Печатник: Целый год дьяконы переписывали одну книгу. А Иван, Федоров сын, первый печатник, за один год 100 таких книг сделал. А как он это сделал, хотите посмотреть?

Показ печатника: один раз на станке выполняет сам, второй раз ребенок. На память детям дарится оттиск.

Ведущая: Спасибо, Иван Тимофеевич, нам пора.

(Дети собираются уходить.)

Печатник: Ой, подождите. Горе-то какое. Принесли мне рукопись, новую книгу печатать, а текст-то испорчен. Что же мне делать? Может, вы, ребятки, поможете?

Игра «Незаконченное изображение»

Дети узнают недописанные буквы, допечатывают их фломастером и выясняют, что новая книга называется «Лучшие города земли».

Печатник: Спасибо, ребятки, помогли. Теперь уж я сам справлюсь. А вам в дорогу пора. Прощайте!

Раздается бой часов: задание выполнено правильно. Появляется четвертая подорожная.

Ведущая (читает): «За этот город сражались с самого его основания. Очень уж хотели враги завладеть таким красивым, богатым, славным городом. Переведите стрелки часов, и вы увидите одного из многочисленных защитников города. Вы узнаете его по одежде».
Ребята, прежде чем переводить часы, давайте вспомним, как раньше назывались удалые русские воины? А то увидим кого-нибудь не того и ничего не поймем. Богатыри. Как еще? Вспомните, нам советуют обратить внимание на одежду. (Ответы детей. Правильный ответ: гусары.)

Звучит песня «К нам приехали гусары». Маршируя, входят два гусара.

Игра «Найди отличие»

Нужно найти пять отличий в одежде гусара.

Ведущая: Какие они бравые! А костюмы у них какие великолепные! Но мне кажется, чем-то они отличаются! Чем же? (Дети называют отличия.)

Бой часов: ответы верные. Появляется пятая подорожная.

Ведущая (читает): «Горожане работали, воевали, строили, воспитывали детей. Что они еще делали? Отдыхали! А называлось это… А как называются те, кто веселит народ? Переведите стрелки часов, и вы попадете на праздничное гуляние».

Перевод стрелок: свет, мелькание огней. Открывается занавес: декорация «Ярмарка».
Веселый скоморох рассказывает небылицы. Дети не верят.

Скоморох: Ну, молодцы! Не обманешь вас, не проведешь. Добры молодцы да красны девицы, удачи вам!

Бой часов подтверждает верность ответов. Появляется старец.

Старец: Вы побывали в разных эпохах жизни города, узнали много его тайн. И сейчас перед вами (указывает на большую схему) — самое сердце города. Там найдете вы то, что ищете. Дам вам совет: в печатях, которыми скреплены подорожные грамоты, есть подсказки, не пропустите их.

Ведущая: Ребята, что же это за схема? Башни, стены… Как вы думаете, что это? (Ответы детей.) Правильно — это кремль. Во всех больших старинных городах есть свой кремль. Но что Старец говорил нам про печати? Давайте их рассмотрим. Здесь какие-то числа. Что же нам делать с числами, изображенными на печатях? Давайте попробуем посчитать.

Математическая игра «Найди недостающее»

1. ?, 2, 3, 4.
2. 6, ?, 8.
3. Больше 8 на 1.
4. 1, 2, 3, ?
5. Меньше 14 на 2.
6. 15, ?, 17.

Ведущая: На схеме есть башня под номером 1. Давайте посмотрим, нет ли чего-нибудь под ней. Буква! Вероятно, из имени города!

(После правильно найденной цифры дети извлекают из-под башни буквы.)

Ребята! Мы нашли все буквы из названия города. Быстро составьте слово! Ничего не получается? Что же нам поможет составить слово? (Оттенки цветов.)

Дети выполняют задание: составление ряда на основе оттенков красного цвета.

Ведущая: Какое получилось слово? Москва.

(Раздается звон колоколов.)

Москва! Это сердце нашей Родины! Место, откуда начинается русская земля!

Под песню «Москва» О.Газманова дети выполняют танцевальные движения.

По материалам педагогов детского сада № 57 «Путешествие»,
г. Электросталь Московской области

Рисунки Владимира Семеренко

 

TopList