СИСТЕМНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПРОДУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3–4 ЛЕТ) С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

(сентябрь–ноябрь)

Месяц, неделя, тема

Лексика

Связная речь

Художественное конструирование из бумаги

Художественное конструирование из деталей универсального конструктора

Техническое конструирование из cтроительного материала

Рисование

Лепка

Г р а м м а т и к а

Сентябрь. 3-я неделя

Детский сад

Пластилин, глина, гуашь, маркер, кубик, кирпичик, доска, кусок, салфетка, бумага, лист, кисточка, краска, точка, пятнышко, полоска, линия, банка, стакан, рука, пальцы, дом, башня.

Мягкий, твердый, большой, маленький, одинаковый, разный, низкий, высокий, прямой, кривой, желтый, красный, синий, зеленый.

Раскатывать, отщипывать, сплющивать, разрезать, лепить, мять, отрывать, класть, соединять, ставить, делать, строить, рисовать, набирать, закрашивать, сжимать, проводить, держать, полоскать, брать, отжимать.

Я, он, она, они, мы

Ответы на вопросы с опорой на предмет действием.

Построение предложений из двух слов сопряженным способом

№ 1. Мы любим заниматься с бумагой (экспериментирование)

Понимание косвенных падежей (творительный падеж).

Согласование прилагательных с существительными в мужском и женском роде единственного числа именительного падежа

№ 1. Как заниматься с этими фигурками? (сенсорными эталонами)

Согласование прилагательных с существительными в мужском и женском роде единственного числа именительного падежа. Использование в речи глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени

№ 1. Как заниматься с этими кубиками и кирпичиками (экспериментирование с деталями строительного материала)

Согласование местоимений с глаголами

№ 1. «Выставка» (экспериментирование с гуашью разного цвета)

Понимание винительного падежа единственного числа.

Использование в речи глаголов единственного и множественного числа.

№ 2. «Нарисуй, что хочешь» (экспериментирование с маркерами разного цвета)

Понимание творительного падежа без предлога.

Образование существительных единственного и множественного числа

№ 1. Экспериментирование с пластилином и глиной.

Согласование местоимений с глаголами настоящего и прошедшего времени

Сентябрь. 4-я неделя

Овощи

Овощи, фрукты, огород, сад, огурец, куст, помидор, деревья, забор, дом, дача, пластилин, глина, кирпичик, кубик, гуашь, бумага, кисточка, лист, доска, кусок, салфетка, комок, шарик, рука, пальцы, трубочка, газета, цвет, картон, машина, дорога, тропинка,

люди, дети, кукла.

Большой, маленький, твердый, мягкий, длинный, короткий, узкий, широкий; овальный, круглый, целый, вкусный, спелый, послушный, красивый, газетный, гладкий, шершавый, синий, красный, зеленый, желтый.

Отщипывать, катать, лепить, сжимать, делать, строить, класть, идти, бежать, ехать, сворачивать, рвать, мять, помогать, сжимать, видеть, смотреть.

Мало, много, один

Построение предложений из двух слов сопряженным способом.

Ответы на вопросы с опорой на предмет и действием

   

№ 2. Поедем на машине по широкой дороге на дачу и пойдем по узкой дорожке в огород (коллективная работа)

Понимание падежных конструкций (винительный падеж единственного числа, родительный падеж множественного числа)

№ 3. Богатый урожай помидоров

Понимание дательного падежа единственного числа.

Использование в речи существительных множественного числа

№ 2. Огурчик

Понимание падежных конструкций (винительный падеж единственного числа)

1-я неделя. Октябрь

Фрукты

Фрукты, сад, яблоко, слива, груша, банан, забор, лист, дерево, яблоня, крона, ветка, урожай, ягода, трава, бабочка, крылья, гусеница, корзина, цветок, небо, земля, лестница, глина, пластилин, бумага, кубик, кирпичик, краска, гуашь, кружок, картина, лист, шарик, комок, доска, кусок, столбик, полоска, рука, пальцы, салфетка, лето.

Красный, желтый, зеленый, синий, сладкий, вкусный, тугой, рыхлый, длинный, короткий, овальный, круглый, большой, маленький, нежный, сочный, красивый, высокий, низкий, целый.

Прижимать, приклеивать, мять, видеть, показывать, стоять, делать, ставить, строить, отщипывать, раскатывать, катать, созревать, расти, падать, собирать, класть, появляться, заменять, прикреплять, снимать, помогать, брать, мыть, летать, ползать, терять, рисовать, получать.

Много, один.

Вверху, внизу, ровно, рядом

Построение предложений из двух слов. Ответы на вопросы с опорой на предмет сопряженным способом словесно

№ 2. Созрели яблоки в нашем саду.

Понимание падежных конструкций (винительный падеж единственного и множественного числа).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

№ 2. Яблоневый сад.

Согласование прилагательных с существительными.

Употребление глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

№ 3. Собираем урожай яблок.

Понимание предложных конструкций (предложный падеж единственного числа).

Употребление предлогов «на», «в»

№ 3. Красивый заборчик в саду.

Понимание падежных конструкций (винительный падеж единственного числа).

№ 4. Красивые ворота.

Падежные конструкции (предложный падеж).

Согласование существительных с глаголами прошедшего времени

№ 4. Много яблок на яблонях

Понимание творительного и предложного падежа с предлогом «на».

Согласование прилагательных с существительными в мужском и женском роде единственного числа

№ 3. Банан

Понимание вопросов косвенных падежей. Падежные конструкции (винительный падеж единственного числа)

Октябрь. 2-я неделя

Овощи-фрукты

Овощи, фрукты, сад, огород, огурец, помидор, груша, виноград, виноградинка, ягодка, гроздь, ветка, ваза, забор, трава, лист, доска, яблоко, сад, дерево, яблоня, дорога, машина, поезд, колесо, вагон, рельсы, шпалы, кружок, полоска, картина, комок, салфетка, кусок, шарик, ладонь, пальцы, банка, крышка, кубик, кирпичик.

Зеленый, желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, коричневый, короткий, длинный, вкусный, виноградный, сочный, сладкий, кислый, большой, маленький, круглый, овальный, высокий, низкий, крепкий, красивый, широкий, узкий, ровный, кривой, осенний, густой, редкая, деревянный, стеклянный, железный, яблоневый.

Рвать, мять, выкладывать, приклеивать, прижимать, видеть, показывать, строить, взять, достать, рассмотреть, ровнять, заготавливать, готовить, делать, ехать, собирать, покупать, принести, появляться, достраивать, грузить, класть, везти, лепить, рисовать, конструировать, раскатывать, получать.

Много, один, одна.

Далеко, близко, ровно, тесно, рядом, между

Построение предложений из двух слов.

Ответы на вопросы с опорой на предмет и действие сопряженным способом словесно

№ 3. Вкусный виноград.

Понимание падежных конструкций (предложный падеж единственного числа).

 

№ 4. Построим забор для нашего сада и посадим траву.

Употребление глаголов единственного и множественного числа

№ 4. Отвезем богатый урожай фруктов в детский сад.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Употребление наречий и числительных (много, один)

№ 5. Поедем к бабушке за грушами (коллективная работа)

Понимание предложно-падежных конструкций (предложный падеж с предлогом «на»)

№ 5. Консервируем овощи и фрукты

Понимание родительного падежа множественного числа.

Согласование существительных

единственного числа именительного падежа с глаголами прошедшего времени

 

Октябрь. 3-я неделя

Осень

Осень, лето, ягода, яблоко, кружок, ваза, виноград, ветка, картина, лес, корзина, листочек, гриб, лист, листопад, ветер, дерево, трава, сад, тучи, овал, небо, цветок, дождик, капля, лужа, земля, бумага, полоска, море, берег, волна, треугольник, лодка, картина, рука, пальцы.

Красивый, разный, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый, оранжевый, серый, коричневый, темный, голубой, разноцветный, круглый, овальный, большой, маленький, вкусный, сладкий, кислый, летний, осенний, золотой, сильный, высокий, низкий, холодный, последний, морской.

Рисовать, успевать, заканчивать, класть, получать, прикреплять, брать, гулять, собирать, стать, помогать, лепить, шуршать, срывать, опадать, наряжать, снимать, смотреть, дуть, идти, падать, кружиться, казаться, опадать, появляться, показывать, светить, плыть, закрыть, бежать, заканчиваться, выкладывать, делать, пожелтеть, кружиться.

Я, он, она, мы

Построение предложений из двух слов.

Ответы на вопросы с опорой на предмет и действие отраженным способом словесно

№ 5. Море волнуется.

Понимание вопросов косвенных падежей (винительный и творительный падежи).

Согласование существительных единственного числа с глаголами прошедшего времени

№ 5. Подарки осени.

Согласование существительного с глаголом прошедшего времени.

Употребление существительных именительного падежа множественного числа.

№ 6. В лес пришла золотая осень.

Согласование местоимений с глаголами.

№ 7. Осенний сад.

Образование существительных множественного числа именительного падежа с окончаниями -ы, -и, -а.

№ 8. В лесу листопад.

Понимание предложных конструкций (творительный и предложный падежи единственного числа).

Употребление предлога «на».

№ 9. Посадим ели в нашем лесу.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе в именительном падеже.

№ 10. Поздняя осень в лесу.

Понимание предложных конструкций (предложный и родительный падеж единственного числа).

Употребление предлогов «на», «без»

 

№ 6. Дождь идет.

Понимание родительного падежа множественного числа. Согласование существительных единственного числа с глаголами прошедшего времени.

№ 7. Листья по ветру летят.

Понимание предложного падежа с предлогами «в» и «на». Употребление в речи глаголов единственного и множественного числа.

№ 8. Золотая осень.

Понимание предложного падежа с предлогами «в» и «на». Употребление в речи глаголов единственного и множественного числа.

№ 9. Листопад.

Понимание предложного падежа с предлогами «в», «на». Употребление в речи глаголов единственного и множественного числа.

№ 10. Поздняя осень в лесу.

Согласование местоимений с глаголами и наречий с существительными

№ 4. Листья падают, кружатся.

Понимание вопросов косвенных падежей (творительный падеж). Использование в речи предлога «на»

Октябрь. 4-я неделя

Посуда

Посуда, тарелка, чашка, блюдце, чайник, крышка, носик, ручка, ложка, чай, молоко, сахар, салфетка, кружок, полоска, цветок, комок, узор, посуда.

Чистый, грязный, красивый, большой, маленький, красный, желтый, синий, бумажный, чайный, белый.

Мять, украшать, делать, прижимать, пить

Построение предложений
из двух слов.

Ответы на вопросы с опорой на предмет и действие отраженным способом словесно

№ 6. Украсим нашу посуду.

Понимание падежных конструкций (предложный падеж единственного числа).

Употребление предлога «на».

Образование существительных с

уменьшительно-ласкательными

суффиксами

   

№ 11. Украсим тарелочку.

Понимание творительного падежа единственного числа. Образование существительных множественного числа

 

Ноябрь. 1-я неделя

Мебель

Мебель, кресло, диван, стол, кровать, кубик, кирпичик.

Красный, зеленый, желтый, синий, большой, маленький, длинный, короткий, разноцветный.

Строить, класть, поставить, делать, сидеть, спать

Построение предложений
из двух слов.

Ответы на вопросы с опорой на предмет и действие сопряженным способом простым предложением (1–2 слова)

   

№ 6. Мебель для кукол.

Предложно-падежные конструкции (родительный падеж единственного числа с предлогом «у»).

Согласование существительных с глаголами прошедшего времени

   

Ноябрь. 2-я неделя

Одежда

Одежда, шуба, куртка, пальто, платье, шапка, кофта, карман, пуговица, бант, рукав, колечко, нитка, узор, бусы, столбик, кубик, кирпичик, дощечка, шкаф, бумага, комок, салфетка, люди, дети.

Красивая, детская, взрослая, разная, круглая, мягкая, синяя, зеленая, красный, желтый, синий, большой, круглый, длинный, маленький, короткий, красивые, разноцветный, длинный, короткий, узкий, широкий.

Одевать, надевать, показывать, видеть, прижимать, клеить, пришивать, делать, мять, катать, строить, класть, ставить, соединять, раскатывать.

Я, он, она, мы.

Вверху, внизу, рядом, вместе, близко, ровно

Построение предложений из двух слов.

Ответы на вопросы с опорой на предмет и действие сопряженным способом простым предложением (1–2 слова)

№ 7. Пришьем пуговицы.

Понимание предложных конструкций (дательный и винительный падежи единственного числа).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Согласование местоимений с глаголами

 

№ 7. Сделаем шкаф для одежды.

Предложно-падежные конструкции (винительный падеж без предлога и родительный падеж с предлогом «для»)

№ 12. Полосатый шарфик для куклы

Понимание косвенных падежей.

Образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа; существительных множественного числа именительного падежа

№ 5. Украсим платье колечками.

Понимание падежных конструкций (дательный падеж).

Согласование существительных единственного числа именительного падежа с глаголами прошедшего времени.

№ 6. Бусы

Понимание падежных конструкций (дательный падеж).

Согласование

существительных единственного числа именительного падежа с глаголами прошедшего времени

Ноябрь. 3-я неделя

Обувь

Обувь, шкаф, полка, ботинки, сапоги, кубик, кирпичик, дощечка.

Красный, желтый, зеленый, синий, разноцветный, большой, маленький, длинный, короткий, узкий, широкий.

Строить, делать, класть, ставить.

Вверху, внизу, рядом, вместе, близко, ровно

Ответы на вопросы с опорой на предмет и действие; построение предложений из двух слов сопряженным способом простым предложением (1–2 слова)

   

№ 8. Сделаем шкафчик для обуви.

Употребление существительных в винительном падеже с предлогом «на». Согласование существительных с глаголами прошедшего времени

   

Ноябрь. 4-я неделя

Одежда и обувь

Одежда, шуба, брюки, куртка, шапочка, бантик, брюки, куртка, пуговица, карман, лес, зайцы, девочка, праздник, голова, туловище, руки, ноги, треугольник, картина, мальчик, заяц, голова, туловище, плечо, овал, круг, прямоугольник, лицо, глаза, рот.

Желтый, красный, белый, розовый, коричневый, синий, круглый, овальный, длинный, короткий, широкий, узкий, нарядный, большой, маленький, прямоугольный, прямой, теплый.

Убирать, заканчивать, одевать, надевать, делать, смотреть, запоминать, класть, снимать, помогать, приглашать, класть, убирать.

Вот, это, тут, я, он, она, они, мы.

Шире, тепло, холодно, удобно, сначала, потом, внизу, вверху

Ответы на вопросы словесно.

Построение предложений из двух слов отраженным способом простым предложением (1–2 слова)

 

№ 11. В лесу много детей

Изменение существительных в роде, числе, падеже. Употребление в речи наречий и притяжательных прилагательных. Построение предложений из 2–3 слов