Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2000


Архив

Слово «пирамидка» приходит к нашим детям в раннем детстве вместе с первой интеллектуальной игрой: надеть колечки на стержень в определенном порядке. С пирамидкой в детский словарь проникают ученые слова – «основание» и «вершина».
Затем игровой инвентарь пополняется другими формами: кубиками, конусами, цилиндрами – всем тем, что необходимо маленькому строителю для возведения грандиозных башен, надежных темных гаражей и не слишком удобных для жизни, но необходимых для городского пейзажа домов.
Педагогу, наблюдающему за этим строительством, стоит сделать одно важное наблюдение: фигуры, с которыми играет ребенок, с которыми ему нравится манипулировать, которые знают его рука и его глаз, являются ОБЪЕМНЫМИ. То есть, с точки зрения математика, относятся к объектам пространственной геометрии.
Не будет ли естественным и в дошкольном курсе формирования первоначальных математических представлений начинать изучение геометрического материала не с плоских фигур, как это обычно делается, а со знакомых ребенку по игре ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФОРМ?
Наш пятилетний эксперимент доказывает, что такой подход не лишен основания. Экспериментальный математический курс обучения детей 5–6 лет получил название «Наглядная геометрия» и включает знакомство с объемными (пирамиды, конусы, параллелепипеды, призмы, шары) и плоскими фигурами (круги и многоугольники).
Предлагаем читателям серию занятий из курса по теме «Пирамиды».

Примечание.

Геометрические формы, с которыми дети имеют дело на занятиях, превращены в сказочных персонажей. Это позволяет создать игровую ситуацию и повысить заинтересованность детей в работе. При таком подходе дети довольно легко усваивают математические термины и обучаются их употреблять.
В цикле занятий «Пирамиды» такими сказочными персонажами являются Ластик, Скрепочка, Мудрая Черепаха, Верблюжонок и Веселая Пирамидка. Они сделаны в форме наиболее часто встречающихся видов пирамид – треугольной, четырехугольной, пятиугольной и шестиугольной. Их можно изготовить, воспользовавшись выкройками-развертками. Лучше, если набор таких фигурок будет у каждого ребенка. Но можно ограничиться и одним набором персонажей. Тогда исследовательская работа должна быть организована в подгруппах, а детям в ходе занятия нужно будет предложить поменяться фигурками.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Сюжет занятия.

Дети вместе с Ластиком и Скрепочкой (рисованными куклами) попадают в Древний Пирамидный город. В этом городе все жители живут в домах-пирамидах. На улицах растут пирамидальные тополя. По дорогам ездят машины с кузовами в форме пирамидок. Жители одеты в одежду пирамидального покроя: платьица-пирамидки, рубашечки-пирамидки, колпачки-пирамидки.
По законам этого города никто не имеет права гулять по улицам в другой одежде. Хранитель Древних Пирамид выдает Ластику и Скрепочке одежду в форме пирамидок. (Плоские рисованные куклы заменяются объемными.)
Ластик и Скрепочка с интересом разглядывают свои новые наряды и выясняют, что каждая пирамида имеет вершину, основание, вершины основания, грани, ребра.

Упражнения на исследование формы пирамидки.

Педагог предлагает детям:

1) найти пальчиком вершину пирамидки-куклы;
2) провести ладонью по ее основанию;
3) поставив пирамидку на ладонь, пальчиком другой руки нащупать вершины основания;
4) провести кончиками пальцев по граням пирамидки, сосчитать их количество;
5) провести подушечкой пальца по ребрам пирамидки, сосчитать их.

Практическая работа.

Конструирование каркасной модели треугольной пирамидки.
Для этой работы можно использовать счетные палочки с заостренными концами, спички с обрезанными серными головками, гибкую проволоку (при работе с проволокой можно предварительно скрутить между собой несколько цветных кусочков. Тогда предлагаемые детям детали будут отличаться интересной цветовой гаммой).
Каждый ребенок получает набор палочек или проволочек и кусочек пластилина. Палочек может быть больше, чем нужно, чтобы ребенок самостоятельно отсчитал нужное количество элементов.
Перед работой детям предлагается еще раз посмотреть на треугольную пирамиду и ответить на вопросы:

— Сколько вершин у треугольной пирамиды?
— Сколько вершин основания?
— Сколько ребер?

Детям предлагается определить, какие из имеющихся у него материалов могут служить ребрами и вершинами создаваемой модели пирамиды.
После этого ребенок отсчитывает необходимое ему количество элементов для ребер пирамидки, скатывает из пластилина шарики, которые будут служить ее вершинами, и собирает модель.
Готовая модель еще раз ощупывается пальчиками с закрытыми глазами. Нужно обратить внимание детей на то обстоятельство, что у такой пирамидки нельзя нащупать грани.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Сюжет занятия.

Ластик и Скрепочка отправляются на прогулку по городу. По пути они знакомятся с жителями Древнего Пирамидного города: Верблюжонком Рами, Мудрой Черепахой и с мышкой Машей. Ластик и Скрепочка выясняют, что одежда их новых друзей несколько отличается от их собственной, и узнают, что на свете бывают разные пирамиды.

Упражнения на исследование формы разных пирамид.

Педагог предлагает детям выбрать одну из кукол-пирамидок и исследовать ее по плану, предложенному на первом занятии.
Делается вывод: все пирамидки имеют общие элементы (вершина, основание, грани, ребра), но и различаются между собой (у имеющихся в наборе пирамидок различное количество граней, ребер, вершин оснований). Пирамидки бывают треугольные, четырехугольные, пятиугольные и т.д.

Практическая работа.

Конструирование пирамидок с различным количеством ребер и вершин по выбору ребенка. Для разнообразия можно использовать другой материал.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ

Сюжет занятия.

Ластик и Скрепочка решили поиграть в прятки со своими новыми друзьями. Обнаружить спрятавшихся можно по следам на песке.
Детям предлагается разглядеть картинку и отгадать, кто из персонажей сказки где спрятался.
Педагог предлагает детям объяснить, как они об этом догадались.
Делается вывод: персонаж оставляет на песке след, являющийся отпечатком основания пирамидки.
Основание каждой пирамидки имеет свое собственное название: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д. У них тоже есть вершины, а еще есть стороны и углы. Детям предлагается объяснить, чем отличаются друг от друга основания разных пирамидок. (У треугольника – три угла, три вершины, три стороны и т.д.) Треугольник, четырехугольник, пятиугольник и шестиугольник – тоже фигуры, и они могут существовать отдельно от пирамид, как существовали на песке следы спрятавшихся персонажей. Все эти фигуры имеют, кроме собственного, еще и общее имя – многоугольники.

Упражнения.

В ходе занятия используются упражнения на классификацию фигур:

1) распределение многоугольников по группам (детям предлагается самостоятельно определить принцип классификации);
2) обнаружение лишней фигуры в ряду фигур (например, круг в ряду многоугольников или треугольник среди четырехугольника и т.п.);
3) описание изображения по принципу: «Этот домик состоит из таких-то фигур».

Упражнения могут выполняться каждым ребенком индивидуально, в подгруппах и на демонстрационном материале.

Практическая работа.

В качестве практической работы на таком занятии можно предложить детям выполнить аппликацию по конструированию из готовых плоских геометрических фигур (домик, машинка, кораблик, елочка и др.).

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Это занятие является обобщающим занятием цикла «Пирамиды».

Сюжет занятия.

У Мудрой Черепахи завтра день рождения. Ей исполняется сто лет. В честь этого события в Древнем Пирамидном городе объявлен бал. Ластику, Скрепочке и их друзьям необходимы новые бальные наряды. Чтобы они успели их сшить, дети должны им помочь.
Каждому ребенку предлагается выкройка-развертка пирамиды, которая и станет новым бальным платьем персонажей сказки.
Детям предлагается угадать, какая развертка послужит платьем какому герою, и объяснить, как они об этом догадались. (Ключ – в плоской фигуре – основании пирамиды.)
В выкройке-развертке есть швы – пунктирные линии сгиба, по которым развертка аккуратно сгибается, и клапаны, при помощи которых одежка скрепляется клеем.
Согнутые линии проглаживаются гладилкой, развертке придается нужная форма, клапаны намазываются клеем и вклеиваются внутрь модели.
Можно раздать детям заготовки плоских кукол, которых они наклеют на изготовленные пирамидки.
По желанию детей, они могут склеить из дополнительных разверток гостей бала, дорисовав им необходимые элементы (головку, ручки, ножки и др.).

Ольга БАРАНОВА
г.Барнаул

Публикация произведена при поддержке юридической компании "ЮК ТРИУМФ". Обратившись в компанию "ЮК ТРИУМФ", Вы получите услуги высококвалифицированных юристов, которые окажут профессиональную помощь в защите прав потребителей по таким вопросам, как возврат денег за товар, обмен товара, взыскании неустойки, отказ от исполнения договора, и другим случаям, восстанавливающим Ваши законные права и интересы. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и записаться на консультацию онлайн, можно на сайте компании "ЮК ТРИУМФ", который располагается по адресу http://zashhita-prav-potrebitelej.ru/

Рейтинг@Mail.ru