Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2000


Детский мир

ВОЛШЕБНЫЕ ЛОСКУТКИ
мозаика из ткани

Этот необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию. Лоскуток за лоскутком — и вот на рамке, обтянутой тканью (лучше других подойдет фланель), появляются таинственный лес и его обитатели или городская улица с высокими домами и троллейбусом.

Особенности самого материала дают простор для творчества. В каком еще конструкторе детали можно складывать, сворачивать, накладывать друг на друга или даже мять, для того чтобы создать новую фактуру? А потерянные элементы всегда легко восстановить, если под рукой есть ножницы.

Самые выдающиеся работы можно увековечить с помощью любого клея по ткани (например, клея «ПВА», не оставляющего на основе следов, или новомодного клея-порошка для заплаток). Большое коллективное панно украсит стены детского сада, а из небольших работ, вставленных в картонную рамку, получатся замечательные открытки для мам.

В набор для работы входят вырезанные из ткани лоскутки разной формы: круги и квадраты, прямоугольники, овалы, треугольники. Фигуры (в комплекте 5 размеров: 2x2 см, 4x4 см, 6x6 см, 8x8 см, 10x10 см) вырезаны из гладкоокрашенной хлопчатобумажной ткани 9 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, белого, черного, коричневого и фиолетового. Этот набор можно обогатить, добавив лоскутки других тканей: ласковый бархат и грубый драп добавят выразительности, шнур или толстая шерстяная нить позволят создавать контурные изображения, искусственному меху и вате тоже найдется применение.

Слышен громкий стук колес
Это мчится паровоз.
Машинист глядит вперед,
Звонко песенку поет.

Марина Аромштам

Изображение дети выкладывают на разноцветных фонах — стационарных стендах, обтянутых тканью. Обычно используются стенды неярких цветов: белого, желтого, оранжевого, розового, зеленого, голубого, черного, фиолетового, — однако их материал и цвет могут быть различными. Если поначалу цвет фона выбирается ребенком произвольно (по принципу «нравится — не нравится»), то постепенно дети переходят к осознанному выбору фона будущей композиции и используют его для достижения большей выразительности. Для некоторых видов композиций готовятся специальные фоны с заранее подобранным или созданным взрослым изображением. Такой фоновой картиной может быть лес (изображение нескольких деревьев), улица города (здания). Ребенок же составляет изображение подходящего предмета или персонажа и вписывает его в композицию.

Для каждого возраста подбираются определенные комплекты рабочих полей и деталей, отличающиеся составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребенок, тем больше различных по величине и цвету геометрических фигур предлагается для работы.

Геометрические фигуры здесь выступают не только как элементы мозаики, но и как готовое изобразительное средство. Правильная геометрическая форма, лишенная частичных признаков конкретных предметов, например кружок, играет роль эталона для всех предметов круглой формы, встречающихся в опыте ребенка.

Тематика занятий с мозаикой разнообразна, так как этот материал позволяет воссоздать практически любое изображение. Вначале для работы выбираются предметы наиболее простые как по общей форме, так и по составу частей, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями. Детей знакомят с особенностями строения определенной группы предметов, состоящих из однородных или разнородных элементов. Предлагается самостоятельно составить изображения знакомых предметов.

Работа с мозаикой проходит несколько этапов, на каждом из которых развиваются художественные, познавательные и творческие способности ребенка. Эти этапы — не возрастные и связаны с освоением самой деятельности по конструированию изображений из данного материала, однако их прохождение в разных возрастах будет занимать разное время.

Первый этап — знакомство с мозаикой.

По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка

У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты.

Даниил Хармс

Сначала малыш наблюдает за работой взрослого и других детей. Потом ему предлагается самостоятельно позаниматься с материалом. Обычно ребенок рассматривает элементы и хаотично располагает их на стендах. В это время он учится ориентироваться в цветах, формах, размерах деталей, знакомится со способом использования и хранения материала. В коробке одинаковые по форме элементы расположены в порядке уменьшения.
У малыша на этом этапе отсутствует прямое намерение изобразить что-то конкретное.
Взрослый помогает ребенку самостоятельно овладеть способом действия с материалом – умением соединять между собой элементы (фигурки) и конструировать изображение (делать картинки).

Второй этап – совместная деятельность ребенка и взрослого по достраиванию незавершенного конкретного изображения (цыпленок, поезд). Эта работа проводится с целью развития детского воображения, интереса к практической деятельности конструирования и овладения действием построения конкретного схематического изображения знакомого объекта.

Снеговик, снеговик,
Жить на холоде привык.
Вы не бойтесь за него
И во мгле морозной
Оставляйте одного
Зимней ночью звездной.

Валентин Берестов

На третьем этапе детьми создаются изображения разной степени трудности: овощи и фрукты, пирамидка, деревья, снеговик, здания, транспорт, люди, животные. Ребенок, учится передавать обобщенное строение простых по структуре объектов, радуется полученному результату, пробует использовать специальные средства для большей художественной выразительности изображения. «Проживание» ребенком эмоции, связанной с создаваемым образом, предшествует анализу работы.

Четвертый этап. Ребенок переходит от конструирования предметных образов к созданию сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок («Колобок», «Теремок» и др.). Для этого необходимы навыки выделения главных событий сюжета произведения и характерных особенностей сказочных персонажей.
Ребенок учится самостоятельно конкретизировать замысел будущей композиции, выбирать изобразительные средства, реализовать замысел в материале и контролировать его осуществление.

Кроме показа общих способов построения предметов и обучения анализу объектов, в работе с мозаикой используются схемы. Детям дается готовый схематический рисунок, как модельное представление о конструируемом объекте. Схематический рисунок изображает вид предмета в одной плоскостной проекции (вид спереди или сбоку), используются также схемы, передающие состав частей, например, транспортных средств. Эти схемы выполнены в масштабе изображения, что позволяет детям подбирать материал для своих картинок путем накладывания деталей прямо на схему.

Мозаику из ткани можно применять не только для обучения детей изобразительной деятельности, но и как материал для развивающих занятий. Самым маленьким детали мозаики помогут освоить понятия цвета, формы, размера. Задания могут быть такими:

:

Был блый дом,
Чудесный дом.
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выскочило чудо.
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.

Корней Чуковский

 

  • найти такую же деталь;
  • найти самую непохожую;
  • среди предметов в комнате отыскать что-нибудь такой же формы, такого же цвета;
  • узнать на ощупь форму, материал, из которого вырезана деталь;
  • расположить элементы на стенде над/под, слева/справа от заданного.

Для ребят постарше занятия с мозаикой становятся средством развития воображения, помогают придумывать новое, выражать свои чувства и настроения.
Вот несколько упражнений для ребят старшей и подготовительной групп.

Самое веселое

Используя любые детали мозаики, детям предлагается выложить что-нибудь веселое, может быть, самое веселое на свете (или самое грустное, самое страшное – любое чувство). Изображать можно не только предметы: передать чувство способны различные сочетания цветов и форм. Готовые работы обсуждаются в группе – можно рассмотреть, как по-разному выражаются настроения у детей.

Чего на свете не бывает?

Предложите детям выложить то, чего на свете не бывает. Вы увидите, с каким удовольствием они выполняют это задание.
Если ребята затрудняются, можно предлагать им конкретные творческие задания. Например: «Редкий зверь».

Ели на опушке -
До небес макушки.
Слушают, молчат,
Смотрят на зайчат.

А у наших у зайчат
Ушки длинные торчат.
Зайцам весело в лесу,
Не боятся и лису

В нашей группе без забот
Зверь особенный живет.
Вам, наверно, интересно?
Он, ребята, тем хорош,
Что на всех зверей известных
Абсолютно не похож.
Он по виду необычный,
И вы знаете, друзья,
Потому он симпатичный,
Что его придумал я.
Имя дал. И он теперь
Самый лучший в мире зверь!

После знакомства детей с вашим редким зверем предложите им придумать и выложить из лоскутов своего придуманного зверя. Для начала можно нарисовать эскиз (рисунок-схему). Пусть ребенок нарисует, каким, по его представлениям, должен быть этот зверь. Потом, глядя на рисунок, детям будет несложно подобрать элементы мозаики, из которых он выложит изображение. Дайте ребенку полную самостоятельность, пусть его собственный зверь станет действительно редчайшим в мире. И не торопитесь оценивать такие работы, делать замечания. Постарайтесь взглянуть на них глазами ребенка.

Загадки из мозаики

Использовать художественное конструирование можно и при сочинении своих собственных оригинальных загадок. Например, ребенку-водящему предлагается выложить любое изображение, но так, чтобы остальные его не видели. После этого водящий начинает описывать это изображение, не называя его. Остальные дети должны отгадать, что это такое. После этого рассматривается отгадка.

Описывать можно не только готовое изображение, но и процесс его построения. Один ребенок, создав на своем стенде какой-либо образ, рассказывает, как он это сделал. Остальные дети строят этот образ «под диктовку» и пытаются угадать, что же было на картинке у водящего.

Загадки создаются и по определенному количеству деталей мозаики. Вы говорите детям, что задумали выложить какое-то изображение, не называя его. Для этого вам необходим определенный набор деталей. Предложите детям поэкспериментировать с этими деталями и отгадать, что вы задумали. Но не оценивайте такие работы по критерию правильно/неправильно: дети могут создать интересные образы, непохожие на задуманный. Лучше удивитесь вместе с ребятами, сколько разных картинок можно создать из одних и тех же деталей.

Строим втроем

Дети делятся на подгруппы по три человека. Первый ребенок начинает выкладывать изображение. Другой продолжает, а третий заканчивает образ. Можно не разрешить детям заранее договариваться о том, что будет изображено, а предложить передавать следующему замысел жестами и мимикой.

Новые сказки

Предложите детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и выложить этот сюжет на стенде. Работа может быть коллективной. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка. Можно заранее придумать всех героев, место действия и соединить их в один сюжет. А можно по ходу сочинения сказки выкладывать новых героев.
В другом варианте дети независимо друг от друга выкладывают разные картинки к сказкам. После чего готовые сюжеты выставляются друг за другом. По этой последовательности все ребята вместе придумывают новые сказки.

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
И зеленые лягушки
Песенку поют.

Саша Черный

При построении изображения воспитатель может допускать творческие ошибки и предлагать детям найти их и исправить. Это учит детей не смеяться над ошибками, а учиться на них. На ошибках можно учиться фантазировать.
Тематика занятий с использованием мозаики из ткани может быть самой разнообразной.

Анна ПОЛЯКОВА,
воспитатель яслей-сада № 193, г. Барнаул

Публикация произведена при поддержке интернет проекта об отдыхе на Кипре BeenTo.ru. Посетив сайт проекта BeenTo.ru, Вы найдете большое количество материалов, которые расскажут про отели Пафоса, Ларнаки, Протараса, и Ай-Напы, позволят больше узнать о курортах, ресторанах, местах отдыха и достопримечательностях Кипра, и о многом другом. Интернет проект BeenTo.ru поможет составить свой туристический маршрут и будет полезен каждому, кто хочет провести свой отдых на этом живописном острове.

Рейтинг@Mail.ru