Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2000


Будь здоров, расти большой

ДЕТСКИЙ ОНАНИЗМ:
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наш специальный корреспондент
беседует с детским невропатологом Елизаветой МЕЛАНЧЕНКО

- Детский онанизм часто представляется одной из «вечных» педагогических проблем. В чем, по-Вашему, суть этой проблемы с точки зрения детского врача, невропатолога?

— Самое главное в этой проблеме — реакция взрослых, когда они обнаруживают, что ребенок трогает свои половые органы.

Надо сразу договориться, что детский онанизм и взрослый — это явления разного порядка.

Практически все дети так или иначе через это проходят. В первую очередь детский онанизм связан с интересом к собственному телу. А половые органы — это такая телесная область, которая легко реагирует на прикосновения. И эта реакция не неприятная.

Онанизм может начинаться у ребенка уже в возрасте 5—6 месяцев, когда ребенок вдруг напрягается, краснеет, а потом обмякает и засыпает. Обычно родители подозревают в этих случаях судороги.

В более старшем возрасте, когда у детей часто бывают запоры и они подолгу сидят на горшке, напряжение передается и половым органам — возникают приятные ощущения, которые ребенок хочет повторить. Поэтому он ищет способы для этого.

Само по себе подобное исследование своего тела вовсе не патологично. Ничего плохого в этом нет.

Проблема — именно во взрослом, в его реакции. Первая реакция — родителей ли, воспитателей ли — испуг. Это глубоко неправильная реакция. Худшее, что может быть в данной ситуации.

Испуг взрослого передается ребенку. Он начинает думать, что занимается чем-то ужасным, плохим, и, как следствие, что он сам очень плохой.

Этот испуг может послужить причиной самых разных сложностей: от утраты доверия в отношениях с данным взрослым до нарушения отношения к сексуальной сфере в целом, восприятия ее как чего-то недостойного, гадкого.

— Чем же можно объяснить такой испуг взрослого человека?

— В целом панические реакции взрослых на детей прямо связаны с господствующим уровнем «цивилизованности» общества, его терпимости к различным человеческим проявлениям.

По мнению болгарского профессора Б.Братанова, в детстве онанизмом занимались все мужчины и 3/4 всех женщин (справочник «Клиническая педиатрия», изд-во Академии наук Венгрии, Будапешт, 1975).

А американский профессор психиатрии Г.Каплан указывает, что это довольно распространенное явление у детей в возрасте от 15 до 19 месяцев, т.е. это, с его точки зрения, практически норма («Клиническая психиатрия». Пер. с англ., изд-во «Медицина», М., 1994).

Современные западные врачи-педиатры и терапевты вообще не считают детский онанизм (да и взрослый тоже) патологическим явлением. Они даже усматривают в этом свои положительные стороны. Ведь сам по себе прилив крови к половым органам — это профилактика мочеполовых инфекций в раннем возрасте.

Однако в русскоязычной литературе эта проблема избегается и обсуждается крайне редко.

— Откуда же тогда берется устойчивое представление о том, что детский онанизм — это что-то очень плохое и вредное для здоровья?

— Детский онанизм обычно связывается с сексуальностью, а точнее, путается с сексуальностью. Если ребенок занимается онанизмом, считается, что он проявляет порочные склонности и предрасположен к разврату.

Типичная реакция одной из воспитательниц: «Доктор! Сделайте что-нибудь! Если они у нас в пять лет онанизмом занимаются, то в шесть половой жизнью жить начнут?!»

— Чем же доктор может помочь? Провести срочную операцию?

— Но такой прямой связи между этими явлениями просто нет. Детским онанизмом занимаются почти все, а сексуальными расстройствами (раннее половое развитие, патологическое сексуальное желание, ранние беременности и аборты) страдает все-таки ограниченная часть населения. И онанизм является самой последней причиной этих расстройств. В основном они связаны с нарушениями социализации ребенка.

Ребенок может обнаружить у себя и другие эрогенные зоны, помимо половых органов, и начать стимулировать их. Это может быть сосание пальца или любых других предметов, чесание пяток, поглаживание спины, то же сидение на горшке. Но это не вызывает у окружающих панической реакции, хотя природа этих явлений точно такая же, как при раздражении половых органов.

Поэтому запрет на детский онанизм носит скорее ритуально-бытовой характер и мотивирован отношением данного общества к телесности вообще, в том числе и к обнаженному телу, даже если это тело ребенка, половые органы ребенка. Это скорее характеризует взрослых, чем детей.

Обычно человека пугает как раз то, что в нем самом является подавленным и нереализованным.

— Вы говорите о подавленной сексуальности педагогов?

— Среди женщин-педагогов большой процент незамужних или таких, у которых имеются серьезные семейные проблемы, в том числе и в сексуальной сфере.

Забавно, но молодые двадцатилетние воспитательницы реагируют на детский онанизм совсем не с такой паникой, как пожилые воспитательницы. Для тех, выросших в условиях строгой, почти ханжеской социалистической морали в вопросах пола, это кажется чем-то абсолютно ужасным.

Поэтому происходящие изменения во взглядах на взаимоотношения людей разного пола все-таки имеют положительные стороны.

— Так и слышится упрек в оправдании распущенности современного поколения. Как будем защищаться?

— Обычно общественное «падение нравов» связывается с доступностью литературы и фильмов эротического содержания.

По этому поводу французскими учеными было проведено любопытное исследование. В городе Метц в одном из районов запретили продажу изданий с изображением обнаженных тел, а в двух других районах их, наоборот, стали выставлять чуть более интенсивно, чем раньше. Так вот, в тех районах, где литература была доступной, «за отчетный период» изнасилований оказалось на порядок меньше, чем в тех районах, где она была запрещена.

Почему? Для некоторых людей рассматривание картинок является действием, вполне эквивалентным половой разрядке. Вместо того чтобы искать приключений на улице, такой человек с удовольствием полежит на диване в обнимку с журналом.

— Таким образом пар уходит в свисток?

— Точно. На этот счет существует и наша российская статистика, которая, может быть, поразит читателей. За последние 5 лет у нас заметно снизилось количество нежелательных беременностей у девушек до восемнадцати лет.

— То есть вы утверждаете, что причины половой распущенности — чисто социальные?

— Безусловно. Но все же доступность эротической литературы и видеопродукции — это один из последних факторов, влияющих на половую распущенность. Половая распущенность — это следствие оскудения внутреннего мира, личностной нереализованности, ограниченных возможностей для обучения, отсутствия удовлетворяющей человека работы. Безработица — один из определяющих факторов общественного разложения. А на другом полюсе — отсутствие необходимости работать, потому что папа миллионер.

И точно в такой же малой степени половая распущенность связана с детским онанизмом.

Еще одна важная деталь: представление о том, что прикосновение ребенка к своим половым органам непременно вызывает у него возбуждение, вовсе не является правилом. Наоборот, ребенок может успокаивать себя таким образом. Многие дети после занятий онанизмом легче засыпают.

— Получается, что детский онанизм надо чуть ли не приветствовать?

— Лучше вообще никак не реагировать. Поощрять не стоит.

Если же ребенок занимается этим прилюдно, его нужно постараться отвлечь, потому что у окружающих это может вызвать негативную реакцию.

— Когда онанизм — это сигнал опасности?

— Во-первых, когда у ребенка возникают расстройства поведения, плач, недовольство. Он начинает плохо спать, просыпается по ночам, у него появляются различные навязчивые движения. В этих случаях движения, связанные с онанизмом, становятся в один ряд с другими навязчивыми движениями. Тогда он может начать заниматься онанизмом прилюдно.

Обычно же родители даже не подозревают, что ребенок занимается онанизмом, потому что он делает это в одиночестве, под одеялом, в темноте.

— Почему «прилюдность» — это сигнал?

— Ребенок в глубине души понимает, что онанизм не надо афишировать. Если он начинает заниматься этим в любом месте, не считаясь с окружающими, значит, он не в состоянии контролировать свои желания и движения.

Тем не менее у детей садовского возраста это обычно не свидетельствует о патологии. Если воспитательница один раз застала ребенка за этим занятием, это скорее всего так называемый физиологический онанизм, а не патологический. Но если это повторяется, можно предположить, что у ребенка развивается невроз, что дома у него неблагополучная обстановка.

— Что тогда делать?

Если родители укажут на какие-то дополнительные признаки невроза, следует обратиться к специалисту-
невропатологу. Но испуга по-прежнему не следует выказывать. В одних ситуациях ребенка нужно отвлечь, в других — приласкать.

Если признаков невроза нет, нужно посоветовать родителям уделять ребенку побольше внимания и чаще гладить по головке, обнимать, даже возиться. На некоторое время нужно ограничить катание на
велосипеде, верховую езду, следить за тем, чтобы белье было не тесное.

При этом нужно помнить, что физиологический онанизм — это не болезнь и не порок, а часто встречающееся явление в жизни маленьких детей.

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru