Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2000


Архив

АКВАРЕЛЬНЫЕ ГРЕЗЫ

Марина АРОМШТАМ
Консультант - Людмила СЕРКОВА,
садовница вальдорфского детского сада

Один из родителей, серьезный человек, бизнесмен, приведя ребенка первый раз в группу, не сдержал удивления: «Да у вас здесь, как... в МАМЕ!» Может быть, поэтому?
Не только теоретики вальдорфской педагогики, но и современные психологи отмечают, что разный цвет ощущается и переживается нами по-разному — возбуждает, вдохновляет, раздражает, успокаивает — и что он может являться показателем нашего внутреннего душевного состояния.
Рисунок — также диагностичен. Наблюдательный педагог по спонтанному рисунку может «прочитать» проблемы ребенка.
Одна датская садовница рассказала про ребенка, вернувшегося в группу после игры в песочнице. Внешне в его поведении ничего не изменилось. Ничего, кроме характера линий и сюжетов в рисунках. Появились не свойственные раньше ребенку тонкие линии, лица с огромными глазами. Через некоторое время выяснилось, что малышу в глаз попало инородное тело, требовавшее вмешательства специалиста. И рисунок сигналил об этом.
Вальдорфцы вообще с напряжением относятся к появлению тонких линий в изобразительных работах детей. По их мнению, это симптом невротизации ребенка, его излишней интеллектуальной перегруженности.

В вальдорфском детском саду существует два вида рисования — свободное рисование восковыми мелками и рисование жидкими красками.
Восковые мелки такой фирмы, как «Stocmer», изготовлены из чистого воска с добавлением растительных красителей. Они пахнут медом. Маленькие дети, только начинающие рисовать, с удовольствием берут их в руки, нюхают, даже пробуют на зуб. Это и безопасно, и приятно.
Работая мелками, ребенок самостоятельно открывает целый веер художественных возможностей этого материала: можно проводить толстые линии, можно полоски, можно рисовать пятном, быстро тонируя большие пространства.
Палитра мелков ограничена только основными цветами: в набор включаются красный, желтый и синий мелки.
Остальные цвета дети должны научиться получать сами, свободно экспериментируя. На выборе цвета (за исключением ситуаций коррекционной работы) педагог никогда не настаивает. Это личное дело ребенка.
Рисование мелками — свободное. Они всегда под рукой, всегда доступны. Никто не указывает ребенку, что, когда и как он должен изображать. Конечно, взрослым свойственен снобизм: рядом с ребенком так легко ощущать себя умным и умелым. Но то, что мы обычно называем обучением рисованию, часто работает не на личностное развитие, а на планомерное формирование стереотипности восприятия и изображения формы.
А форму дети тоже должны найти сами.
Большее, что могут позволить себе садовницы, это рисовать рядом с детьми свою собственную работу. Делают они это обычно хорошо, так как умению рисовать отводится много времени во время их обучения. Однако есть и такие, которые считают, что их творчество никак не отражается на спонтанном рисунке ребенка, тесно связанном с его внутренним миром.
Детское рисование, считают вальдорфские педагоги, — не средство для планомерного обучения ребенка каким-то знаниям или навыкам, а возможность для проявления, «материализации» душевного мира, способ взаимодействия с миром.

Организованные занятия живописью связаны с работой жидкими красками.
По виду эти краски похожи на окрашенную воду.
Они напоминают нашу привычную акварель, но заранее разведены в баночке с водой.
Вода — главная субстанция жидкой краски. Это качество и роднит такую краску с ребенком. Кроме того, при помощи жидких красок можно создавать чистые цвета.
Дети рисуют на заранее подготовленной акварельной бумаге. Бумага сильно смачивается и кладется на час под мокрую тряпочку, чтобы как следует пропитаться водой.
При работе такая бумага не коробится. Жидкая краска на ней расплывается красивыми причудливыми пятнами.
Такое рисование — игра с цветом.
Детей просят не смешивать краски: краскам это не нравится, поэтому при смешении образуется грязный цвет.
Цветовые пятна располагаются рядом друг с другом.
На границах пятен смешение происходит само собой. Образуются различные цветовые оттенки.
Ребенку хорошо видно, как краски могут соседствовать друг с другом, как они проникают друг в друга.
Главное в таких рисунках — настроение. По мотивам детских работ педагог потом может сочинить сказку, рассказать о том, какие образы навеяли на него цветовые переходы того или иного ребенка.

Садовница вальдорфского сада выбирает специальное время для рисования жидкими красками. По некоторым наблюдениям вальдорфских садовниц, для каждого вида рисования существует оптимальное время дня.
Мелками дети лучше всего рисуют после сна.
Они еще не полностью вышли из состояния грез, и их сон находит свое продолжение в рисунке. Детская рука ведется не сознанием, а внутренним ощущением бытия.
А вот жидкими красками хорошо рисовать непосредственно перед сном.
Это и своеобразный тест на то, как у ребенка прошел день, и психотерапевтическое средство, позволяющее излить свои переживания на бумагу. Если три основных цвета уравновешивают друг друга, все в порядке. А если, к примеру, доминирует синий цвет с красными пятнами, надо бить тревогу: скорее всего ребенок подавлен, отягощен проблемами.
И тот, и другой способ рисовать помогают ребенку свободно грезить. А в этом, считают вальдорфцы, залог его нормального развития.

Публикация произведена при поддержке интернет проекта «Дневник затерявшихся мыслей». Посетив сайт проекта, который располагается по адресу http://losty.ru/, Вы найдете хорошие стихи о любви, произведения классиков и поэтов 21 века. А так же, к вашему вниманию различные статьи о современной поэзии, полезные материалы, советы и рекомендации, которые расскажут о том, как правильно писать стихи. Интернет сообщество представленного на сайте форума о стихах «Затерявшийся форум», позволит приобрести новые интересные знакомства, прочесть произведения начинающих авторов или поделиться своими стихами.

Рейтинг@Mail.ru