СЪЕДЕМ С ГОРКИ
В русской народной культуре
скатывание с горы всегда связывалось с идеей
ускорения тока жизненных сил как в человеке, так
и в земле, с которой он взаимодействует. Поэтому
во время зимних календарных праздников люди всех
возрастов старались съехать с горы. Детям
оживленная энергия была нужна для роста,
молодоженам — для успешного начала совместной
жизни, а старикам — для ее продолжения.
Считалось, что если на Масленицу старик съехал с
горы, то он доживет до следующей Пасхи…
На горке человек виден как на ладони.
Катаясь, он проявляет свои личностные
особенности: степень активности, находчивости,
уверенности в себе. Недаром в народной общинной
культуре катание с гор в зимние праздники всегда
было предметом наблюдений, пересудов, толков
присутствующего деревенского люда. На основании
этих наблюдений делались даже прогнозы
относительно дальнейшей судьбы катающихся,
особенно если это были молодожены: кто первым
упал — тот первым помрет. Если упали вместе на
одну сторону — будут вместе и в жизненных
трудностях. Повалились порознь по разные стороны
ледовой дорожки — так и на дороге жизни
поступят…
Высокая ледяная гора с длинным спуском
— это место максимального испытания человека
скользкостью в сочетании со скоростью и
одновременно школа, где он обучается
устойчивости и умению чувствовать, понимать,
использовать свои ноги…
И дети, и взрослые придумали множество
приспособлений, съезжая на которых можно было
развивать очень большую скорость скольжения и
ставить себе все более сложные задачи на
ловкость, равновесие и смелость. Из самых простых
приспособлений подобного рода были круглые
«ледянки» — замороженная в решете или в тазу
вода с навозом, особые скамейки, на которые
садились верхом, — их нижний полоз был тоже
покрыт для скользкости замороженной смесью воды
с навозом и т.д.
Из книги Марии Осориной
«Секретный мир детей
в пространстве мира взрослых»
(СПб.: «Питер», 2000)
|