Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2001


Книжный шкаф

О жизни Марии Монтессори - учительницы и ученой

О ЖИЗНИ МАРИИ МОНТЕССОРИ -
УЧИТЕЛЬНИЦЫ И УЧЕНОЙ

Эта женщина по сей день остается гордостью Италии. Ее портрет напечатан на итальянских лирах, а имя трижды числилось в списках, поданных на Нобелевскую премию. Можно по пальцам пересчитать педагогические университеты в мире, где не ведутся спецкурсы по педагогике, названной в ее честь. Она посвятила себя служению детям, страстно отстаивая их права на свободное, сообразное природе развитие. Тысячи учителей, вдохновленных идеями Марии Монтессори, стали приверженцами гуманистического реформирования школы. Однако жизнь Монтессори была окружена ореолом противоречивой загадочности.

Мария Монтессори родилась 31 августа, когда дети в России и в некоторых других странах мира укладывают в школьные ранцы тетрадки, готовясь к новому учебному году. Несказанной дерзостью для женщины в тогдашней Италии было поступить на медицинский факультет Римского университета — врачами становились только мужчины. Мария Монтессори стала студенткой и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. Ей было 26 лет. Она стала первой в Италии женщиной-врачом.

Еще учась в университете Монтессори активно выступала за социальные права женщин, искала государственной поддержки социальным программам, связанным с женщинами и детьми, и стала одним из лидеров движения за равноправие женщин. Ее избрали делегатом Международного конгресса женщин в Берлине. Речь Марии Монтессори на этом конгрессе была проникнута такой живостью, критичностью и поразительной для молодой женщины компетентностью, а сама она на трибуне была столь очаровательна, что участники конгресса долго и воодушевленно аплодировали ей. Ее запомнили. К ней пришла первая известность.

Вернувшись в Рим, Мария стала работать ассистенткой врача в университетской клинике. Ей не раз приходилось наблюдать лечение детей с ограниченными умственными возможностями. Эти дети были изолированы от мира и представлялись ей маленькими пленниками. Среда их обитания была исключительно скудна. Ни о каких игрушках или книжках не могло быть и речи. Однажды Мария заметила, как после обеда дети нашли корку хлеба и разминали ее. Корка была их единственной игрушкой. Других предметов для занятий у детей не было.

Мария Монтессори обратила внимание на то, как важна для развития ребенка окружающая его предметная среда. Но формирование развивающей среды не относилось к области медицины.

Она стала изучать работы французских психологов Итарда и Сегена. Итард был знаменит как учитель «дикаря из Аверона» — дикого мальчика, который вырос, как зверек, в лесах Аверона. Итард пытался научить его мыслить, пробудить хоть проблески интеллекта. Ученики Итарда и Сегена были умственно отсталыми детьми. И, чтобы успешно работать с ними, ученые придумали богатый материал для упражнений в сенсомоторике. Но с помощью этих материалов можно было лишь диагностировать развитие ребенка. Они не были приспособлены для дидактической работы. Тем не менее эти «психологические орудия» оказались столь совершенными, что ими и по сей день успешно пользуются психологи всего мира, и вряд ли кому из специалистов надо сегодня объяснять, что такое «доски или рамки Сегена». Для Марии Монтессори изучение работ Итарда и Сегена было ответом на вопрос, чем она будет заниматься в дальнейшем. Она перевела книги Итарда и Сегена на итальянский язык, переписывая их от руки, «чтобы, — как она писала, — я могла взвесить и постичь смысл каждого слова и не только понять значение, но и почувствовать сам дух автора».

Настало время, когда Мария Монтессори поняла, что проблемы умственно отсталых детей — это не только медицинские проблемы, но и (а часто и прежде всего) педагогические. Надо учиться работать с такими детьми не в больнице, а в школе. Эти идеи по тем временам были абсолютно крамольными, они влекли за собой не только перестройку общественного сознания в отношении к детям с ограниченными возможностями, но и изменение уклада жизни любой традиционной школы. Мария Монтессори в своих размышлениях рискнула поставить фигуру Ребенка с его единственной и неповторимой жизнью, больного ли, здорового — любого, в центр мироздания. Она стала наблюдать и изучать эту жизнь в каждом отдельном проявлении, в то же время зачитываясь трудами по психологии и антропологии. К тому времени в Римском университете уже несколько лет существовал институт экспериментальной психологии, где Мария Монтессори начала вести свои научные исследования.

Здесь она познакомилась с отцом своего будущего ребенка. Они работали вместе, были коллегами и любили друг друга. Но брак не состоялся. Мария боялась осуждения католической церкви, и когда у нее в 1898 году родился сын, она почти сразу отправила его с няней в деревню вблизи Рима. Марио вырос без матери в рабочей семье, учился в интернате и долгое время ничего о ней не знал. Ирония судьбы — Монтессори имела ребенка и скрывала это, но всю свою жизнь отдавала чужим детям. Впервые они встретились, когда Марио был уже молодым человеком. Сначала Марио сказали, что он племянник этой незнакомой дамы. Позднее он вспоминал, что дама показалась ему доброй и приветливой. Тогда ему объяснили, что Мария Монтессори — его мать. Это был миг счастливого потрясения. С тех пор до конца жизни они оставались вместе.

Когда весной 1900 года Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, Монтессори согласилась стать ее директором. Ей дали «разбег» длиной всего в три месяца. Она впервые попробовала создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Через три месяца комиссия из представителей министерства образования, членов Лиги и городского совета пожаловала с подведением итогов ее работы. Сначала было короткое выступление самой Монтессори, затем учителя школы отвечали на вопросы, и, наконец, дети показали то, чему они научились за столь короткое время. Результаты были ошеломляющие. Школа и труд ее педагогов во главе с директором были справедливо оценены очень высоко.

6 января 1907 года в предместье Рима в Сан-Лоренцо была открыта первая школа для здоровых детей, которая стала работать по методу Марии Монтессори — знаменитый Дом ребенка («Casa dei Bambini»).

В Сан-Лоренцо жили бедные семьи рабочих окрестных фабрик. Они вряд ли могли платить за содержание своих детей в школе или детском саду. Поэтому меценатом Дома ребенка стал владелец местных трущоб Эдуардо де Салама.

Он предоставил Монтессори и ее молодым коллегам хорошее помещение, обеспечил мебелью, которая сначала не слишком устроила педагогов, но потом была приспособлена для жизни детей. Монтессори принесла туда специальные сенсомоторные материалы, предоставила детям возможность выбирать и стала наблюдать их свободную работу.

Спокойная, дружелюбная атмосфера, спонтанное трудолюбие и естественная для детей концентрация внимания на собственной деятельности стали отличительной чертой уклада жизни домов ребенка.

Успехи в Сан-Лоренцо обсуждала вся итальянская пресса. Вокруг Марии Монтессори образовался круг молодых, интересующихся новой педагогикой учительниц.

Курс лекций, который в это время профессор Монтессори продолжала читать в Римском университете, в 1909 году был опубликован отдельной книгой с названием «Антропологическая педагогика». А в следующем году молниеносно разошлась по миру другая книжка, вышедшая на английском. Она называлась «Метод Монтессори», и ее сразу же перевели на 20 языков мира. Через два года, в 1913 году, ее прочитали в России под названием «Дом ребенка. Метод научной педагогики». Но это не главный педагогический труд Марии Монтессори. О самом важном она написала гораздо позже, во второй половине жизни.

Монтессори была прекрасным оратором, вдохновенным пропагандистом своих идей. Педагоги всего мира съезжались в римский Дом ребенка, чтобы послушать ее и увидеть все своими глазами.

Идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Состоялось официальное признание новой педагогической системы в Италии, и на ее развитие были отпущены большие средства. Указом короля было создано Монтессори-общество. А в 1929 году открыт специальный колледж с базовой школой, построенный по проекту Марии Монтессори лучшими архитекторами и инженерами Италии. При открытии колледжа Монтессори сказала, что ее не интересует политика и что главным для нее является создание условий свободного развития и воспитания детей и научных наблюдений за ними.

Но как бы ни пытались учителя уйти от политики, все же это не удавалось. Свободные Монтессори-школы были вскоре запрещены в Испании, их разгромили в фашистской Германии и самой Италии во времена национал-социализма, а в России Монтессори — детские сады и школы были закрыты в середине 20-х, подавленные политикой поголовного коллективизма. Учителей назвали космополитами, поддавшимися западным влияниям.

Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году по приглашению Теософского общества уезжает с чтением лекций в Индию, в Мадрас.

Душевные потрясения, горечь и страх за будущее вытеснили все научные постулаты, которым Мария Монтессори была верна в прежние годы. Наука перестала иметь для нее прежнее значение. Она предалась религиозным размышлениям. Спасала также близость с сыном, который стал ей верным другом и помощником.

Мария Монтессори вернулась в Европу сразу после войны. Ей было уже 76 лет. Но ее энергии можно было только удивляться. В начале 50-х годов она написала свои главные психолого-антропологические труды. Их перевели на многие языки мира (русских переводов, к сожалению, нет до сих пор). Монтессори по-прежнему много выступала и самые ответственные учебные курсы всегда вела сама.

Последние несколько лет Мария Монтессори вместе с сыном жила в Голландии — стране, которую она очень любила и которая проявляла особый интерес к ее гуманистическим идеям. В 1950 году Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Ее труды выдвинули на международную Нобелевскую премию.

Мария Монтессори скончалась в Голландии в мае 1952 года и была похоронена в местечке Нордвийк на маленьком католическом кладбище.

Поразительно: с дидактическими материалами, которые были придуманы сто лет назад, вот именно с этими кубиками, бусинками и цветными табличками с величайшим увлечением занимаются и сегодняшние дети! Так же, как в Доме ребенка у Марии Монтессори, и в наши дни в Монтессори-школе каждый ребенок по утрам поливает свой маленький цветок.

Елена ХИЛТУНЕН

Публикация произведена при поддержке аутсорсингово call-центра «Infotell». Компания «Infotell» оказывает профессиональные услуги исходящего и входящего телемаркетинга. Услуга «Холодный звонок» от компании «Infotell» - это работа высококлассных специалистов, которые соберут информацию о клиентах, проведут грамотную презентацию Вашего предложения потенциальным заказчикам и обеспечат высокий отклик на предлагаемые услуги и товары. Посетив официальный сайт аутсорсингово call-центра «Infotell», который располагается по адресу http://infotell.ru/, Вы сможете подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами, получить помощь онлайн консультанта, воспользоваться калькулятором расчета стоимости услуги и сразу отправить на неё заявку.

Елена Хилтунен

Рейтинг@Mail.ru