Лесенка-чудесенка
УЧИСЬ, ИГРАЯ
ЛЕСЕНКА ЧУДЕСЕНКА
Авторы пособия:
Елена СТАРОВОЙТ, воспитатель,
Елена ПОЛИЩУК, воспитатель,
Генриэтта СМИРНОВА, логопед
ЦРР-д/сад № 13, г. Магадан
Лестница имеет 33 ступеньки:
с левой стороны — 33 числа (нечетные
числа — красного цвета, четные — зеленого);
с правой стороны — 33 буквы русского
алфавита (гласные — красного цвета, согласные —
синего), беззвучные ерь и ер (ь и ъ знаки) — белого
и й — зеленого;
каждой букве соответствует ее
порядковый номер в русском алфавите;
все поле лесенки поделено на
квадраты, чтобы детям легче было
ориентироваться.
Высота лестницы — 88,5 см, ширина — 1 м 78
см.
Лесенка-чудесенка вешается на стене группы на
такой высоте, чтобы детям удобно было ею
пользоваться.
Как пользоваться пособием
МАТЕМАТИКА
1. Прямой и обратный счет
ЗАДАНИЕ: поднимитесь на 20-й этаж,
называя номер каждой ступеньки; спуститесь с 20-го
этажа на 12-й, называя номера ступенек, и т.п.
2. Четные и нечетные числа, пары, тройки
ОБЪЯСНЕНИЕ
Зеленые числа — четные. Если
пересчитываемых предметов столько, сколько
написано в одном из зеленых квадратиков, из них
всегда можно составить пары. Для примера педагог
отбирает четное количество детей, строит их
парами и считает: 2, 4, 6, 8, — и т.д. по количеству
детей. Затем детям предлагается назвать любое
зеленое число, написанное на ступеньках
лестницы, подобрать соответствующее количество
однородных предметов и составить из них пары.
(Можно использовать ложки, бумажные картинки,
игрушки из пластмассовых яиц, матрешек, грибочки
и другой счетный материал.)
Красные цифры — нечетные. Если пересчитываемых
предметов столько, сколько написано в одном из
красных квадратиков, последнему из них всегда
будет не хватать пары. Педагог выбирает нечетное
количество детей и предлагает им построиться в
пары. Кому-то партнера не хватит. (Нужно обыграть
ситуацию так, чтобы оставшемуся без пары не было
обидно.) Далее можно провести эксперименты с
нечетным количеством предметов.
ЗАДАНИЯ
Назови, пользуясь лесенкой, любое
четное число, любое нечетное число.
Найди число, которое находится между 4
и 6. Это четное или нечетное число?
Поднимись на 20-й этаж через ступеньку,
начиная со второй (2, 4, 6, 8 и т.д.).
Поднимись на 33-й этаж, шагая через
ступеньку, начиная с 1-й (1, 3, 5, 7 и т.д.).
3. Связь между числами
ЗАДАНИЯ
Вот число 10, а следующее какое?
Назови число, предшествующее числу 11.
Найди соседей числа 5.
Мы пойдем в гости к Андрею. Он живет
между 13-м и 11-м этажами. На каком этаже живет
Андрей?
Оля живет на один этаж выше Андрея. На
каком этаже она живет? Какой этаж выше (а значит, и
больше)?
4. Состав числа в пределах первого
десятка
ЗАДАНИЯ
Из скольких единиц состоит число 5?
Дети вместе с воспитателем отсчитывают вниз
клеточки от цифры 5.
Я загадала число. Чтобы добраться до
него, надо отсчитать два квадрата и еще четыре.
Что это за число? (Ответ: 6 = 2 + 4.)
Можно также разделить детей на две
команды, которые будут задавать друг другу
вопросы, а проверка ответов будет производиться
на лесенке.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
ЗАДАНИЯ
Давайте пойдем в гости к букве,
которая живет между 21-м и 23-м этажами. Что это за
буква? (Ф) (Дети проводят горизонтальные линии от
цифр к буквам и находят нужную.) Расскажите мне
все, что знаете об этой букве. (Обозначает гласный
звук или согласный, звонкий или глухой.)
Назовите соседей буквы М.
Какая буква живет выше буквы К на один
этаж?
Когда дети будут легко ориентироваться по
алфавитной лесенке, задания можно усложнять и
давать, например, такие: прочитайте слово,
которое состоит из букв, живущих под номерами 14, 1,
14, 1 (МАМА).
Елена Полищук ; Генриэтта Смирнова ; Елена Старовойт
|