Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2001


Рабочий стол

Главы из книги "Ребенок и взрослый в педагогике переживания". Как мы переходим в первый класс

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

КАК МЫ ПЕРЕХОДИЛИ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Главы из книги Марины Аромштам "Ребенок и взрослый в педагогике переживания" (М., "Linka-press", 1998)

Статья опубликована при поддержке официального сайта Владимира Познера. Нет лучшего способа следить за деятельностью такого выдающегося человека как Владимир Познер, чем следить за его официальным сайтом http://pozneronline.ru . На этом сайте вы сможете найти итервью, статьи и новости о съемках передач. Следите за профессиональной деятельностью Владимира Познера одним кликом мыши на сайте http://pozneronline.ru .

...Едем в автобусе, я и моя коллега, музыкант. Когда мы вместе, мы почти всегда говорим о наших детях — о тех, которых учим.
— Не могу поверить, что пролетел год. Мы уже в первый класс переходим!
— А как вы будете переходить?
Я навострила уши:
— Есть идеи?
— Ну, для меня перейти — значит, действительно ПЕРЕйти. Некую границу. Перешагнуть. Натянуть веревочку, например, и...

Сегодня я планирую решающий удар в направлении «формирования мотива к обучению». «Формирование мотива к обучению» — как звучит! Сразу представляется некто необычайно серьезный. Входит то ли с мастерком, то ли с молотком и давай «формировать»! Тут прихлопнет, там пристукнет, здесь вытянет. Вот и мотив!
Но как его похлопать, если его НЕ ВИДНО! Попробуй повоспитывать невидимое дитя! Качай его, баюкай, говори ласковые слова, восхищайся ежеминутно его невидимым ростом, убеждай его верить в себя...
В общем, предполагается наисерьезнейшая беседа о проращивании школьника в ребенке. Садимся в круг на ковер. Это предполагает некоторую свободу поз и часто вызывает нарекания со стороны заезжих критиков: что-то дети у вас расслабленные, ваша методика их не дисциплинирует. Но я вздыхаю (иногда даже сокрушенно) и продолжаю «напольную» политику проведения наисерьезнейших бесед. Это я усвоила из занятий по психотерапии: хочешь доверительного разговора, не занимай позиции «над» ребенком. «Унизься» до его роста, до общей плоскости.
Итак, начали!
— Наступила настоящая весна! Теперь уже никто не усомнится в ее приходе. И мы с вами...
— ...Пойдем в поход!
Это реплика справа. Мое педагогическое чутье подсказывает, что в целях сохранения стиля занятия лучше ничего не заметить.
— Эта весна для нас необычная: если мы заглянем в себя, то обнаружим: что-то в нас изменилось. Появилось что-то новое. А это новое связано с тем, что постепенно, незаметно вы превращаетесь в ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
— И мы пойдем в поход!
На этот раз реплика слева. Мое педагогическое чутье подсказывает, что назревает нечто, не относящееся к теме наисерьезнейшего разговора. Я все-таки пытаюсь проскочить.
— С превращениями всегда так: никто не может увидеть, как они совершаются. И вдруг!.. Что-то меняется в человеке. Он уже не тот, что был раньше. Вот вы были-были маленькими, ходили в детский сад. А тут оказывается, что вы уже настолько выросли (что-то внутри вас вызрело, как волшебное яблочко), что надо срочно прямо на следующей неделе переходить в первый класс.
— И мы пойдем в поход!
— Вы обещали: когда мы вырастем, то пойдем в поход!
— И в прошлом году мы с воспитательницей ходили. У нас палатка была на поляне. И мы там сидели.
Так. Видно, не спастись. Куда же выгребать? Сохраняю умный вид.
— Разве будущие первоклассники могут идти в поход так же, как дошколята? Прийти на полянку и в палатке сидеть? Они должны идти в такой поход, где их ждут «страшные опасности и ужасные приключения». Как Буратино, когда он первый раз пошел в школу.
Куда это меня понесло? Да еще эти ссылки на авторитеты. Я давно заметила, что для меня поступок какого-нибудь Буратино или Винни-Пуха действует как аргумент. (Это, по-видимому, профессиональное.) Как же быстро эти дети победили!
Пауза.
— А что, я не боюсь приключений! Я даже и опасностей не боюсь. Я, пожалуй, пойду в поход!
Точно, приключений Егор не боится. На прошлой неделе придумал ловить собаку Баскервилей в подвале детского сада и залез туда через отдушину в стене. Дети были в восторге, я — в ужасе.
— А вдруг там разбойники! — У Даньки глаза круглые от страха. Он уже воочию видит и страшные рожи, и кривые ножи.
— А разбойники, между прочим, клады оставляют. Пираты особенно. Мне папа рассказывал!
Ну, держитесь. Это Ольга вступила. Она знает ВСЕ! Чего ей папа только не рассказывал!
Хотя, пожалуй, отыскать где-нибудь под кустом «пиратский» клад с нравоучительным содержимым будет не сильно противоречить педагогической установке формирования мотива к обучению.
— А не отправиться ли нам на поиски клада?
— То-о-очно!
— Ура-а-а!
— А что же там, в кладе, будет?
Лбы наморщены. Варианты перебираются.
— Ну, чего? Золото, драгоценности всякие.
— Какие драгоценности?
— Камни. Мне мама читала про Синдбада Морехода... Камни должны сверкать!
— Я один раз такой камень нашел. Не веришь? Он знаешь, как сверкал на солнце! У него драгоценность с одного боку была!
— А на золото можно купить много-много всего! Давайте золото найдем.
Против золота я не возражаю, шоколадные медальки, по-моему, с успехом эту роль выполнят. И для родительского актива задача посильная... За организационными мыслями теряю бдительность. Забываю, что все превращения совершаются незаметно. Не вижу, что Маша сидит слишком тихо, а молчит — подозрительно сосредоточенно. В тот момент, когда я уже готова расслабиться — ничего страшного не произошло! — глаза ее округляются, и раздается страшный, торжественный шепот:
— Я знаю, что будет в кладе!
Мгновенно воцаряется тишина. Ни у кого ни тени сомнения: она ТОЧНО знает! Что?
— Я знаю, но не скажу!

Маша проболталась. Не проболтаться она не могла, так ее распирало удивительное открытие. Поэтому Ольга уже все вечером знала (это ее хобби — все знать) и под страшным секретом поделилась тайной с Егором, Егор — с Катей, а Егоркина мама — со мной: «В кладе будет КЛЮЧ ОТ ШКОЛЫ!».
Я поняла, что, кажется, все-таки поспособствовала формированию мотива к обучению, и даже в несколько угрожающих формах. Хотя, быть может, виноват Буратино с его золотым ключиком, на которого я так неосторожно сослалась?
Короче, где взять этот ключ и что, собственно, он должен открывать?..

Марина Аромштам

Рейтинг@Mail.ru