Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2001


Рабочий стол

Главы из книги "Ребенок и взрослый в педагогике переживания". "Экзотические рецепты педагогической кухни"

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

КАК МЫ ПЕРЕХОДИЛИ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

"Экзотические рецепты педагогической кухни"

Главы из книги Марины Аромштам "Ребенок и взрослый в педагогике переживания" (М., "Linka-press", 1998)

Статья опубликована при поддержке интернет – портала «TurTella». Ищите где провести отпуск, но не доверяете рекламе? Тогда вам поможет клуб путешественников «TurTella». Сотни отзывов и советов реальных людей помогут вам подобрать место для отдыха, отель, и время года. Не знаете куда поехать в марте? Просто пройдите по ссылке http://turtella.ru/gde-otdohnut-v-marte_a137.html и найдите то, что вам нужно.

Рецепт 1. Как сделать ключ от школы,

который должен быть обнаружен в пиратском кладе.
Главное требование к этому предмету заключается в том, что при первом же взгляде на него сразу должно быть ясно: это и есть ТОТ САМЫЙ КЛЮЧ.
Если вы умеете, вы просто выковываете ключ надлежащего размера и формы. Если нет, внимательно поищите вокруг: может, ключ завалялся среди других вещей или среди вещей родителей будущих школьников.
Например, вам на глаза попадается штопор в пластмассовом футляре, а футляр (почему-то) — в форме КЛЮЧА. Чем дольше вы будете на него смотреть, тем яснее вам будет становиться, что это и есть ТОТ САМЫЙ КЛЮЧ, поисками которого уже целую неделю заняты все ваши родные и знакомые. Как только вы в этом убедились, вы — без всяких сомнений — осторожно отламываете штопор от ручки и получаете головку ключа, вставляющуюся в абсолютно ПУСТОЕ отверстие футляра. Футляр с головкой вместе составляет необходимый вам предмет подходящей формы и подходящего размера.
Однако существует опасность, что при обнаружении ключа в кладе головка будет выдернута и у выдергивающих возникнет вопрос: «А для чего там дырка?» Поэтому пустое отверстие, образовавшееся после отламывания штопора, лучше заполнить.

Рецепт 2. Чем можно заполнить пустое отверстие небольшого предмета

Пустое отверстие любого предмета можно заполнить сладостями или подарками. Однако если вы чувствуете, что отверстие слишком мало и туда не влезет столько подарков, чтобы их хватило на достаточное количество претендующих подержать предмет в руках, лучше положить туда что-нибудь ОДНО, но имеющее отношение ко всем. Например, записку с инструкцией по применению данного предмета.
...ТЕ САМЫЕ КЛЮЧИ, изготовленные из сломанных штопоров, можно заполнить записками, объясняющими местонахождение дверей и способы их отмыкания. Записка пишется крупными печатными буквами и помещается в отверстие ключа так, чтобы ее кончик торчал наружу. Тогда способность головки ключа (в прошлом — ручки штопора) отлетать в неподходящий момент от основания превратится в важнейшее, ценнейшее качество данного предмета.

Рецепт 3. Где взять дверь, которую будет открывать ТОТ САМЫЙ КЛЮЧ

Подобрать подходящую дверь гораздо труднее, чем ключ, потому что она должна открываться куда-то, что тоже должно соответствовать требованию быть ТЕМ САМЫМ. Поэтому лучше, если никакой двери не будет вообще. Никакой видимой двери. А НЕВИДИМЫХ дверей может быть сколько угодно, по количеству поступающих в первый класс. Невидимая дверь удобна тем, что ее можно открывать в любом удобном для вас месте... А ТО САМОЕ, что должно за ней находиться, каждый может увидеть внутренним зрением. Это, безусловно, что-то важное и прекрасное, но представляющее индивидуальную тайну каждого «открывателя»...

Рецепт 4. Как сделать пиратский клад

Приготовление пиратского клада состоит из двух этапов.
Этап первый. Берется глиняный горшок (или старый сундук, или чугунок, или любая другая емкость, которой обычно пользуются при захоронении кладов). Горшок наполняется золотыми монетами (возможна замена шоколадными кругляшками в золоченых обертках). Туда же помещаются моток ВОЛШЕБНОЙ веревки и ТОТ САМЫЙ КЛЮЧ. Клад готов к захоронению.
Этап второй. Берется чей-нибудь папа (с его согласия) и лопата. Папа с лопатой идут в лес и в условном месте зарывают клад. Чей-нибудь папа в этот момент должен чувствовать себя настоящим пиратом, иначе ничего не получится. Дорога к кладу помечается специальными знаками — МЕТКАМИ, цель которых — нагонять ужас и таинственность.
Пиратский клад готов к употреблению.

Рецепт 5. Как пуститься на поиски клада

Пускаются на поиски клада в условленный день, когда уже ни о чем другом думать нельзя и искатели готовы преодолевать препятствия, терпеть лишения, проявлять мужество, благородство и отвагу. Необходимым условием является специальная форма одежды, состоящая из рюкзака с едой, запасной пары носков и личного оружия. Личное оружие разрешается брать для того, чтобы ходить в разведку в глубокий и страшный овраг и для защиты девочек в случае внезапного нападения врагов.
Для целенаправленного передвижения по пересеченной местности (несмотря на наличие меток) обязательно нужна карта, безвозвратно утерянная пиратами в давние времена.

Рецепт 6. Откуда берется карта

Карту, чертыхаясь и проклиная вашу работу, рисует ваш муж (или друг, или опять же чей-нибудь папа). Рисует, естественно, поздно ночью, потому что мысль о карте посещает вас в последний момент вашей способности к двигательной активности. Однако скрежет зубов и темнота за окном наполняют рисуемую карту дополнительной энергетикой, а рисующего — вдохновением. Поэтому к карте вы получаете еще и огромный конверт, изрисованный веселыми роджерами и загадочными словами типа «Не открывать тем, кому не положено».
Конверт появляется перед детьми «совершенно необъяснимым образом». Все приходят утром — и вдруг конверт.

Условия вскрытия конверта:

1. Высказать гипотезы о его попадании к вам в группу. Возможны варианты: «Залетел», «Взялся ниоткуда», «Упал», «Почтальон Печкин». Любой считается удовлетворительным.
2. Разобрать таинственные надписи. Это работа для «продвинутых» в умении читать. Каждое разобранное слово встречается бурей эмоций.
3. Решить, те ли мы, которым «положено открывать». Возможны варианты: «А вдруг там бомба?», «Я боюсь!», «Раз к нам попало, значит — положено!». Принимается только последний вариант.
Вскрытие конверта и извлечение карты вызывают всеобщее ликование и являются сигналом к выступлению.

Рецепт 7. Как сделать путешествие за  кладом полным опасностей и приключений

Для организации опасностей и приключений выбирается пересеченная местность с крутыми склонами и трудно преодолеваемыми подъемами. Какой-нибудь особенно крутой овраг перед массовым выступлением обследуется вооруженной разведкой (без взрослых). Разведка может для острастки пострелять.

Еще необходимы СЛЕДЫ. Их роль в приключении не ясна, но оказавшийся вместе с вами биолог может направить коллективную мысль в русло гипотез и рассуждений типа: «Подорожник по-индейски — «след белого человека». Белые притащили семена этого растения из своих стран в Европе на подошвах башмаков. Здесь растет подорожник. И здесь были пираты. Значит, пираты были белые люди!»

Рецепт 8. Предосторожности при выкапывании кладов

Извлечение клада из земли и знакомство с его содержимым вызывают у старателей сложное чувство: с одной стороны, их ожидания оправдались, с другой — азарт от этого только возрастает: «А вдруг там есть что-нибудь еще?!» Рыхление окрестностей может продолжаться довольно продолжительное время, если не направить энергию роющих на какое-нибудь другое благородное занятие, например, на поедание общей победной трапезы.

Рецепт 9. Что делать с предметами, обнаруженными в кладе

Назначение предметов, обнаруженных в кладе, не может быть выяснено сразу. Это сюжет ближайшего праздника, связанного с переходом в школу.

Первое. Золото (шоколадное).

Каждый получает свою долю золота. НО! Оно вовсе не съедается. Именно потому, что очень хочется съесть. Необходимо сохранить золотую монету нетронутой до 1 сентября, принести ее в школу в свой первый учебный день и тогда уже торжественно съесть. А пока надо на нее только любоваться. Попутно высказывается предположение, что все эти монеты сворованы Лисой Алисой и Котом Базилио у Буратино как раз по дороге в школу (от них золото и попало к пиратам), поэтому просто необходимо, испытав свою волю, донести их до места назначения.

Второе. Веревка.

Волшебность веревки выясняется по ходу дела. Начинается коллективное размышление на тему «Зачем в кладе веревка?». Это можно узнать, определив, на что она похожа. Варианты: «на змею», «на ремешок», «на червяка», «на железную дорогу». Ваш вариант: «Веревка похожа на черту. Она может быть границей. Переступивший границу становится школьником». После этого веревка торжественно натягивается на некоторой высоте от пола между двумя кадками с цветами (или просто между двумя стульями, или между чем-нибудь еще). Лицезрение натянутой веревки вызывает почтительную тишину.

Третье. ТОТ САМЫЙ КЛЮЧ.

Назначение ключа выясняется из записки, в нем обнаруженной. Перед тем как переступить границу, каждый решившийся на это должен очень медленно, внутренне собравшись, подойти к условному месту (звучит медленная, сосредотачивающая музыка), взять в руки ключ, с закрытыми глазами открыть только ему видимую дверь и войти в нее. После этого можно открыть глаза и перешагнуть веревку. А там...

Рецепт 10. Что может происходить за границей

За границей может происходить наделение символическими дарами, знаменующими изменение социального статуса ребенка. Например, ему на спину надевают школьный ранец, с которым он, совершенно счастливый, бежит на свое место (под веселую, ликующую музыку).

Рецепт 11. Что полагается делать  на празднике родителям в момент «обращения» их детей

Родителям в этот момент положено прослезиться под гнетом противоречивых чувств. Несмотря на радостный облик ребенка, невозможно отделаться от мысли, что ранец у него за спиной напоминает горб, тяжесть которого скоро придется ощутить... Но новизна всегда наполняет нас чувством жизни. Поэтому

ДА ЗДРАВСТВУЮТ ПЕРВОКЛАССНИКИ!

Марина Аромштам

Рейтинг@Mail.ru