Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2001


Рабочий стол

Как путешествовать вокруг света, не выходя из дома. Занятие с использованием ландшафтных макетов

РАБОЧИЙ СТОЛ

КАК ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ВОКРУГ СВЕТА,
НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА

Занятия с использованием ландшафтных макетов

Ландшафтный макет — это уменьшенная модель определенного ландшафта и его объектов, отражающая соответствующую природную зону. Макет изготовлен из различных материалов: папье-маше, пластилина, поролона, картона, бумаги, пенопласта, природного и бросового материала — в коробке размером 50 x 40 x 13 см. Модель дополнена мелкими фигурками животных, птиц, пресмыкающихся, передвигая которые можно создавать разные природные ситуации.
Используются данные макеты при ознакомлении детей 5—7 лет с ландшафтами и природными зонами Земли. Работе с макетом можно посвятить целое занятие или его часть, то есть использовать макет как элемент ознакомления. К каждому макету прилагаются дополнительные иллюстрации и текстовый материал с описанием особенностей климата, животного и растительного мира данного ландшафта.

Зинаида Яровикова, заведующая МДОУ д/с № 76,
г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА

Занятие для детей подготовительной группы с использованием ландшафтного макета «Север»

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением Севера.
2. Пальчиковые игры и упражнения со стихами о Севере.
3. Чтение рассказа Б.Коробейникова «Умка и Томка из снежного дома» из книги «Ребята и зверята», стихотворения Р.Фархади «Твои друзья на Севере», книги Р.Киплинга «Белый котик».
4. За 30 минут до начала занятия нужно вместе с детьми вынести на мороз три баночки с водой: одна баночка должна быть тщательно завернута в бумагу, другая — укутана мехом, третья — ничем не укрыта.

Оборудование:

Ландшафтный макет «Север», мяч, картинки к дидактической игре «Четвертый — лишний».

Ход занятия:

1. Детям предлагается рассмотреть макет ландшафта «Север» (без животных) и вспомнить, что они знают про этот край.

— Какая природа на Севере? (Кругом лежит снег и лед.)
— А еще что вы видите на макете? (Ледяные горы, плавающие льдины, айсберги.)
— Расскажите о погодных условиях на Севере. (Зима долгая, холодная, длится почти полгода. Лето очень короткое.)
— Что растет на Севере? (Карликовые березы, ягель, мхи и лишайники.)

2. Педагог достает мешочек с игрушечными животными и спрашивает детей:

— Какие животные живут на Севере?

Если ребенок дает правильный ответ, ему предоставляется возможность на ощупь найти это животное в мешочке. Педагог размещает животное на макете.

3. «Закончи предложение» (речевое упражнение с использованием предметных картинок)

— Чьи рога показались над холмом? (Оленьи.)
— Это идет большой... (олень). За ним идет мама... (олениха) с маленьким... (олененком).
— В море плывет... (морж) с мамой... (моржихой) и маленьким... (моржонком).
— На нас смотрит огромный... (тюлень). Рядом с ним — мама... (тюлениха) с маленьким... (тюлененком).

4. Игра «Бывает ли это на Севере?»

Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и, отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю.

Вопросы:

На Севере шумят леса? (Нет.)
На Севере лежат снега? (Да.)
Ночь бывает полгода? (Да.)
День бывает полгода? (Да.)
Белки живут на Севере? (Нет.)
На Cевере летом тает снег? (Нет.)
Летом на Севере много птиц? (Да.)
На Севере живут пингвины? (Нет.)
Летом люди на Севере купаются в океане? (Нет.)
Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да.)
Белые медведи живут в берлоге? (Нет.)

5. Опыт с водой

Теперь детям предстоит узнать, как северные животные приспособлены для жизни в таком суровом краю. Для этого нужно провести наблюдения за водой, выставленной до занятия на улицу.

Баночки вносятся в группу. Дети описывают состояние воды:

— вода в банке, которую ничем не закрывали, замерзла;
— вода в банке, которую закрывали бумагой, замерзла;
— вода в банке, которую укутали в мех, не замерзла.

Педагог задает детям вопросы:

— Почему замерзла вода в первой банке? (На улице мороз, а вода на морозе замерзает.)
— Почему замерзла вода во второй банке? (Бумага не может удержать тепло, поэтому вода тоже замерзла.)
— Почему вода в третьей банке не замерзла? (Мех удерживает тепло, не дает ему улетучиться.)

Вот почему у большинства животных Севера шкура покрыта густым теплым мехом.

Детям предлагается рассмотреть картинки. Какого цвета мех чаще всего бывает у животных Севера? (Белый.) Белую шубу носят полярные медведи и полярные лисы, песцы и полярные мыши. Так им легче спрятаться среди снежных равнин тундры. А вот у тюленя нет меховой шубы. Что же его греет? (Толстый слой жира — это тоже «шуба», только подкожная.)

6. Физкультминутка «Животные Севера»

Дети вместе с педагогом имитируют движения животных: полет чайки, позу тюленя, бег северного оленя.

7. Заключительные игры

В заключение занятия проводятся дидактические игры «Четвертый — лишний» и «Кто знает — пусть продолжает».

Игра «Четвертый — лишний»

Детям предлагаются несколько наборов картинок с изображениями животных (например, песец, белый медведь, пингвин, тюлень) и предлагается исключить «лишнее» животное. Обоснование для исключения может быть различным.

  • I вариант: лишний — пингвин. Он живет в Антарктиде, а не на Севере.
  • II вариант: лишний — песец. Он не умеет плавать.

Другие наборы: чайка, морж, дятел, полярная сова; кит, морж, тюлень, акула.

Игра «Кто знает — пусть продолжает»

Воспитатель начинает предложение, например: «Белый медведь питается…», а ребенок продолжает: «Рыбой».

Людмила ЗЫРЬЯНОВА, воспитатель,
Зинаида МАЛИНОВА, воспитатель
МДОУ д/с № 76,
г. Йошкар-Ола,

Публикация статьи произведена при поддержке строительной компании «ВладимирСтройЛес». Компания «ВладимирСтройЛес» оказывает услуги строительства деревянных домов «под ключ». Посетив официальный сайт компании «ВладимирСтройЛес», который располагается по адресу dom2000.ru, Вы сможете ознакомиться с каталогом предлагаемых проектов, увидеть фотографии готовых домов и отправить заявку на расчет стоимости строительства. Возможность доработать уже готовые проекты, или заказать разработку собственного уникального проекта, позволят построить дом, удовлетворяющий всем Вашим желаниям, а эффективные методики строительства, натуральные материалы и профессионализм работников компании обеспечат строительство максимально долговечного, комфортного и надежного жилья.

ПРИРОДНЫЙ МИР САВАННЫ

Занятие для детей подготовительной группы

Оборудование:

Ландшафтные макеты «Саванна и тропический лес» и «Север», иллюстрации с изображением жизни в саванне, картинки животных жарких стран, карточки с изображением фигур животных точечным способом, простые и цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Воспитатель спрашивает детей, где они живут, как называется их родной город (поселок), край. Какая сейчас за окном погода? Знаете ли вы, что есть такие места на земле, где всегда жарко. Детям предлагается закрыть глаза и перенестись в такую страну.

2. Рассказ педагога

Педагог раскрывает макет ландшафта саванны.

Знают ли дети, что за пейзаж перед ними? Какие животные им известны? Где они могли их видеть?

Далее педагог рассказывает:

«В жарких странах, где не бывает холодной зимы, есть большие равнины, где царит постоянное лето. Называются они саваннами. Погода там очень жаркая, дожди бывают редко. Днем температура воздуха поднимается до + 500 С. При такой температуре засыхают травы и растения, трескается почва. Но как только пройдут дожди, мир вокруг оживает. Очень быстро вырастает сочная зеленая трава и вытягивается выше человеческого роста. Среди высокой травы растут акации, похожие на огромные зонтики. Кое-где видны деревья с толстыми стволами — это баобабы. У некоторых баобабов стволы такие толстые, что в них можно сделать гараж для машин. Возле акаций пасутся жирафы, объедая листву с ветвей.
В высокой траве ходят слоны, носороги. Можно увидеть стада полосатых зебр, быстроногих антилоп. Караулят добычу львы и гепарды. На берегах рек в жарких странах встречаются неуклюжие бегемоты. В прибрежных зарослях притаились большие крокодилы. В саванне очень много змей».

3. Физкультминутка «Зоопарк»

Дети вместе с воспитателем изображают животных:

Посмотрите — это слон.
Хобот поднимает он!
Бегемот, бегемот
Широко разинул рот.

Скачет зебра на лугу.
Так и я скакать могу!

Сладко дремлет лев, поев,
Но бежит голодный лев!

(Марина Аромштам)

4. Рассказ педагога (продолжение)

«Коренные жители саванны никогда не убивали животных для забавы. Но потом сюда стали приезжать люди, которым нравилось охотиться для удовольствия. Затем в моду вошли сумочки из кожи африканских животных, украшения из их рогов и зубов. И животных стали убивать, чтобы заработать деньги.
Шли годы, животных становилось все меньше и меньше. И люди вдруг спохватились, что, если и дальше так пойдет, никаких зверей в саванне вообще не останется. Тогда в некоторых местах стали создавать специальные заповедные парки, где охота запрещена. Там животных подкармливают, следят за тем, чтобы они рождали детенышей — размножались. Теперь люди приезжают в заповедники, чтобы понаблюдать за жизнью животных на воле: едут по специальным дорожкам в закрытых автомобилях, а вокруг пасутся зебры, бродят антилопы, отдыхают от охоты львы. Некоторые животные так привыкли к людям, что даже требуют от них угощения. Но без разрешения кормить животных в заповедниках нельзя.

5. Педагог спрашивает, запомнили ли дети, какие животные живут в саванне? Могут ли они догадаться, почему у жирафа длинная шея? Зачем зебре полосы на шкуре? Почему лев песочного цвета? На что похож крокодил, когда он лежит неподвижно?

6. Игра «Путаница»

Перед детьми — два ландшафтных макета: «Север» и «Саванна и тропический лес». Злой волшебник сделал так, чтобы животные, родина которых — Север, оказались в саванне, а животные, которые должны жить в жарких странах, попали на Север. Нужно помочь зверюшкам вернуться к себе домой.
Когда дети справятся с заданием, им можно задать такие вопросы:

— Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он там выжить? Почему не сможет? (Он перегреется — у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного жира. Он не сможет охотиться — его отовсюду будет видно. Кроме того, в саванне нет животных, на которых он обычно охотится. И т.п.)
— Если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить? (Он замерзнет — его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет охотиться — он заметен на белом снегу. И т.п.)
А зебра? А слон?

7. «Спрятанные животные»

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и предлагает следующее задание. Перед детьми лежат листочки со «спрятанными» животными. У каждого — какое-нибудь животное, обитающее в саванне. Чтобы угадать, кто это, надо соединить точки линией. Потом полученное изображение можно заштриховать или раскрасить.

Пустыня

Зоопарк

Высотная зона (горы)

Доисторический пейзаж

Светлана СОКОЛОВА,
воспитатель
МДОУ д/с № 76,
г. Йошкар-Ола,
Республика Марий Эл

Светлана Соколова

Рейтинг@Mail.ru