Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2001


Лаборатория

Мы живем на Севере

ЛАБОРАТОРИЯ

МЫ ЖИВЕМ НА СЕВЕРЕ

Говорить о проблеме экологического воспитания детей дошкольного возраста стало модно, и многие произносят красивые слова об экологии, оставаясь в душе совершенно холодными и чуждыми самой природе.
Наше дошкольное учреждение взяло за основу работы программу Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа», которая наиболее адаптирована к городским условиям. Понятно, что ни одна программа не может полностью соответствовать тем или иным климатическим зонам, но мы нашли выход: дополнили программу Н.А. Рыжовой региональным компонентом.
Нельзя забывать, что дети Севера — особенные дети, и живут они в достаточно тяжелых климатических условиях:

— большую часть времени они испытывают дефицит солнечного света и тепла;
— в окружающей их природе преобладает серый цвет при хроническом недостатке ярких цветов (особенно зеленого);
— дети испытывают явный недостаток витаминов и кислородное голодание.

Все это накладывает незримый отпечаток на здоровье ребенка, его характер, взаимоотношения не только со взрослыми, но и со сверстниками.
Нельзя забывать и о том, что экологическое воспитание дошкольника в городе и в сельской местности существенно различаются. То, что малышу из села кажется естественным и не новым, для горожанина может быть настоящим открытием!
В своей работе мы столкнулись с некоторыми проблемами.

1. Слишком большой объем материала. Первоначально мы старались дать детям как можно больше информации, то есть соотношение
теоретических и практических занятий было неравноценно. А этого, оказывается, делать нельзя! Не закрепив на практике знания, полученные теоретически, дошкольники быстро забывали пройденное. Срезы знаний по экологии, проведенные в конце учебного года, повергли нас в ужас: в головах детей была полная каша!

2. Недостаточное количество практических занятий. Несмотря на то, что мы проводили сезонные экскурсии, организовывали труд на участке и т.п., знания у детей оставались неглубокими. Тогда мы поняли: дошкольники должны быть ближе к природе, чтобы чувствовать ее, как можно больше общаться с ней. Как отмечает в своей программе Н.А. Рыжова: «Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя, услышать пение птиц…» Именно поэтому мы увеличили количество практических занятий. Начиная со средней группы, наши дошкольники постоянно ходят на экскурсии (берег Охотского моря — бухты Гертнера и Нагаево, речка Магаданка, лесные зоны, Солнечная долина, парки и скверы города).

3. Отсутствие рабочих материалов (настольных игр, картинок экологической направленности, карт России — физической, природных зон
и т.п.). В Москве и еще нескольких больших городах все это, наверное, есть, ну а нам скоро придется рисовать карты нашей родины своими силами. Вот будет интересная творческая работа! Найти же картинки большого размера с изображениями бабочки, жука или гусеницы практически невозможно (напомню, что «живьем» северные дети никогда их не видели).

Для организации полноценной работы нам также необходимы мягкие игрушки, могущие дать представление о настоящих животных. Но в последние годы все фабрики—производители мягких игрушек будто нарочно стараются сделать так, чтобы бедные зверушки как можно меньше походили на своих прототипов. Заяц теперь обязательно должен быть розовым или голубым, а если это белка — то непременно с ярко-синей грудкой.
Изменить политику игрушечной индустрии нам не под силу. Но мы можем водить детей на экскурсии в Магаданский краеведческий музей. Огромное удовольствие доставляет малышам работа в экспозиции «Знакомые незнакомцы». Здесь они (часто впервые) видят белого медведя, нерпу, песца, лисицу, волка, суслика, бурундука, полярную сову и многих других представителей животного мира Севера.
Хотя наш край достаточно суров, но природа его неповторима! Сам город Магадан расположен в котловине между сопок, на вершинах которых практически все лето лежит снег. Но это не пугает мужественных маленьких магаданцев: под руководством взрослых они высаживают в теплице помидоры, огурцы, перец, кабачки, а на грядках — редис, морковь, свеклу, чеснок, лук, фасоль и горох. Пусть не все удается вырастить, но любой овощ (даже самый маленький и невзрачный на вид) кажется малышам особенно вкусным.

Уже в течение двух лет мы делаем теплицы на окнах зимнего сада, закрывая целлофаном пространство от подоконника до верхней части окна. Нежаркое магаданское солнце все же нагревает стекло, а целлофан надолго сохраняет тепло. Вот вам и парниковый эффект! Нам удается выращивать помидоры, огурцы, лук, чеснок, зелень. А два года назад в нашем зимнем саду выросли даже маленькие мандарины (размером с куриное яйцо). Вкус у них был ужасен — сплошная горечь, но, несмотря на это, дети были так рады, что съели их все! Ведь это не те мандарины, которые куплены в магазине и выращены неизвестно кем, а плоды, появившиеся в результате собственного труда детей и их любви к небольшому деревцу.
Нам, наверное, просто повезло с родителями, но они стали нашими постоянными помощниками. Прошлой весной родители вместе с детьми высадили на территории детского сада около 100 кустарников и деревьев, оформили клумбы. Некоторые семьи так переживали за высаженные ими растения, что ежедневно приходили поливать их и ухаживать за ними.

Никогда нельзя забывать о том, что экология не может существовать обособленно от других разделов программы. Поэтому все, что дети видят, слышат, чувствуют на экскурсии, в музее, игре, находит свое отражение на музыкальных занятиях, занятиях по изодеятельности, развитию речи, аппликации, лепке.
Для координирования работы по всем разделам программы в нашем детском саду еще в 1998 году был создан координационный совет. Его цель — совместное определение тематики занятий на календарный месяц воспитателями и всеми «узкими» специалистами (логопедом, экологом, музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания, педагогом-психологом, социальным педагогом, хореографом).
К примеру, если на занятиях по экологии дошкольники знакомятся с осенними приметами и идут на экскурсию в осенний лес, то на музыкальных занятиях будут звучать песни с осенней тематикой, логопед и психолог коснутся этой же темы во время индивидуальной работы, а педагог по изодеятельности непременно оформит выставку рисунков и поделок из природного материала. Главное же здесь — давать единые понятия наблюдаемым явлениям, одинаковые значения слов, закреплять знание одних и тех же стихотворений и т.п.
Огромное значение в своей работе мы придаем подбору литературных произведений по экологической тематике. Для этого мы создали специальную картотеку, которой охотно пользуются наши педагоги.
В эпоху технического прогресса не стоит забывать и о таком достижении, как видеомагнитофон. При помощи видеокассет можно перенестись вместе с дошколятами в любой конец света! Мы не только приобретаем кассеты различной тематики, но и пополняем нашу видеотеку любительскими съемками. Как? Очень просто! Ведь ежегодно многие наши сотрудники едут отдыхать в самые разные точки Земли. Каждый, у кого есть видеокамера, снимает не только природу, но и экспозиции многих музеев. Так у нас появились видеофильмы о посещении московского музея им. Ч.Дарвина, Аквариума г. Севастополя, Хабаровского краеведческого музея и многие другие.
Мы пытаемся объяснить нашим малышам, что человек приходит в этот мир для добра, а не для зла, что каждый человек, даже если ему только 5 лет, должен быть защитником всего живого (будь то маленькая рыбка или огромный кит), чтобы, как писал поэт Р.Рождественский, вокруг нас не становилось «все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды».

Ольга ПАСТЮК, заведующая,
Инна БЕРЕЖНАЯ, заместитель
заведующей по воспитательно-
методической работе,

Наталья ШУМСКАЯ, педагог
дополнительного образования
Центра развития ребенка
детского сада № 13 г. Магада
на

?????????? ?????? ??????????? ??? ????????? ?????? ???????? ????????. ? ??????? ?????? ??????????? ?????? ???????? ???????? ?????? ?????? ???????? ?????? ???????????????????? ???????? ???????????? ??? ??????? ? ???????????? ??????????? ?????????? ????? ?????????, ??? ??????????? ???????? ???????????? ????????. ? ??? ?? ? ????? ??????? ??????????? ???????? ???????????? ????? ??????? ?????????? ????????? ????????? ? ??????????????? ???? ???????? ???????? ? ?????-??????????. ????????? ???????????? ? ????????????? ???????? ? ????????, ? ??? ?? ???????? ?????? ?????? ??????, ????? ?? ??????????? ????? ?????? ???????? ????????, ??????? ????????????? ?? ?????? http://www.leotec.ru/

Инна Бережная ;
Ольга Пастюк ;
Лариса Стрельцова

Рейтинг@Mail.ru