Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2001


Рабочий стол

Занятие-модель Волшебный меч

ЗАНЯТИЕ МОДЕЛЬ

ВОЛШЕБНЫЙ МЕЧ

(на основе народной марийской сказки)

В сказках разных народов часто обнаруживаются сходные сюжеты. Один из таких распространенных сюжетов — спасение богатырем или царевичем прекрасной девушки. Такова марийская сказка «Волшебный меч», на основе которой педагог физической культуры детского сада «Шанавыл» разработал сценарий физкультурного праздника для детей. Наши читатели могут использовать этот сценарий как модель и при необходимости заменить имена действующих персонажей на другие — знакомые детям их региона (если, конечно, перед ними не будет стоять задача познакомить детей с данной марийской сказкой и ее героями). Интересно было бы разработать и провести серию подобных игровых занятий, которые были бы построены на сходных сюжетах сказок разных народов.

Предварительная работа:

  • чтение народной сказки «Волшебный меч», рассматривание иллюстраций, знакомство с именами героев, беседа о том, чем занимались и как работали люди мари в прошлом;

  • экскурсия в этнографический музей с целью ознакомления со старинными предметами быта и оружием;

  • совместное рисование всей семьей иллюстрации к рассказанной сказке;

  • пояснение слов «батыр» (татарск.), «богатырь», «патыр» (марийск.).

Оборудование: лук, стрелы, ходули, свистульки (сделанные детьми и педагогами), плакат, на котором изображен ТУРНИ (дракон с тремя головами).

Роли сказочных персонажей — дракона Турни, красавицы Юкчи, богатыря Юаная — исполняют родители.

Дети — участники освобождения Юкчи, остальные родители — гости и болельщики.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в зал под марийскую музыку.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые взрослые и ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в сказочный мир, в тридевятое царство, в тридесятое государство. Дойти до него сложно: необходимо приложить немало усилий, преодолеть множество препятствий. Не боитесь? Ну, разве что чуть-чуть! Нам с вами сегодня помогут родители — сообща мы справимся.
Итак, перед нами первое препятствие — болото. Перейти его помогут ходули, которые раньше использовали наши дедушки при переходе через ручьи на лугах, чтобы не замочить ноги. Папы первые пойдут, покажут нам, как это делается. Смотрите, не упадите!

Переход «болота» на ходулях.

Ведущий: Перед нами — чистое поле, а время нас торопит, мы с вами много его потратили при переходе через болото. Ох, и сложная это работа, но мы справились.
Но что это? Да это семимильные ботинки, которые быстро нас доставят в тридесятое царство. Вот только их всего 2 пары, а перебраться надо всем. Что будем делать? (Двум самым сильным «путешественникам»-папам придется перенести всех остальных по очереди на скрещенных руках.)

Играющие перебираются в тридесятое царство. Перед ними на бревне сидит печальный сказочный герой — Юанай.

Ведущий: Перед нами сидит опечаленный каким-то горем герой. Давайте спросим, кто он и откуда, отчего у него печальный вид.

Юанай: Как же мне не грустить? Страшный трехглавый дракон Турни похитил мою невесту.

Ведущий: Не печалься, Юанай! Мы тебе поможем!

Юанай: Куда вам! Посмотрите, какой я высокий, могучий, сильный, а справиться с драконом не могу.

Ведущий: «Один в поле не воин» — не зря говорит народная мудрость. Наши дети занимаются спортом, а наши папы — не слабее тебя.

Юанай: Не хвалитесь! Лучше покажите-ка мне свою силу.

Команда детей и пап состязается с Юанаем.

1. Папы состязаются с Юанаем, поднимая мешок с песком. Болельщики и дети считают, сколько раз в течение одной минуты поднимут мешки папы, а сколько — Юанай.
2. Перетягивание каната: с одной стороны — Юанай, с другой — дети.

Юанай: Вот это да, крепыши вы все! Молодцы, доказали, что вы сможете помочь мне спасти мою невесту. Попробуем вместе одолеть дракона. Царство Турни закрыто на замок. Первое, что нам надо сделать, попасть в замок вот этой стрелой: замок откроется, и мы сможем войти в царство злого дракона.

Дети-участники стреляют из лука в мишень в форме замка.

Ведущий: Ребята, а вот и дракон. Пока дракон спит, надо успеть выполнить задания. Как выполните первое задание — отлетит одна голова, выполните другое — дракон потеряет еще одну голову. И так три раза. Сумеете справиться с тремя головами?

Дети: Да!

Задание 1. (Выполняется папами.) Необходимо сбить битой построенный из городков «дворец» дракона.

Задание 2. (Выполняется детьми.) Нужно подпрыгнуть вверх и достать «иглу жизни» дракона — игла из щепы укреплена на высоте 1,5 метра от пола.

Задание 3. Нужно пройти через туннель и в игре «Змейка» не отдать ее слугам дракона.

Дракон побежден. Появляется прекрасная Юкчи.
Юкчи благодарит детей и родителей за их смекалку, ловкость, добрые сердца, отзывчивость.
Ведущий благодарит детей, родителей за участие и приглашает на чаепитие с вареньем «Бабушкины секреты».

Алексей ТУТАРОВ,
руководитель физвоспитания
МОУ № 3 «Шанавыл»

 

Алексей Тутаров

Рейтинг@Mail.ru