Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2001


Детский мир

На златом крыльце сидели… О работе в группах со смещанным национальным составом

НА ЗЛАТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ…

О работе в группах со смешанным национальным составом

Мы только учимся использовать в своей работе народное наследие, и порой нам не хватает самых элементарных знаний о культуре живущих в России народов. Чаще же мы воспринимаем многонациональный состав детской группы или класса как дополнительную проблему, от которой лучше отмахнуться: все равно не решить, а забот и без того хватает. Но некоторые варианты решения этой проблемы существуют уже сегодня.
Так, очень правильной нам кажется идея создавать в образовательном учреждении особую музейную комнату народной культуры, где было бы представлено этническое разнообразие жителей вашего края или села.
А вот, например, что придумала учительница из германского города Аугсбурга Урсула Анхофер: «Я — классный учитель первого класса начальной школы в Аугсбурге. Мы с моей коллегой фрау Динк обучаем двадцать три ребенка. Среди них — семь турецких детишек, у одного малыша папа итальянец, еще у одного мама африканка, есть ребенок, папа которого американец, и у двоих детей родители — выходцы из России. Вот такая пестрая этническая картинка. Поэтому каждую неделю мы проводим так называемый «час единения». Это своеобразная попытка показать детям как различия, так и сходство культур, к которым они принадлежат. Мы знакомимся с культурными понятиями разных народов, танцуем, поем и играем, используя слова тех языков, на которых они говорят дома». (По материалам международной конференции в Зальцбурге «Свое, чужое, общее. К проблемам межкультурных отношений». 1997. Перевод с английского Марины Аромштам.)
Однако при такой работе обязательно соблюдение одного важного правила этики межнационального общения: без согласия родителей воспитатель не имеет права акцентировать внимание на национальной принадлежности того или иного ребенка. Даже высказывание вроде следующего: «Тимур у нас татарин. Он гордится своим происхождением. А мы гордимся им!» — может оказаться болезненным для ребенка и обернуться против него в неформальном общении с другими детьми. Проблема национальной самоидентификации очень сложна и требует отдельного разговора.
А пока поговорим еще об одном способе знакомства детей с разными культурами — через сказку.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ?

Игровое занятие с элементами обучения счету для детей от четырех лет

Ведущий:

Ой, ду-ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченая.
Это присказка ведется.
Сказка далее начнется.

Сядем рядком да поговорим ладком

О сказках, всеми любимых,
С древних времен хранимых.

Буду я сейчас сказочные слова говорить, а вы припомните, из какой они сказки.

«По сусекам я скребен,
По амбарам я метен,
На масле мешен,
На сметане пряжен,
На окошке стужен».

Дети: «Колобок»!

Ведущий: Верно, дети. Это сказка «Колобок». Скажите, каких зверей Колобок в лесу встретил?
Кто первым ему повстречался? Кто повстречался третьим по счету?
Какой по счету была Лиса?

ИГРА

Кого Колобок по дороге встретил?

Первый вариант:

Перед детьми выкладываются изображения животных, встретившихся Колобку. Надо разложить их в «сказочном» порядке.

Второй вариант:

Педагог вызывает нескольких детей и одевает им на головы ободки с изображениями встреченных Колобком животных. По условному сигналу дети должны построиться в «сказочном» порядке.
В обоих вариантах игры возможно соревнование двух детских команд: каждая команда должна как можно быстрее выполнить задание.

Ведущий: «Посадил Дед Репку. Выросла Репка большая-пребольшая. Стал Дед Репку из земли тащить…» Что за сказка такая?

Дети: «Репка»!

Ведущий: Верно, это сказка про Репку. Сумеете ли перечислить всех героев этой сказки? Сосчитайте, сколько их всего было. А теперь продолжите мои слова. «Шесть героев тащили огромную сказочную Репку. Дед по счету был… (первым). Бабка — … (второй). Внучка — … (третьей) и т.д.

ИГРА

Тянем-потянем

Проводится так же, как описанная выше игра по мотивам сказки «Колобок», но с использованием рисованных персонажей сказки «Репка».

Ведущий: Следующая сказка такая: «Как по полю-полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?»

Дети: «Теремок»!

Ведущий: Верно, «Теремок». Прибегали к Теремку звери большие и маленькие. Сейчас мы с вами поиграем.

ИГРА

Теремок

Играющие делятся на две команды. В каждой команде столько игроков, сколько животных в том варианте сказки «Теремок», с которым педагог знакомил детей. Игроки команды подбираются так, чтобы все они были разными по росту. По условному сигналу игроки должны построиться в шеренгу так, чтобы впереди стоял самый маленький по росту играющий, а последним — самый высокий. После представления игроки каждой команды представляются: «Я — мышка-норушка. Прибежала к теремку первой»; «Я — зайчик-побегайчик. Прибежал к теремку вторым» — и т.д.

Ведущий: Молодцы, ребятки! Знаете сказки.

Играм сказочным — конец!
Кто играл в них — молодец!

Идея занятия принадлежит
Любови КРАВЧЕНКО,
педагогу ДОУ № 10 г. Белгорода.
Обработка
Марины АРОМШТАМ

Редакция

Рейтинг@Mail.ru