НА ЗЛАТОМ КРЫЛЬЦЕ СИДЕЛИ…
О работе в группах со смешанным национальным
составом
Мы только учимся использовать в своей
работе народное наследие, и порой нам не хватает
самых элементарных знаний о культуре живущих в
России народов. Чаще же мы воспринимаем
многонациональный состав детской группы или
класса как дополнительную проблему, от которой
лучше отмахнуться: все равно не решить, а забот и
без того хватает. Но некоторые варианты решения
этой проблемы существуют уже сегодня.
Так, очень правильной нам кажется идея создавать
в образовательном учреждении особую музейную
комнату народной культуры, где было бы
представлено этническое разнообразие жителей
вашего края или села.
А вот, например, что придумала учительница из
германского города Аугсбурга Урсула Анхофер: «Я
— классный учитель первого класса начальной
школы в Аугсбурге. Мы с моей коллегой фрау Динк
обучаем двадцать три ребенка. Среди них — семь
турецких детишек, у одного малыша папа итальянец,
еще у одного мама африканка, есть ребенок, папа
которого американец, и у двоих детей родители —
выходцы из России. Вот такая пестрая этническая
картинка. Поэтому каждую неделю мы проводим так
называемый «час единения». Это своеобразная
попытка показать детям как различия, так и
сходство культур, к которым они принадлежат. Мы
знакомимся с культурными понятиями разных
народов, танцуем, поем и играем, используя слова
тех языков, на которых они говорят дома». (По
материалам международной конференции в
Зальцбурге «Свое, чужое, общее. К проблемам
межкультурных отношений». 1997. Перевод с
английского Марины Аромштам.)
Однако при такой работе обязательно соблюдение
одного важного правила этики межнационального
общения: без согласия родителей воспитатель не
имеет права акцентировать внимание на
национальной принадлежности того или иного
ребенка. Даже высказывание вроде следующего:
«Тимур у нас татарин. Он гордится своим
происхождением. А мы гордимся им!» — может
оказаться болезненным для ребенка и обернуться
против него в неформальном общении с другими
детьми. Проблема национальной самоидентификации
очень сложна и требует отдельного разговора.
А пока поговорим еще об одном способе знакомства
детей с разными культурами — через сказку.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ?
Игровое занятие с элементами обучения
счету для детей от четырех лет
Ведущий:
Ой, ду-ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу.
Он играет во трубу
Во серебряную.
Труба точеная,
Позолоченая.
Это присказка ведется.
Сказка далее начнется.
Сядем рядком да поговорим ладком
О сказках, всеми любимых,
С древних времен хранимых.
Буду я сейчас сказочные слова
говорить, а вы припомните, из какой они сказки.
«По сусекам я скребен,
По амбарам я метен,
На масле мешен,
На сметане пряжен,
На окошке стужен».
Дети: «Колобок»!
Ведущий: Верно, дети. Это сказка
«Колобок». Скажите, каких зверей Колобок в лесу
встретил?
Кто первым ему повстречался? Кто повстречался
третьим по счету?
Какой по счету была Лиса?
ИГРА
Кого Колобок по дороге встретил?
Первый вариант:
Перед детьми выкладываются
изображения животных, встретившихся Колобку.
Надо разложить их в «сказочном» порядке.
Второй вариант:
Педагог вызывает нескольких детей и
одевает им на головы ободки с изображениями
встреченных Колобком животных. По условному
сигналу дети должны построиться в «сказочном»
порядке.
В обоих вариантах игры возможно соревнование
двух детских команд: каждая команда должна как
можно быстрее выполнить задание.
Ведущий: «Посадил Дед Репку.
Выросла Репка большая-пребольшая. Стал Дед Репку
из земли тащить…» Что за сказка такая?
Дети: «Репка»!
Ведущий: Верно, это сказка про
Репку. Сумеете ли перечислить всех героев этой
сказки? Сосчитайте, сколько их всего было. А
теперь продолжите мои слова. «Шесть героев
тащили огромную сказочную Репку. Дед по счету
был… (первым). Бабка — … (второй). Внучка — …
(третьей) и т.д.
ИГРА
Тянем-потянем
Проводится так же, как описанная выше
игра по мотивам сказки «Колобок», но с
использованием рисованных персонажей сказки
«Репка».
Ведущий: Следующая сказка
такая: «Как по полю-полю мышка бежит, у дверей
остановилась и стучит: «Кто, кто в теремочке
живет? Кто, кто в невысоком живет?»
Дети: «Теремок»!
Ведущий: Верно, «Теремок».
Прибегали к Теремку звери большие и маленькие.
Сейчас мы с вами поиграем.
ИГРА
Теремок
Играющие делятся на две команды. В
каждой команде столько игроков, сколько животных
в том варианте сказки «Теремок», с которым
педагог знакомил детей. Игроки команды
подбираются так, чтобы все они были разными по
росту. По условному сигналу игроки должны
построиться в шеренгу так, чтобы впереди стоял
самый маленький по росту играющий, а последним —
самый высокий. После представления игроки каждой
команды представляются: «Я — мышка-норушка.
Прибежала к теремку первой»; «Я —
зайчик-побегайчик. Прибежал к теремку вторым» —
и т.д.
Ведущий: Молодцы, ребятки!
Знаете сказки.
Играм сказочным — конец!
Кто играл в них — молодец!
Идея занятия принадлежит
Любови КРАВЧЕНКО,
педагогу ДОУ № 10 г. Белгорода.
Обработка Марины АРОМШТАМ