Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2001


Разное

Встречают по одежке…

ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ...

Поэзия народного костюма

А тари-тари-тари, куплю Маше янтари,
Останутся деньги, куплю Маше серьги,
Останутся пятаки — куплю Маше башмаки,
Останутся грошики, куплю Маше ложки,
Останутся полушки, куплю Маше подушки.

Костюм — самая броская и наглядная часть внешнего образа (имиджа) человека. Не случайно дети на вопрос «Как узнать, что человек принадлежит к народу другой национальности?» прежде всего отвечают: «По одежде».
Согласно одной из гипотез происхождения человеческой одежды, древние люди стали одеваться вовсе не потому, что страдали от холо-да — ведь человечество зародилось в тех краях земли, где был теплый и мягкий климат. Одежда изначально была признаком отличия «своих» от «чужих», а ее элементы служили не только и не столько прагматическим целям, сколько целям охотничьей и военной магии.
Чем сложнее становилась жизнь, тем больше усложнялся костюм и расширялись его обрядовые функции. Рядились уже не только на войну, но и на похороны и на свадьбу. Специальная одежда полагалась для обряда получения имени. Магические знаки на одежде, которые мы называем орнаментом, постепенно начинали выполнять и эстетическую функцию украшения. Но на первый план она выдвинулась далеко не сразу.
Что для нас сегодня означает белое платье невесты? Не более чем обычай. В лучшем случае белый цвет должен напоминать нам о чистоте и непорочности новобрачной. (Что, кстати, плохо согласуется с представлениями уже нескольких поколений молодежи об отношениях между представителями разных полов.) Но в старину белое платье означало в первую очередь то, что невеста, переходящая из дома в дом, из одного рода в другой, на некоторое время оказывалась без магической защиты. Свадебная одежда — одежда «перехода» — была лишена орнамента, заклинательных знаков, которыми пользовались в роду невесты, в ее семье. Потому и везли невесту на самых быстрых лошадях и со страшным звоном бубенцов, чтобы нечистая сила испугалась, не настигла. А надеть чужую одежду просто так, без специального обряда, без разрешения было нельзя — это считалось крайне опасным для человека.

Свою отличительную и разделительную функцию костюм выполнял на протяжении достаточно длительного времени, до эпохи Нового времени, когда стремительно развивающиеся промышленность и торговля стали преодолевать отдельность и замкнутость разных народов. Чтобы торговать, надо уметь договариваться. А чтобы договариваться, надо осваивать общий язык, общие правила, общие способы мышления. Одежда — это то, по чему встречают. Для торговых сделок, для дипломатических встреч, для туристских поездок выбирается костюм, который сигнализирует: «Мы с тобой во многом похожи. Мы понимаем друг друга. Мы сможем договориться».
Покушение великого российского реформатора императора Петра I на боярские шубы и бороды было связано с тем, что они, как это ни странно звучит, могли оказаться препятствием на пути вхождения России в европейский мир и, следовательно, на пути экономического развития державы. Первый советский дипломат Чичерин отправился на переговоры в Европу в «буржуйском» фраке и в белых перчатках, а не в революционной матросской тельняшке: «Большевики, — подтверждал его костюм, — не дикари какие-нибудь, с ними можно иметь дело».
Сегодня никто из цивилизованных людей не ходит по улицам больших городов в народных костюмах. Наша сегодняшняя одежда, которую можно встретить и в Вашингтоне, и в Лондоне, и в Токио, и в Мадриде, — это знак нашей причастности к общечеловеческой культуре. При этом современная мода весьма изобретательно использует элементы костюмов самых разных народов — от кимоно до сарафана.
Но народный костюм вызывает в нас ностальгические чувства! Мы любим разглядывать его в музеях, на картинах, на актерах. И, возможно, при подходящем случае с удовольствием нарядились бы в него. Наше отношение к народному костюму похоже на отношение к бабушкиным сказкам. Сказки — такие же древние, такие же седые, как и обрядовое платье. От них веет старинным волшебством. То же самое и с костюмом. Надеваем костюмы? — Ура! Значит, начинается праздник!

Ирина ОСИНА

Ирина Осина

Рейтинг@Mail.ru