Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №11/2001


Рабочий стол

Учим английский язык

Публикация статьи произведена при поддержке компании «МАЗ-Инвест». Компания «МАЗ-Инвест» предоставляет услуги поставки грузовой автотехники МАЗ по ценам завода изготовителя. Воспользовавшись услугами компании «МАЗ-Инвест», Вы сможете по выгодной цене купить трехосный седельный тягач МАЗ 642205, идеально подходящий для перевозки различных грузов по всем видам дорог на дальние и средние расстояния. Подробнее ознакомиться с предлагаемым каталогом автомобилей, получить помощь онлайн консультанта и оформить заказ на поставку техники можно на официальном сайте компании «МАЗ-Инвест», который располагается по адресу http://www.maz-auto.ru/

УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Комплекс «Начальная школа — детский сад» № 1633 г. Москвы вот уже шесть лет является экспериментальной площадкой по разработке проблем непрерывного языкового образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руководит экспериментом Лаборатория иностранных языков МИПКРО (заведующая лабораторией — Галина Корникова).
Заниматься с детьми английским языком здесь начинают очень рано — с трех лет. Возможно, такая возрастная планка и напугает кого-то из ревнителей беззаботного детства. Но страхи эти вряд ли можно считать обоснованными.
Для педагогов комплекса занятия с малышами иностранным языком — не самоцель (и в этом коренное отличие работы специалистов-дошкольников от работы «приходящих» школьных учителей, которых порой нанимают родители).
Главная задача — не столько обучить детей чужим словам и выражениям, сколько развить каждого ребенка, его личностные качества с помощью иностранного языка. Одно из профилирующих направлений работы педагогического коллектива — углубленное художественно-эстетическое развитие малышей и младших школьников. Именно этой цели — способствовать эмоциональному и эстетическому развитию детей — и подчинены занятия английским. «Даже начиная заниматься с детьми иностранным языком с раннего возраста, мы не можем гарантировать их абсолютной успешности в его освоении, — говорит директор ГОУ № 1633 Ирина Павленко. — Конечно, в целом комплекс дает очень хорошую языковую подготовку: многие наши воспитанники после окончания начальных классов легко поступают в специализированные школы. Тем не менее мы не можем не отметить, что лингвистические способности у всех детей разные. Одни все схватывают быстро: у них, к примеру, прекрасно развита долговременная оперативная память на основе языка. Другим язык дается сложнее (а часто — и не только язык). Поэтому мы не ставим перед собой задачи, чтобы каждый ребенок в совершенстве овладел тем объемом материала, который заложен в разрабатываемой нами программе. Главное, чтобы он понял: кроме его родного языка, существуют еще и другие. И эти языки (в данном случае — английский) тоже позволяют людям общаться друг с другом, вместе играть».
«Игра» — ключевое слово в системе занятий иностранным языком в ГОУ № 1633. Английский живет в рифмовках, в играх, в песенках, в рисунках. Дети даже не всегда могут понять, что они занимаются английским: так ненавязчиво это происходит.
Представить себе, что они как пришитые сидят за столами и что-то зубрят, совершенно невозможно.
Дети оказываются за столами только тогда, когда им нужно поработать с раздаточным материалом или что-то заштриховать. Но это занятия для тех, кто уже готовится к школе. Самые маленькие занимаются только в движении или сидя на ковре.
Даже мебель тут приобрели такую, чтобы ее можно было двигать, переставлять в зависимости от задач занятия. Все столы очень легкие и регулируются по росту. Форму они имеют либо полукруглую, либо трапециевидную: при желании их можно составить в круг или построить из них такой многоугольник, чтобы дети могли работать подгруппами.
Работа в подгруппах, как известно, кроме собственно обучающих задач, направлена еще и на коммуникативное развитие ребенка, на его социализацию. Эта форма работы применяется в ГОУ № 1633 достаточно широко. Особенно интересен так называемый «метод проектов».
Например, дети знакомятся с речевыми конструкциями «I like...», «Do you like...?», «What do you like?». Сначала они играют в различные дидактические игры на занятии. А потом педагог делит их на маленькие группки и отправляет проводить «социологический опрос»: надо узнать, какие фрукты и овощи любят взрослые работники детского сада. Дети каждой проектной группы вместе готовят специальный «опросный лист» — на альбомном листе рисуют или наклеивают картинки с изображением фруктов или овощей, названия которых они уже знают по-английски, и в назначенное время (о котором предупреждены все сотрудники) отправляются на опрос. Во-первых, это приключение — выйти из привычной группы и отправиться в «экспедицию» по детскому саду. Во-вторых, детям действительно интересно узнать, что же любят кушать их воспитатели, музыкальный работник, медсестра, директор. Как тут не вспомнить волшебный горшочек из сказки Г.-Х. Андерсена «Принцесса и свинопас»: за то, чтобы узнать, что готовится на обед в соседних домах, принцесса отдала сто своих поцелуев! А от детей требуется всего лишь задать вопрос по-английски. Практически все наши работники способны ответить на этот вопрос также по-английски: «I like a banan», «I like an apple» — и т.п. Дети на своем листе под каждым названным фруктом или овощем ставят палочку. Потом все участники опроса собираются в своей группе и подсчитывают, сколько взрослых любят яблоки, сколько — виноград, сколько — сливы и т.д. Дети чувствуют себя приобщенными к маленьким тайнам взрослых, а педагог решает множество самых разных педагогических задач, в том числе и задачу интеграции иностранного языка и первоначальных математических представлений. Представьте, какое поле деятельности открывается при опросе на тему «Какое животное у вас есть?»! Однако метод проектов, при всей его увлекательности, достаточно трудоемок и требует серьезной подготовки и мобилизации сил и от ведущего занятие педагога, и от всех взрослых, принимающих в нем участие.
Важным моментом приобщения детей-дошкольников к языковой культуре становятся мероприятия, в которых они могут принимать участие вместе со школьниками — учащимися комплекса.
Каждый год в ГОУ № 1633 проходит проектная неделя какой-либо из стран английского языка. В прошлом году это была Великобритания, в этом году — США. В течение проектной недели школьники показывают спектакли на английском языке, проводят викторины и конкурсы. Обязательно есть спортивные дни, когда проводятся соревнования по футболу (родина футбола — Англия) или по мини-волейболу (американский вид спорта).
Старшие дошкольники, конечно, могут принимать участие в этих делах по большей части лишь как зрители. Но и это им очень полезно: они могут поучиться у других детей и как бы воочию увидеть свои перспективы. Хотя и сейчас у них много возможностей. Стоит вспомнить, например, опыт постановки спектакля по мотивам английских сказок в одной из групп детского сада. Это было не просто выступление, а игра в настоящий театр — с афишами, билетами, с буфетом. Играли дети на русском языке. Но это тот случай, когда на практике реализуется принцип взаимопроникновения культур и за счет элементов страноведения развивается и обогащается родная речь ребенка.

Галина СОЛОВЬЕВА,
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Галина Соловьева

Рейтинг@Mail.ru