Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2001


Лаборатория

Музыкальная грамота в образе и движении

ЛАБОРАТОРИЯ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА В ОБРАЗЕ И ДВИЖЕНИИ

Татьяна РОКИТЯНСКАЯ

Музыкальные переживания, реакция детей на звуки выражаются прежде всего двигательно. Это совершенно естественное свойство детства. Если не раздражаться привычно на подвижность детей, которая может являться нежелательной на занятиях, то можно использовать любовь детей к движению в своих педагогических целях. Конечно, ритму, танцам невозможно научить без движения. А как сделать так, чтобы с помощью движения можно было проникать в музыкальную стихию, чтобы эти природные двигательные силы сами как бы выстраивали музыкальную азбуку, формировали музыкальный язык?
Как при помощи движения почувствовать, что такое мелодия, как можно управлять звуками, как строить из них мелодии, почему и зачем мелодия вдруг взлетает и падает, откуда она приходит и куда уходит?

ТЕМБР С ПОЗИЦИИ ОБРАЗА И ДВИЖЕНИЯ

Рассмотрим приемы подхода к мелодиям с образной стороны, в тесной связи с движением. Поможем детям почувствовать, как можно управлять звуками с помощью движения. Для детей не важно, движутся ли ноги, голос или рука по инструменту или по воздуху: вся предварительная работа проходит как бы внутри тела, ребенок накапливает слуховые представления в естественном контакте с двигательными ощущениями. В дальнейшем такие представления очень помогают при освоении любого музыкального инструмента, а также при чтении нот. Причем, чем больше инструментов освоит ребенок, тем яснее его представления, и даже чтение нотной строки может представляться ему в виде зарисовки какого-либо образа.
Если рассматривать тембр как третье свойство звука — после высоты и длины, то и к переживанию тембра можно подойти с позиции образа и движения: например, ребенок видит, как ходит конь, и, подражая его движениям и производимым им звукам, подбирает подходящий по тембру инструмент или использует подходящее звукоподражание. При этом движения ребенка не будут походить на изображение дующего ветра: они будут отрывистыми, четкими, ритмичными. К таким движениям подходит тембр ксилофона, барабанчиков, бубенцов. Вслушиваясь в тембр инструмента, через образно-двигательное восприятие его ребенок постигает третье свойство звука. Рассмотрим подробно, что же происходит при проработке мелодий песен с текстом с точки зрения образного выражения текста и как можно оформить песни в движение, причем в движение, способное помочь нам не только в выразительности, но и в освоении музыкального языка.
Сначала прочувствуем ощущение от пения на одном звуке. Вот с такой игры хорошо начинать занятие. Представим себе ниточку, натянутую в музыкальном классе: на этой ниточке хранятся наши имена. Первым свое имя поет учитель, дети поют свои имена на том же звуке, по очереди нанизывая их на нитку. Эта ниточка имеет очень большое значение, так как в дальнейшем она превратится в нотную линейку.
Попробуем спеть на этой ниточке прибаутки «Андрей-воробей» и «Барашеньки». Можно натянуть настоящую веревочку, держась за нее, двигаться в ритме песни и петь, стараясь «не упасть» с нее голосом. Потом можно исполнить все это на ксилофоне, металлофоне, гуслях, барабане. При этом хорошо бы представлять, кто бы мог петь таким голосом. (То есть поработать заодно и над тембровыми ощущениями.)

Татьяна Рокитянская

Рейтинг@Mail.ru