Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2001


Разное

Учение как лечение

РАЗНЫЕ ДЕТИ

УЧЕНИЕ КАК ЛЕЧЕНИЕ

«Я считаю, что любой ребенок, который появился на свет, имеет право на образование, какой бы степенью умственной отсталости он не обладал. Чем можно компенсировать тот или иной врожденный дефект? Только обучением.
Если мы отказываем так называемым «тяжелым» детям в специальных корректирующих занятиях, мы отказываем им в развитии. А ведь это их право. О правах этих обездоленных жизнью детей мы только-только начинаем задумываться.
Поколения, выросшие при советской системе, искренне верили, что в нашей прекрасной стране просто невозможны землетрясения, катастрофы и убийцы. Детей-инвалидов тоже не может быть. И если вдруг оказывалось, что это не так, все предпочитали не на помощь бросаться, а молчать.
Сегодня эти проблемы начинают поднимать — пока еще очень робко: у нас нет ни сил, ни опыта для их решения. Появляются люди, готовые умело и с душевной теплотой работать с больными и умственно отсталыми детьми, открываются учреждения, ищутся пути педагогической преемственности и помощи в трудоустройстве выпускников специализированных школ.
Мы, например, в 1994 году открыли при нашем образовательном центре детский сад, чтобы как можно раньше иметь возможность включить детей с проблемами в систему коррекционных занятий.
И мы знаем, что наша помощь нужна не только детям, но и родителям.
Сейчас появляется все больше самоотверженных родителей, воспитывающих детей с самыми тяжелыми диагнозами. Чем окупается их родительский труд? Они не могут гордиться своими детьми перед соседями и друзьями. Где и в чем должны они искать поддержку и психологическую помощь?
Мы должны признать, что семья, воспитывающая «особого» ребенка, является «особой» семьей. И с родителями из этих семей нужно работать не меньше, чем с детьми.
Часто интенсивность подобной работы не зависит от степени тяжести нарушений у ребенка. С одной стороны, чем глубже интеллектуальная отсталость, тем больше у родителей проблем. Но, с другой стороны, если родители изначально не видят у своего ребенка отклонений в развитии, им гораздо труднее смириться с этим впоследствии.
В чем мы видим свою задачу? Мы должны помочь родителям своих воспитанников испытывать родительскую радость от достижений своих детей…»

Из интервью с Еленой КАПЛАНСКОЙ,
директором учебно-воспитательного комплекса № 1836 г. Москвы

Елена Капланская

Рейтинг@Mail.ru