Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №14/2001


Рабочий стол

Взгляд изнутри. Говорят сотрудники детских садов, в которых есть группы "Особый ребенок"

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Говорят сотрудники детских садов, в которых есть группы "Особый ребенок"

В 1992 году мы в нашем детском саду открыли первую группу «Особый ребенок». Поступили к нам 5 детей — наши «первые ласточки», как мы их называли. Весть об этом событии облетела весь город. И уже на следующий год мы приняли новых детей — во вторую группу. С тех пор мы с ними работаем.
Дети в группах «Особый ребенок» очень тяжелые, с умственными отклонениями разной степени тяжести — от задержки психического развития при сохранном интеллекте до имбицильности, передвигаться сами не могут. Но у всех есть возможности для развития. Некоторые детки показывают прямо замечательные результаты.
Один из наших воспитанников — Максим недавно перешел в детский сад для нормально развивающихся детей: он у нас научился самостоятельно передвигаться, общаться с другими детьми. Другой — Русик учится сейчас во втором классе общеобразовательной школы на одни пятерки. Русик вообще очень способный мальчик. Здесь и родители проявили чудеса внимания, терпения и серьезного родительского труда. И для них, и для нас было важно, чтобы Русик перестал стесняться своих дефектов. Он посещал в нашем детском саду все возможные кружки. Потом родители узнали, что для детей с повышенным мышечным тонусом, страдающих мышечными спазмами, очень полезна верховая езда. Общение с животным, телесный контакт с ним помогает человеку расслабиться. Родители стали водить Русика на занятия — кататься на лошади. И после этого он пошел — сначала плохо, с трудом. Теперь он очень хорошо ходит. А ведь способность самостоятельно передвигаться — это новое ощущение своих возможностей, своей свободы.
Вообще общение — общение детей друг с другом и с разными взрослыми — это, по-моему, главное лекарство для наших сложных воспитанников. Мы приложили много усилий, чтобы наши «особые» дети имели контакты с обычными ребятками: вывозили гулять вместе, помогали включаться в игры. Чтобы они чувствовали себя не с краю жизни, а внутри нее.

Галина БАРЛЕТ,
заведующая детским садом № 109
г. Санкт-Петербурга

 

Весь мой многолетний опыт работы с проблемными детьми свидетельствует, что их общение с обычными малышами дает очень хорошие результаты: в общении «наши» дети становятся более раскрепощенными, лучше усваивают движения, адекватные способы поведения в разных ситуациях; у них развивается речь.
Мы помогали своим «особым» воспитанникам включаться в сюжетно-ролевые игры вместе с обычными детишками.
Лучше всего у них получается играть «в больницу», «в доктора»: эту тему они знают изнутри. Они и в массаже разбираются, могут его имитировать, знают, что лекарства нужно принимать по расписанию. Им очень нравится изображать врача. Взрослые (я, другие работники группы) обычно принимают в таких играх самое активное участие.
Ходим мы и на экскурсии. Например, я сажаю своего подопечного в коляску, беру 2—3 здоровых детей в компанию, и мы идем в сквер — собирать цветочки, листики, камушки. Дети вяжут веночки, примеряют на того, кто в колясочке сидит и на них смотрит.
Пробуем мы проводить и совместные музыкальные занятия. Приглашаем в компанию 3—4 малышей и поем песни. Глядишь, ребенок, который не проявлял никакого интереса к музыке, вдруг начинает петь — громко, с удовольствием: так вдохновляюще действует на него присутствие других малышей.
И вот что удивительно: родители здоровых детей не просто не возражают, а относятся к нашим усилиям с сочувствием, где можно, помогают. Их ребенок вышел из ясельного возраста, они передают нам коляску. Игрушки дарят, одежду: это лишним никогда не бывает, потому что среди наших «особых» встречаются дети и из неблагополучных семей. Часто такой ребенок воспитывается мамой-одиночкой.
У нас был случай, когда нам пришлось одну нашу малышку — Лерочку вести к зубному врачу: мать отказывалась это делать. Трудно сказать, почему именно. Часто родители стесняются уродств своих детей, стесняются лишний раз выйти с ними на улицу, показаться в публичном месте.
Хотя сегодня в Петербурге ситуация сильно изменилась по сравнению с тем, что было десять лет назад, — благодаря таким садам, как наш. Подобных садиков в нашем городе немало. Раньше дети-инвалиды сидели по домам, и их никто не видел. А сейчас их водят в детский сад, люди об этом знают, привыкли к этому, уже не шарахаются в сторону. Наших детей с родителями сейчас можно встретить даже в оживленных местах отдыха, например, в Макдональдсе. Сеня с родителями ходит туда каждую субботу, а в понедельник приносит с собой в группу новую игрушку, показывает ее нам, рассказывает о своих впечатлениях.
У родителей детей из групп «Особый ребенок» в жизни тоже происходят изменения. Они ходят на собрания, разговаривают друг с другом, общаются между собой и с родителями детей из других групп. Помогают друг другу, если есть возможность. Они уже не остаются один на один со своей бедой. Они вместе с нами. У нас в детском саду есть психолог, к которому всегда можно прийти и поговорить о своих проблемах. Ведь не пойдешь куда попало с такой проблемой!
Встречаешь их утром, а они радостные, улыбаются.

Мария МИХАЙЛОВА,
дефектолог, детский сад № 109
г. Санкт-Петербурга

 

К нам «особые» дети поступили впервые пять лет назад. Садик наш специализируется на помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы вроде бы и насмотрелись много, и умеем много. Владеем различными коррекционными методиками — и медицинскими, и педагогическими. Но здесь нам пришлось столкнуться с новыми проблемами: у большинства «особых» детей наблюдаются серьезные нарушения в психике. Кроме того, у них полностью отсутствовал опыт какого бы то ни было общения. Поэтому мы очень волновались: как они смогут существовать в группах? Пусть группы небольшие, но это все равно уже коллектив.
Нашу тревогу усугубляли родители. Многие из этих детей живут в семьях, где их нежно и болезненно любят. С одной стороны, родители хотели поместить малыша в детский сад, с другой, все время сомневались: как там будут за ним ухаживать? Он ведь совсем беспомощный, сам ничего не умеет. Случается, что ребенок в свои пять-шесть лет не просто есть сам не умеет, но даже глотать.
Вот родители и приходили по нескольку раз на дню — посмотреть, что да как. Особенно донимал нас один дедушка: он даже за полночь являлся. Придет и стоит под окнами, слушает. Это все педагогов очень раздражало. Но с раздражением пришлось справляться: мы родителей понимали. Целый год мы проводили занятия в их присутствии. Каждый родитель проделывал со своим ребеночком упражнения, которые показывал педагог или дефектолог. Занятия мы проводили вечером — часов в 5—6, чтобы родители успевали прийти в детский сад после работы. Когда родители научились немного с ребенком заниматься, они и дома стали выполнять предписанные упражнения.
Учить приходится всему. В первую очередь правильному дыханию.
Занятия строятся на элементах подражания, на создании образов.
Например, нам надо обучить детей маховым движениям рук. Мы говорим: «Сейчас наши руки станут крыльями, как у большой птицы. Как птица летает? Как она крыльями машет?» Инструктор машет руками, и дети пытаются повторить за ним движение. Как вода шумит? «Ш-ш-ш...» Вода шумит, а мы так дышим.
Детям это очень нравится. Мы заметили, что и педагогам тоже.
Главное, к чему мы стремимся, это научить наших подопечных ходить. Если он освоит ходьбу, его будущее сложится неплохо.
Как-то я прихожу на работу, а мне говорят: «У нас большая радость». Я тут же переспрашиваю: «Что, дети пошли?» — «Откуда вы знаете?» Откуда я знаю! Что еще может быть для всех нас самой большой радостью? Ведь многие из наших воспитанников не ходили до 7—8 лет. Некоторые не умели даже ползать — сидели, лежали. Есть малыши, которых мы учим ползать: у нас для этого есть все условия.
Вообще детский сад хорошо оснащен. Все наши малыши получают самое современное лечение — и медикаменты, и различные процедуры, и занятия лечебной физкультурой (групповые и индивидуальные), и массаж. Все бесплатно. Каждый ребенок наблюдается специалистами. Все его достижения и неудачи, болезни, сбои и прогрессивные изменения фиксируются. Наблюдения ведут не только медики, но и педагоги. Все данные вносятся в компьютер. По окончании того или иного периода мы их обсуждаем и намечаем новые процедуры, новый комплекс занятий для каждого малыша.
Все наши работники имеют специальное образование, все в той или иной степени владеют массажем и основами лечебной физкультуры. И все в критической ситуации могут оказать ребенку первую помощь. Многие дети из группы «Особый ребенок» страдают судорожным синдромом. У них периодически возникают тяжелейшие припадки, с которыми нужно справляться. Воспитатели этому обучены. К слову сказать, количество припадков и их тяжесть заметно сокращаются во время пребывания ребенка в нашем детском саду.
Но, несмотря на все наши достижения, невозможно не отметить, что работать в группах «Особый ребенок» очень тяжело — и физически (детей все время приходится таскать на руках, помогать им с едой и с туалетом), и морально. Педагоги сильно устают. Я бы даже сказала, «изнашиваются». Поэтому через два-три года мы их переводим в другие группы.

Лилия ВИНОГРАДОВА,
заведующая детским садом № 101
компенсирующего вида для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
г. Санкт-Петербург

 

Однажды наши дети рисовали по заданию: надо было себя изобразить. И вот на рисунках появились голова, руки, глаза. Соня нарисовала себе длинную черную косу. Но никто — ни один из семи детей — не нарисовал ног. Мы спросили: «Ребята, а почему вы не нарисовали ноги?» Они так растерялись, что даже заплакали. Не ощущают они ног. Эти ноги — лишнее что-то, только мешают. Глядя на них, и воспитательница заплакала. Вот тебе и педагогический эффект! Потом собралась с духом и предложила детям нарисовать ее. Воспитательницу нарисовали с ногами. В их представлении, ноги для нее существенны: она же ходит.
Потом, когда наши малыши пошли (это стоило огромных совместных усилий, кропотливой работы), их рисунки изменились: появились ноги.
Теперь эти дети даже на праздниках выступают — в красивых костюмах. Хоть они передвигаются с трудом, но участвуют в танцах, в различных построениях. Представляете, какое это сильное переживание для родителей? Большинство из них не считали нужным чем-то заниматься с ребенком дома. А здесь они смотрят — и удивляются. Дети же во время выступления все время ищут глазами маму, чтобы увидеть на ее лице одобрение. Им, как любым малышам, хочется приносить радость родным.
Наш психолог учит родителей, как увидеть в их сыночке или доченьке положительные черты, как ему радоваться. Задача очень тяжелая. Но мы отдаем ей много сил, много с родителями работаем.
Каждый четверг у нас консультативный день, когда родители приходят в детский сад. В этот день работают все службы и все специалисты. У любого сотрудника родители могут получить требующуюся им консультацию, могут сходить в массажный кабинет — посмотреть, как с их ребенком работает массажист, могут поприсутствовать на занятии, получить необходимые инструкции, обо всем расспросить, все записать.
Это особенно важно, когда дети заболевают, долго не ходят в сад и начинают терять приобретенные навыки. Тут родители бегут к нам и просят помощи. Когда дети уходят на летние каникулы, все родители получают задания. Кто-то строит на своей даче специальную площадку для упражнений, кто-то устанавливает дома гимнастическую лестницу или гимнастическое бревно, кто-то регулярно поощряет ребенка бегать босиком по травке и т.д.
В консультационный день мы обслуживаем не только своих детей. К нам могут прийти родители любых детей с проблемами, проживающих в нашем районе: не все могут водить детей в детский сад. Мы заметили, что многие из активных родителей интересуются методикой обучения рисованию: видимо, верят, что красота спасет мир. Как и мы все, кто тут работает. Верить надо...

Мария МУРЗИНА,
врач лечебной физкультуры,
кандидат педагогических наук,
детский сад № 101 г. Санкт-Петербурга

Материал подготовили Галина СОЛОВЬЕВА и Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Редакция

Рейтинг@Mail.ru