Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2001


Будь здоров, расти большой

Психологические условия укрепления здоровья в образовательном процессе

БУДЬ ЗДОРОВ,
РАСТИ БОЛЬШОЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Основным результатом проведения реформ в образовании за последнее десятилетие стало появление множества разнообразных и часто даже альтернативных программ, по которым работают многие виды образовательных учреждений. С одной стороны, это позволило во многом совершенствовать содержание и методы обучения, но, с другой стороны, часто введение новшеств в образовательный процесс сказывается на здоровье детей. В результате введения в учебную программу новых предметов дети систематически испытывают утомление и, как следствие этого, начинают часто болеть. Поэтому главнейшим критерием оценки образовательных программ должна стать оценка того, что та или иная программа дает для здоровья ребенка.
Как показано в многочисленных психологических исследованиях, часто физическое здоровье прямо производно от психического здоровья ребенка. Другими словами, если ребенку хорошо и комфортно в психологическом аспекте, то его физическое здоровье меняется в лучшую сторону. Роль психосоматики хорошо известна как психологам, так и педагогам и медикам.
Разработка в течение десяти лет образовательных программ для детей разных возрастов позволила выделить некоторые условия, при которых здоровье детей только укрепляется в образовательном процессе.
Первая характеристика образовательной программы, ведущей к развитию здоровья, непосредственно связана с личностно-ориентированной педагогикой. Л.С. Выготский писал, что там, где мы чувствуем себя источником движения, мы поступаем личностно. Применительно к обучению данные слова означают, что там, где ребенок чувствует себя субъектом собственного обучения, там, где получаемые знания и умения нужны ему лично, там мы имеем дело с личностно-ориентированным педагогическим процессом. Конечно, методы превращения учебного процесса в личностный меняются в зависимости от возраста. Так, например, дошкольники сами просят их чему-либо научить, если это знание или навык необходим им для последующей игры. Младшие школьники с удовольствием учатся, если результаты обучения позволяют им научить кого-нибудь другого или применить их в какой-нибудь практической деятельности. Подростки на первый взгляд тоже стараются применять результаты обучения в практике, однако их практика существенно отличается от практики младших школьников. Знания подростков нужны им для того, чтобы по-взрослому фотографировать или составить программу для компьютера и т.п. При этом во всех этих разных случаях ребенок (в данном случае обучающийся) сам становится инициатором обучения.
Второе условие, обеспечивающее укрепление здоровья в образовательном процессе, связано с отношениями образовательного учреждения с семьей ребенка. Есть данные о том, что ребенок как личность формируется прежде всего в семье и отношениях типа семейных. Поэтому качество обучающей программы непосредственно зависит от связи семьи и школы и детского сада. Причем чем ребенок моложе, тем сильнее его привязанность к семье. Так, для детей дошкольного возраста оптимальные условия развития создаются в таком учреждении, которое построено как большая семья; в младшем школьном возрасте семья служит местом, где всячески обсуждаются школьные дела, где есть возможность передать полученные в школе знания другому, где есть условия для применения полученных знаний во взрослых (с практическим результатом) играх. Связь подростков с семьей осуществляется через продукты их деятельности — взрослые посещают выставки, сделанные их детьми, родители «болеют» за своих чад в разных соревнованиях, смотрят спектакли, поставленные и сыгранные ребятами. Это позволяет не делить мир для детей на два отдельных мира, а всячески подчеркивает единство семьи и образовательного учреждения.
Третье условие, позволяющее образованию укреплять здоровье детей, связано с организацией общения в детском коллективе. В дошкольном возрасте это прежде всего коллективные игры с обязательным участием взрослого, в младшем школьном возрасте это команды, вместе решающие и обсуждающие разные проблемы, в подростковом — это коллектив, участвующий в каком-либо непременно взрослом деле.
Десятилетняя опытно-экспериментальная работа с детьми разных возрастов подтвердила выделенные условия. Так, несмотря на то, что по нашим программам дети от дошкольного до подросткового возраста учатся целый день в течение трех—пяти лет, заболеваемость детей уменьшается в среднем в десять раз. Другой важнейший результат нашей работы — то, что дети независимо от возраста любят учиться, что учение для них становится не навязанной извне деятельностью, что содержание образования непременно становится содержанием их жизни.

Елена КРАВЦОВА,
доктор психологических наук,
Институт психологии
им. Выготского РГГУ

Елена Кравцова

Рейтинг@Mail.ru