Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №18/2001


Рабочий стол

Планировать легко и с удовольствием

РАБОЧИЙ СТОЛ

ПЛАНИРОВАТЬ ЛЕГКО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ

Мы очень надеемся, что предлагаемые вниманию читателей разработки и табличные формы планирования облегчат педагогам процесс заполнения документации и помогут сэкономить их личное и рабочее время.

В соответствии с приказом Министерства образования № 41 план (на неделю или на день) является обязательной документацией воспитателя ДОУ.
Планирование — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм, методов. План — это прежде всего целеполагание.
Основа для планирования педагогического процесса — программа (или программы), по которой работает группа.
Существуют различные формы и варианты календарного планирования. План является рабочим документом педагога, поэтому составляется так, чтобы ему было максимально удобно осуществлять намеченные им задачи.
Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

1. Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка! Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
2. Планируемый образовательный процесс должен соответствовать физиологическим законам роста и развития детей. Необходимо обеспечить защиту прав и интересов ребенка.
3. Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
4. Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
5. Учтены время года и погодные условия.
6. Учет индивидуальных особенностей каждого малыша, посещающего группу (постепенное пробуждение, свобода участия в той или иной деятельности, их смена).
7. Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема нерегламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—5 часов в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры.
8. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.
9. Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
10. Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
11. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
12. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
13. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми.
14. Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
15. Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
16. В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
17. Предполагается обязательное включение родителей в общий педагогический процесс.

Исходя из общих основных принципов планирования и опираясь на методические рекомендации «Дошкольное образование: ориентиры и требования», предлагаем один из вариантов календарного планирования (см. табл. 1).

Таблица 1. Примерная схема планирования воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю

 

Организованное обучение

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность детей

Понедельник

День радостных встреч

<----------

------->_______<------- --------->
     

Вторник

Мир "вокруг"

А
|

   

|
|

   

Среда I

Chtlf  II

|
V

   
     

Четверг I

ЧетвергII

     
     

Пятница

День здоровья

     
     

Планирование всей работы в группе проводится по трем основным блокам:

1. Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и сеткой занятий. При планировании определяются тема занятия, цель (программные задачи). Педагог находится в позиции «над» ребенком.

2. Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

Думаем, что этот блок — самый насыщенный разнообразной деятельностью.
Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).
Перечислим основные «необходимости» каждого дня:

  • индивидуальный диалог с каждым ребенком;

  • совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

  • чтение или рассказывание;

  • дидактические упражнения, развивающие игры;

  • творческие игры;

  • наблюдения (в группе, на воздухе);

  • психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

  • труд (различные виды);

  • художественно-продуктивная деятельность;

  • музыка;

  • познавательная пятиминутка.

Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.
Зная их перечень, педагог, во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами, во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.
При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.

3. Планирование самостоятельной деятельности детей кажется невозможным, однако взрослые могут непосредственно побуждать ее, создавая необходимые условия для ее возникновения и развития.
На нашей схеме планирования стрелками обозначена логика целеполагания.
Сначала мы учим ребят, даем им необходимые знания, помогаем возникновению представлений, навыков, умений (1-й блок).
Далее углубляем эти представления, помогаем их глубокому усвоению, проводим тренинг, находясь рядом с ребенком, действуя вместе с ним, страхуя и поддерживая при необходимости (2-й блок).
Но по-настоящему освоить что-либо возможно лишь применяя это (знание ли, умение ли) на практике. Поэтому мы должны предусмотреть такую возможность для наших детей и постепенно отходить в сторону, чтобы они могли получать собственный опыт (3-й блок).
В связи с этим целесообразно планировать неделю «тематически», «отрабатывая постепенно» познание мира вокруг и мира в себе каждым ребенком. То есть в течение недели вся деятельность (по всем трем блокам) вплетена в одну общую тему. В соответствии с этим продумывается и мотивация ребят.
Возвращаясь к планированию самостоятельной деятельности, отметим, что планирование (2—3 раза в неделю) проблемных ситуаций также позволит ребятам использовать полученное ранее.
Представляем примерный набросок плана на неделю в соответствии с данными рекомендациями (показана лишь общая логика работы по теме) (см. табл. 2).

Таблица 2. Средняя группа. Сентябрь

 

Организованное обучение

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность

Понедельник

День радостных встреч

Занятие комплексное
(муз.+ развитие речи)
"Новоселье. Подарок: новые друзья куклы"

Распределение между всеми детьми бумажных кукол.
Определение дел на неделю

Подарки: новые куклы.
Информация родителям о предстолящих делах недели

Вторник

Мир "вокруг"

Занятие комплексное
(зан. по позн.р. + физ.)
Целевая прогулка по участку
(ознакомление кукол)

Пятиминутка "Заряд доброты"

Проблемная ситуация "Почему у куклы заболела голова?"

Среда I

Chtlf  II

Занятие по математике
"посчитаем кукол, сравним, подберем для них..."

Познавательная минутка: история игрушки-куклы

"Какая из всех кукол смогла бы рассмешить подруг? Почему?"

Четверг I

ЧетвергII

Музыкальное занятие.
Занятие "Моя любимая подружка - кукла"

Опыт любования куклой

Проблемная ситуация "Хорошо ли куклам живется у нас? Есть ли у них все, что необходимо? Чего не хватает?"

Пятница

День здоровья

Физкультурное занятие

Вечер при свечах: мысленное возвращение к прошлым дням

Информация (позитив) для родителей о каждом малыше

С целью оптимизации планирования рекомендуем продолжать использовать картотеку.

Ее преимущества:

  • идет накопление содержания пед. процесса, вариантов форм, методов работы с детьми (и взрослыми тоже), в нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи;

  • картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его. Это позволяет педагогу экономить силы и время для общения с ребятами;

  • хранение информации в форме картотеки позволяет понять систему, логику, зависимость между различным материалом;

  • педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми (ведь вариантов объединения готовых карточек бессчетное множество);

  • педагог имеет возможность накапливать материалы «впрок» без большого напряжения.

Примерные разделы плана-картотеки

I. Воспитательно-образовательные задачи на месяц.
II. Групповые ритуалы.
III. Содержание жизни группы в течение дня:

— комплекс утренней гимнастики; гимнастика после сна;
— игры:дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые,театрализованные;
— занятия;
— наблюдения (в группе, на воздухе);
— труд (дежурства, трудовые поручения, коллективный труд по самообслуживанию, в природе, хозяйственно-бытовой, ручной труд);
— общение взрослых и детей (чтение, рассказывание, беседы);
— коррекционная работа;
— самостоятельная деятельность детей (создание проблемных ситуаций);
— целенаправленное общение с коллегами (интеграция);
— целенаправленное общение с родителями.

В группе педагоги вправе решать, какие разделы «банка-картотеки» в соответствии с этим перечнем иметь. Методика работы может быть следующей: накануне педагог моделирует с помощью карточек следующий рабочий день. Вечером же возвращает «отработанные» карточки в соответствующий раздел «банка» и подбирает необходимые на следующий день. Желательно делать карандашные (чтобы можно было стереть) пометки использованных карточек. Если по какой-либо причине карточка не отработана, есть смысл оставить ее в ящике «День за днем».

При наличии блочного календарного планирования на неделю в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.

Ольга СПАЖНИКОВА,
старший воспитатель ДОУ № 213,
г. Ростов-на-Дону

Ольга Сапожникова

Рейтинг@Mail.ru