Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2001


Рабочий стол

Как мы жили? Как выживали? Песни пели, картошку сажали…

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

КАК МЫ ЖИЛИ? КАК ВЫЖИВАЛИ?
ПЕСНИ ПЕЛИ, КАРТОШКУ САЖАЛИ…

Рассказывает главный специалист по дошкольному образованию г. Алексина Тульской области Вера ЗАЙЦЕВА

Вера ЗАЙЦЕВАКор.: Вера Ивановна, как вы в Алексине пережили это сложное десятилетие? Что потеряли и что приобрели за это время?

В.З.: Как пережили? Трудно пережили. Но надо сказать, очень многому за это время научились. Если бы мы тогда, в 90-е, опустили лапки… А мы не опустили, не сдались. И знаете, с чего мы начали свою борьбу за новое существование? Ни за что не догадаетесь! Мы устроили концерт для наших горожан.
Собрали всех, кто умеет петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. (А дошкольникам не привыкать, сами знаете!) Зазывая на концерт, обошли все торговые палатки, все рынки и магазины — то есть те места, где появляются люди с кошельками. Развесили по городу объявления: дается благотворительный концерт в пользу развития дошкольного образования. Пригласили всех родителей, передали билеты на заводы. И в результате собрали полный зал в городском Дворце культуры. Стены от аплодисментов тряслись — такие замечательные номера были. Некоторые очень смешные. Например, сценки на тему «Как ты представляешь себе жизнь в будущем?». Зрители просто катались от смеха.

Кор.: В начале 90-х это, наверное, и правда было очень смешно. Ну, посмеялись…

В.З.: И выручили очень много денег. Потом мы еще несколько концертов дали. Но тот, первый, был незабываемым.

Кор.: И что сделали с деньгами?

В.З.: Как что? Послали целую команду педагогов учиться в Москву — и в Центр Запорожца, и в Центр Монтессори, и на курсы «Школы-2000». Ведь главное условие успешности дошкольного образования в чем состоит? В постоянном росте профессионального уровня наших заведующих и воспитателей. Детский сад в первую очередь делается педагогами, а не стенами и не мебелью. Хотя и это очень важно. Посмотрите наши садики — увидите.

Кор.: Ну а на ремонт откуда деньги добывали? На игрушки?

В.З.: Спонсоров искали. Спонсор — человек исключительно важный для жизни детского сада. Но найти его нелегко. Тут у нас особый подход был. Сначала проводили «внутреннее расследование»: у кого из детей папа или мама свое дело имеет. Потом выбирали самых красивых молодых и бойких воспитательниц и отправляли с ответственным заданием: объяснить наши проблемы, разжалобить, убедить дать денег.

Кор.: Прямо как разведчиц каких-то!

В.З.: Так это же миссия какая ответственная — с потенциальным спонсором в переговоры вступать!

Кор.: И это сработало?

В.З.: Да. Но с условием, что помощь будет адресная: от такой-то фирмы конкретному детскому саду на конкретные нужды. К сожалению, всех наших проблем это не решило, и мы отправились в администрацию города. Игрушек, говорим, нет. Там отмахиваются — какие игрушки?! В городе предприятия встали! В бюджете денег нет, а вы со своими «детскими» проблемами! Мы стали искать убедительные аргументы: вы ведь школам деньги на учебники отпускаете? Нет денег, но на это находите? А для нас игрушки — те же учебники. Без игрушек дети даже во время войны обходиться не могли.

Кор.: И что же?

В.З.: Подействовало. Вообще нам с администрацией города повезло. Как бы трудно не было, там всегда к нашим проблемам относились с пониманием. Вспомнить хотя бы то время, когда промышленные предприятия отказывались содержать ведомственные садики. Мы обратились с просьбой к городским властям, и они все сады перевели в городское подчинение. Благодаря этому мы за десять лет потеряли только один детский сад, который закрылся самым первым. Сейчас же возможностей у городских властей больше, и они очень большое внимание уделяют образованию. Мы, дошкольники, чувствуем непосредственную заботу своего мэра. Предприятиям стало выгодно оказывать финансовую помощь детским садам — они при этом освобождаются от налогов. И с оплатой питания нам помощь оказывают.

Кор.: Питание, насколько я понимаю, одна из острейших проблем сегодняшнего детского сада?

В.З.: Это и проблема, и лакмусовая бумажка, по которой много чего понять можно.
С организацией питания в наших садиках мы пережили много трудностей. Но научились выкручиваться: некоторые продукты сами заготавливаем: огурцы солим, капусту квасим.

Кор.: Воспитатели? Капусту? То есть я понимаю, что они, наверное, все превосходные хозяйки. Но с их педагогическими обязанностями в дошкольном учреждении это как-то не очень вяжется.

В.З.: А что делать? Хозяйничать так хозяйничать! У нас даже дни такие официальные существуют. Называются «Дни засолки»: в такой-то день, в такой-то час все сотрудники детского сада собираются капусту рубить. Детишки из подготовительных групп помогают.
Это что! Было время, когда мы и картошку пробовали сажать. С разрешения администрации брали себе брошенное колхозное поле, нам его трактором распахивали, а потом мы по выходным ездили эту картошку пропалывать да окучивать. Ну и волокита была! Но детей-то кормить надо! Мы же не можем с голодными детьми работать. Вот и раскапывали огороды. У нас до сих пор при многих детских садах приусадебные участки есть. Что-то с грядок на стол идет: зелень, ягоды.
И натуральную форму оплаты за детский сад мы тоже кое-где сохранили. Например, родители хотят оплатить пребывание ребенка в детском саду не деньгами, а морковью. Что ж! Мы очень рады. Принимаем морковь.

Кор.: Ну а храните-то где?

В.З.: У нас подвалы хорошие. Их под погреба и оборудовали... Но сейчас самые тяжелые проблемы в прошлом. Сейчас у нас заботы другие: как питание улучшить? Раньше, например (в дореформенные времена), на питание каждого ребенка отпускалось 95 копеек. И мы обязаны были в эту сумму уложиться.
Теперь мы думаем над тем, чтобы сделать фонд питания свободным. Сумел детский сад что-то сэкономить, внесли родители дополнительные средства — по желанию можно пустить их на питание детей. Обратились в администрацию города с просьбой увеличить дотации на питание детей в летний период: должны же они летом фруктов поесть! Но соответствующих документов, которые бы это регулировали, вводили бы в законные рамки, пока нет. Мы только на локальном уровне пробуем экспериментировать — в коммерческих группах, где улучшенное питание гарантируется родителям в соответствии с заключаемым договором. Они за это платят.

Кор.: Вы пытаетесь отойти от единой установленной оплаты родителями услуг детского сада?

В.З.: Родители по жировке платят сейчас 110 рублей в месяц. Это 6 рублей в день на содержание ребенка. Что на такие деньги можно сделать? А ведь огромные средства съедает ремонт. И, надо сказать, в обществе это понимают. Мы проводили социологический опрос. Многие родители согласны платить по 300 руб., некоторые — даже по 500. Оговаривая, конечно, что условия содержания ребенка при этом должны улучшиться. Как это регулировать, пока неясно. Мы над этим думаем. Хотим, чтобы у каждого детского сада был свой финансовый счет, и перераспределением средств могла бы заниматься сама заведующая, минуя централизованную бухгалтерию. Ниже какого-то уровня денег на питание тратить нельзя, а больше — можно. Кроме того заведующая пошустрее да похозяйственней и сэкономить правильно сможет. Найдет продуктовую базу, где продукты по качеству не хуже, но дешевле. Если у такой базы есть разрешение СЭС отпускать свой товар детским учреждениям, почему бы этим не воспользоваться? И это очень хорошо, потому что базы стали за нас бороться, услужить стараются. Сами звонят, сообщают: «У нас все свеженькое. Только привезли. Скорее приезжайте». Это важно.
В связи с этим и функции управленца-проверяющего сильно изменились. Раньше он что проверял? Как мы уложились в отпущенную сумму денег. Например, есть перерасход денежных средств на питание или нет? Если есть — наказать заведующую! Теперь меня не перерасход на питание должен волновать, а почему на счету того или иного детского садика меньше денег, чем у соседнего. Почему в одном детском саду все в достатке, а в другом — не очень? И я понимаю, что в этом другом заведующая что-то не так делает, не умеет родителей к себе развернуть, заставить свою работу оценить.
Вот мы с вами и вернулись к вопросу о том, что главное сегодня — это качество педагогической работы, профессионализм воспитателей, который оценивается нашим главным социальным заказчиком — родителем.

Кор.: Социальным заказчиком и спонсором.

В.З.: И спонсором…

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Вера Кириллова

Рейтинг@Mail.ru