Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2001


Будь здоров, расти большой

Школа здорового питания. Из опыта работы Центра развития ребенка N 46 пос. Молочный Мурманской области (заведующая Елена Андреева)

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ!

Статья опубликована при поддержке Вешкельской школы. Посетите официальный сайт Вешкельской школы www.veshkscool.ru, и узнайте множество интересных фактов об этом старейшем Карельском общеобразовательном учреждении, с богатой историей, традициями и великолепной педагогической программой.

Наши пищевые привычки — то, как и что мы едим, закладываются в семье, начиная с самого раннего детского возраста. Очень важно, чтобы не только женщина-хозяйка знала, что такое здоровая пища, но чтобы все члены семьи принимали участие в формировании привычек правильного питания.
Разработанная нами программа «Школа здорового питания» базируется на предварительном анализе заболеваемости детей и учете того, как каждый ребенок питается дома. Программа включает в себя:
— организацию детского кафе, где детям прививаются навыки культуры приема пищи, а также устраиваются дни национальной кухни, вечера при свечах и другие мероприятия;
— «витаминный стол», за которым детям предлагаются на выбор 2—3 салата, при этом каждый ребенок сам выбирает, какой салат он хочет съесть;
— питьевой режим, позволяющий снизить вероятность кариеса, так как используется родниковая вода, обогащенная микроэлементами;
— употребление в пищу йодированной соли для профилактики йододефицитных состояний;
— диетический стол для детей, страдающих аллергическими заболеваниями.
Кроме того, дети получают начальные знания о своем организме, о том, какие бывают продукты и какую пользу они нам приносят (или, наоборот, не приносят), как питание влияет на здоровье, что такое культура питания, как человек научился готовить, о традиционной национальной кухне и т.д.
При помощи родителей дети учатся делить продукты, которые они едят, на три группы: те, которые можно есть в неограниченном количестве, ограниченно и не приносящие организму пользы.
На занятиях «Школы молодого кулинара» формируются навыки приготовления несложных блюд, а также усваиваются санитарные нормы обработки продуктов.
Наше учреждение участвует в программе «Политика здорового питания населения», разработанной Центром Госсанэпиднадзора Мурманской области. В рамках этой программы мы получаем продукты питания, обогащенные всеми необходимыми витаминами и
микроэлементами.

ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Из опыта работы Центра развития ребенка № 46 пос. Молочный Мурманской области (заведующая — Елена Андреева)

Если огурцы опустить в соленый рассол,
то через некоторое время они без всяких нотаций станут солеными.

В.Ф. Шаталов

Воспитание средой

Известно, что среда воспитывает эффективнее любых методик. Поэтому главной задачей воспитания должно быть создание такой среды, которая естественным образом формировала бы у ребенка нужные качества.
Подобной средой для воспитания культуры приема пищи является наше кафе «Светик». Здесь уютно и спокойно: льется мягкий свет, звучит приятная музыка, на круглых столах с белыми кружевными скатертями стоят красиво взбитые салфетки — все это нравится даже самым маленьким. Детей встречают забавные куклы, а со штор смотрят на них сказочные птицы.
Одна из традиций нашего кафе — пятничный ужин при свечах. Плавающие свечи медленно кружатся в цветной воде: осенью — желтой, зимой — голубой, весной — зеленой, летом — розовой. А на столах — сладкие ватрушки, пирожки, плюшки…
И все же мало создать такие условия в детском саду, необходимо, чтобы и дома у ребенка прием пищи становился культурным и эстетическим событием. Так у нас родилась идея проведения консультаций для родителей, как правильно и красиво сервировать стол. Мы также провели конкурс среди родителей на лучшее оформление обеденного стола по трем номинациям: «торжественный стол», «элегантный стол», «экстравагантный стол».

Знание должно стать опорой жизненной позиции

Для ребенка недостаточно, если ему что-то расскажут, пусть даже этот рассказ будет самым ярким. Мало просто давать ребенку ту или иную информацию. Знание должно стать его жизненной позицией. Поэтому для наших педагогов самым главным в работе с детьми является единство уровня знаний и уровня отношений. Ведь ребенок может знать, как правильно и красиво вести себя за столом, но спокойно отступить от этих правил в ситуации, когда рядом нет взрослых.
Чтобы изучить уровень сформированности у наших детей устойчивых навыков культуры поведения за столом, мы провели игровое занятие «В гостях у феи». По сюжету игры дети сами оказались в ситуации контролеров, когда на их глазах герой-невежа нарушал правила культуры поведения. Эта форма работы показала, что у большинства детей навык культурного поведения является осознанным и устойчивым.
Мы считаем, что очень важно научить каждого ребенка осознанно подходить к своему питанию, отличать полезные и бесполезные продукты. Это обучение не должно быть слишком навязчивым. К примеру, детям очень нравится самим придумывать названия супам, кашам, салатам, котлетам. Если воспитатель правильно воспользуется этим, то дети могут заодно узнать о том, в каких продуктах живут витамины, которые помогают нам быть здоровыми, веселыми и красивыми.
Мы регулярно проводим занятия «Полезные и бесполезные продукты» и «Пища, приготовленная природой», на которых дети приходят к выводу, что почти все, что мы едим, нам дарит природа. На практических занятиях дети сами делают овощные и фруктовые салаты по своим семейным рецептам. А в нашем коктейль-баре они с удовольствием пьют травяной коктейль «Здоровье».

Наше наследие

Каждый ребенок является наследником культуры не только своего народа, но и всего человечества. Мы считаем, что дети должны знать о том, как развивались и совершенствовались быт, ремесла, как человек научился готовить еду.
Для этого мы провели с детьми театрализованную игру «Как человек научился готовить», а также серию игровых занятий «История щей и каши». Мы также проводим занятия-дегустации «Любимые напитки наших бабушек» и знакомим детей с традиционными русскими напитками.
Наши юные кулинары изучают, какую еду любят дети в других странах. На рождественский стол они испекли любимое печенье американских детей «Толлхауз Кукиз» и приготовили салат «Вальдорф». А на масленичную неделю у нас традиционное национальное меню.

Елена Андреева

Рейтинг@Mail.ru