Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2001


Лаборатория

Серия экспериментов на выявление понимания "Закона сохранения"

ЛАБОРАТОРИЯ

СЕРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ
«ПРИНЦИПА СОХРАНЕНИЯ»

(проводится индивидуально)

ЭКСПЕРИМЕНТ 1

Цель: определить сформированность у детей 5—6 лет понятий о сохранении количества жидкости.
Детям предлагаются два варианта заданий.

1. Демонстрируются два сосуда А и А1 одинаковой формы с равным количеством воды в них.
Вопросы:
— Что ты видишь на столе?
— Посмотри и скажи, где воды больше?
(Дети дают правильный ответ: в обоих сосудах равное количество воды.)

2. Из сосуда А1 вода переливается в сосуд Б (на глазах у ребенка).
Вопросы:
— Посмотри и скажи, где сейчас воды больше?
— Воды поровну?
(Как правило, дети утверждают, что в сосуде Б воды больше.)

Вывод: у детей 5—6 лет отсутствует понятие о сохранении объема жидкости.
Необходима направленная работа с детьми по формированию данного понятия.

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

Цель: определить сформированность у детей 5—6 лет понятий о сохранении объема вещества.
Детям предлагаются два варианта заданий.

1. Демонстрируются два одинаковых комочка из глины А и А1.
Вопросы:
— Что ты видишь на дощечке?
— Какой комочек больше?
(Дети дают правильный ответ: комочки одинаковые.)

2. Педагог меняет у комочка А1 форму (слегка вытягивает его на глазах у ребенка).
Вопросы:
— Как ты думаешь, какой комочек сейчас больше?
— Где глины больше?
(Обычно дети долго думают, сомневаются и утверждают, что комочек А1 стал больше.)

Вывод: у детей 5—6 лет отсутствует понятие о сохранении объема вещества. Необходима направленная работа по формированию данного понятия.

ЭКСПЕРИМЕНТ 3

Цель: определить сформированность у детей 5—6 лет понятий о сохранении длины предметов.
Детям предлагаются два варианта заданий.

1. Демонстрируются две одинаковые деревянные палочки А и А1, лежащие на одном уровне.
Вопросы:
— Что ты видишь на столе?
— Одинаковые палочки по длине или нет?
(Дети дают правильный ответ: палочки одинаковые.)

2. Палочку А1 педагог отодвигает на несколько сантиметров от палочки А (на глазах у ребенка).
Вопрос: Посмотри и скажи, а сейчас какая палочка длиннее?
(Обычно дети утверждают, что палочка А стала длиннее.)

Вывод: у детей 5—6 лет отсутствует понятие о сохранении длины предметов.
Необходима работа по формированию данного понятия.

ЭКСПЕРИМЕНТ 5

Цель: определить сформированность у детей 5—6 лет понятий о сохранении количества предметов.
Детям предлагаются два варианта заданий.

1. Демонстрируются 7 одинаковых чашек и 7 одинаковых блюдец, расставленных на некотором расстоянии друг от друга.
Вопросы:
— Что ты видишь на столе?
— Посмотри внимательно и скажи, не считая: чашек и блюдец поровну или нет?
(Дети обычно путаются в ответах, чаще дают неправильный ответ.)

2. Все 7 чашек стоят на блюдцах.
Вопрос: Посмотри, а сейчас чашек и блюдец поровну?
(На этот вопрос дети отвечают правильно, поскольку ответ очевиден.)

Вывод: У детей 5—6 лет отсутствует понятие о сохранении количества предметов.
Необходима направленная работа по формированию данного понятия.

ЭКСПЕРИМЕНТ 4

Цель: определить сформированность у детей 5—6 лет понятий о сохранении площади.
Детям предлагаются два варианта заданий.

1. Демонстрируются два одинаковых по размеру и по цвету квадрата А
и А1. Это поля, на которых пасутся коровы.
Вопрос: Как ты считаешь, какое поле больше?
(Дети отвечают правильно: поле А и поле А1 одинаковые.)

2. Поле А1 педагог на глазах у ребенка разрезает на две части по диагонали.
Вопрос: Посмотри, а сейчас какое поле больше?
(Как правило, дети отвечают, что поле А больше, а поле А1 после разрезания стало меньше.)

Вывод: у детей 5—6 лет отсутствует понятие о сохранении площади.
Необходима направленная работа по формированию данного понятия.

Ирина Смирнова

Рейтинг@Mail.ru