Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2002

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАВЕДУЮЩИХ

ДЕТСКИЙ САД В УСЛОВИЯХ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Из опыта работы дошкольных учреждений города Златоуста Челябинской области

 

 

 

(Печатается с сокращениями)

УЧИМСЯ РАСПОРЯЖАТЬСЯ ФИНАНСАМИ

Распорядитель кредитов

Переход дошкольных учреждений на хозяйственную самостоятельность повлек за собой изменения в содержании управленческой деятельности руководителя. Впервые за многие годы заведующий становится полноправным распорядителем кредитов от имени своего учреждения.

Распорядитель кредита — это юридическое лицо, в распоряжение которого выделены средства из государственного бюджета для использования по целевому назначению согласно утвержденным сметам расходов. От имени юридического лица выступает должностное лицо (как правило, руководитель или его заместитель), имеющее право распоряжаться средствами в соответствии с их назначением. Распорядитель кредитов (первая подпись) и главный бухгалтер (вторая подпись) имеют право подписывать документы на использование средств. Без этих подписей документы считаются недействительными и к исполнению не принимаются.

Став распорядителем кредитов, руководитель, с одной стороны, значительно расширил свои административно-хозяйственные права, с другой стороны, взял на себя серьезную ответственность за организацию работы учреждения, встал перед необходимостью управлять финансово-экономической деятельностью детского сада.

 

Источники финансирования

Основные источники финансирования дошкольных учреждений — местный бюджет (или ведомственный бюджет) и родительская плата. По действующему законодательству размер родительской платы не должен превышать 20% от стоимости содержания ребенка, а для многодетных семей — 10%. Кроме этого, для различных категорий семей действует целый ряд льгот, согласно которым родительская плата значительно снижена или совсем отсутствует. Поэтому общая доля родительских средств в бюджете обычного детского сада, как правило, не превышает 10%. Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в муниципальном учреждении покрывается местным (городским, районным) бюджетом.

Помимо основных источников финансирования, выделяют дополнительные, значение и роль которых в обеспечении жизнедеятельности учреждений возрастают после выхода на хозяйственную самостоятельность. Одновременно с этим расширяются и возможности привлечения дополнительных средств. К ним относятся:

— плата предприятий за долевое содержание детей (в тех территориях, где она введена);
— плата родителей за дополнительные образовательные услуги;
— доходы учреждения от предпринимательской деятельности;
— благотворительные пожертвования предприятий и граждан;
— денежные выплаты из различных общественных фондов и другие.

Средства, полученные из дополнительных источников, называют внебюджетными.

Привлечение дополнительных источников финансирования — особое направление работы заведующей, успешность которой во многом определяется уровнем компетентности и профессионализма руководителя, его умением устанавливать контакты с другими людьми, умением быть находчивым, убедительным, обаятельным.

Смета расходов

Управление финансово-экономической деятельностью начинается с детального изучения индивидуальной сметы расходов дошкольного учреждения.

Смета расходов составляется по единой типовой форме на основании нормативных документов и методических рекомендаций по составлению смет, а также показателей работы по конкретному учреждению.

Производственные показатели отражают количество групп, число детей, число дней пребывания одного ребенка в детском учреждении.

По бюджетной экономической классификации, введенной в действие с 1 января 1995 года, все расходы в смете группируются по расходным статьям:

(табл. см. в газете)

Смета расходов состоит из трех разделов.

В первом разделе указывают наименование и адрес учреждения, раздел бюджетной классификации, по которому осуществляется финансирование и дается свод расходов с поквартальной разбивкой.

Во втором разделе рассчитывают производственные показатели и приводят общие сведения об учреждении (количество зданий, их площадь, объем).

В третьем разделе приводят расчеты к смете.

Смета расходов утверждается руководителем и является основным документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, предназначенных на содержание учреждения.

Бюджетные ассигнования (выделение денежных средств) устанавливаются главными распорядителями кредитов на основании сметы расходов либо в соответствии с нормативом бюджетного финансирования на одного ребенка в тех территориях, где такой норматив утвержден.

Нормативное финансирование

Нормативное выделение средств на одного ребенка было провозглашено в Законе РФ «Об образовании», однако в связи с отсутствием в бюджете средств на нормальное удовлетворение потребностей образовательных учреждений федеральные нормативы финансирования до сих пор не приняты. В тех территориях, где образовательные учреждения перешли на хозяйственную самостоятельность, для удобства распределения средств органы власти субъектов Российской Федерации, местные органы власти устанавливают свои нормативы финансирования.

Так в Златоусте местный норматив финансирования определяется исходя из той суммы средств, которую бюджет в состоянии выделить на образование с учетом принятых в городе повышающих коэффициентов. Повышающие коэффициенты введены для санаторных групп (1, 2), для комбинированных дошкольных учреждений (2, 0), для детских садов компенсирующего вида (3, 0).

Предполагается, что когда финансирование образовательных учреждений будет приведено в соответствие с Законом «Об образовании», норматив бюджетного финансирования будет состоять из трех частей: федерального компонента (обязательного минимума), регионального и местного компонентов, определяемых с учетом приоритетов образовательной политики регионов.

Анализ платежеспособности

Изучив смету расходов, необходимо прежде всего выяснить, хватит ли учреждению денег, чтобы покрыть все запланированные расходы. Для этого проводится анализ платежеспособности.

(табл. см. в газете)

Особенно важен этот вид анализа в условиях недостаточного финансирования, когда деньги из местного бюджета выделяются только на покрытие так называемых «защищенных» статей, то есть тех расходов сметы, на которые у государства хватает средств. Статьи, отнесенные к «незащищенным», скорее всего не профинансируются, во всяком случае, гарантий, что на них будут отпущены средства, никто не даст.

Анализ платежеспособности — это предварительный анализ, который следует проводить в начале года, квартала, а если понадобится, то и месяца, для того чтобы в случае недостатка средств своевременно скорректировать расходы.

В графу «Предстоящие поступления средств» вносятся: контрольная цифра бюджетного плана; планируемая сумма сбора родительской платы, исходя из среднего числа дней пребывания одного ребенка с учетом количества льготников; сумма оплаты предприятий, в соответствии с размером платы и количеством подписанных договоров; доходы от дополнительных услуг, за вычетом налогов, если данный вид услуг облагается налогом; другие поступления, если таковые имеются.

В графу «Обязательные платежи» вносятся планируемые расходы с учетом предстоящих объявленных повышений цен.

Именно постоянный рост цен делает обязательным регулярное и частое проведение анализа платежеспособности, потому что бюджетные поступления могут не проиндексировать (то есть не привести в соответствие с повышающимися затратами). А это значит, что если вовремя не скорректировать расходы, можно быстро «обрасти» долгами.

Иногда бывает необходимо сравнить платежеспособность учреждения за ряд временных периодов (поквартально, за несколько лет). В условиях инфляции такое сравнение можно сделать только в процентном отношении или с применением коэффициента, потому что абсолютные цифры будут неравнозначными (всем понятно, что 1 рубль в начале года и 1 рубль в конце года совсем не одно и то же).

Коэффициент платежеспособности рассчитывается по формуле

К пл.= А:В,

где А — сумма предстоящих доходов,
В — сумма предстоящих расходов.
Если К пл. < 1 — учреждение неплатежеспособно,
если К пл. > или = 1 — учреждение платежеспособно.

Анализ поступления и использования финансовых средств

Если учреждение оказывается неплатежеспособным, необходимо проанализировать причины этого. В самом общем виде причин может быть две:

1) Средств выделено недостаточно.
2) Расходы учреждения необоснованно завышены.

Выяснить, правильно ли определены суммы бюджетных поступлений на содержание детей, можно только познакомившись с системой распределения средств в вашем регионе. Во всяком случае, следует выяснить, что учреждение получает не меньше, чем другие, однотипные. В настоящее время в общем-то всех финансируют недостаточно, но, может быть, в вашем учреждении есть какое-то отличие от других, которое требует объективно больших затрат. В таком случае это отличие нужно найти и доказать финансирующим органам, что сумма бюджетных поступлений должна быть увеличена. Например, один из отдаленных детских садов г. Златоуста платит за отопление в 5 раз больше, чем все остальные, потому что котельная поставщика тепла работает на мазуте. Это объективная причина значительного недостатка средств, выделяемых по нормативу на одного ребенка. Значит, для этого детского сада должен быть введен повышающий коэффициент.

Для того чтобы выяснить, не завышены ли расходы по вашему учреждению, необходимо тщательно проанализировать смету. Самый простой, но и поверхностный способ — сравнить расходы по видам платежей с однотипными учреждениями. Однако важно учесть, что и в этих учреждениях расходы могут быть завышены. Как показала практика, почти во всех учреждениях образования г. Златоуста были значительно завышены расходы на коммунальные услуги. Долгое время обоснованность платы, предъявленной по договорам, никто не проверял. А тем временем в договорах проставлялись завышенные объемы помещений и расценки превышали предельную норму. Таким образом, чтобы не допускать завышения затрат, необходимо контролировать, за что, сколько и на каком основании платит учреждение.

Для того чтобы иметь четкую картину финансового положения детского сада, руководителю следует ежемесячно анализировать поступление и использование финансовых средств, сравнивать их с плановыми цифрами и выяснять причины отклонений от плана, что позволит своевременно принимать правильные управленческие решения. Сделать это можно, изучая бухгалтерские документы, но удобнее в работе иметь такие сведения под рукой в сводных таблицах, которые заполняются данными из бухгалтерского учета.

Таблица анализа поступления финансовых средств

Таблица анализа использования финансовых средств

Производственные показатели:

Среднесписочное число детей —
Дней функционирования —
Стоимость содержания одного ребенка за месяц —
Средняя стоимость питания одного ребенка в день —

При нормальном финансовом положении учреждения

А > или = С,
где А — сумма фактических доходов,
С — сумма фактических расходов.

Дополнением к таблице анализа поступления финансовых средств может служить

Таблица анализа льгот по родительской плате и финансовых возмещений

В настоящее время действуют льготы:

для детей афганцев — 50%-ная скидка;
для детей из многодетных семей — 50%-ная скидка;
для детей чернобыльцев — 50%-ная скидка;
для детей-инвалидов, детей с отклонениями в физическом и психическом развитии — 100%-ная скидка;
для родителей — инвалидов 1-й и 2-й групп — 50%-ная скидка.

Из них возмещаются:

льгота для афганцев — через горфинуправление;
льгота для чернобыльцев — через горфинуправление.

Администрацией г. Златоуста дополнительно установлены льготы:

для малоимущих работников бюджетной сферы и опекунов — 50%-ная скидка (возмещается из фонда социальной защиты);
для малоимущих многодетных семей — 50%-ная скидка сверх правительственной льготы (возмещается из фонда социальной защиты);
для работников дошкольных учреждений, имеющих с 1-го по 4-й разряды оплаты труда — 50% (не возмещается).

Возмещение из указанных источников производится по предоставлению детским садом необходимых документов.

Хороший хозяин не позволит себе быть должником, к тому же это может обернуться существенными убытками в виде штрафов. Для анализа расчетов с поставщиками лучше иметь отдельную таблицу, которая заполняется ежемесячно. Особенно тщательно и часто необходимо отслеживать расчеты с поставщиками продуктов, так как нарастающие долги несут угрозу отказа в кредитовании продуктами, что чревато полной остановкой работы учреждения.

Анализ кадров и использования фонда оплаты труда

В условиях рыночной экономики компетентность, высокий уровень квалификации кадров — один из факторов, способствующих не только образовательным, но и финансово-экономическим успехам деятельности дошкольного учреждения.

С одной стороны, высокий уровень квалификации кадров ведет к увеличению затрат на оплату труда работников.

Таблица анализа состояния расчетов и уплаченных штрафов

С другой стороны, профессионалы высокого класса, успешно решая задачи дошкольного образования, способствуют росту популярности учреждения среди родителей и, следовательно, притоку детей. Только при наличии достаточной квалификации кадров можно вести речь об оказании дополнительных платных услуг и рациональной организации труда.

Еще совсем недавно в дошкольных учреждениях наблюдалась тенденция увеличения штатов за счет введения инструкторов по физической культуре, руководителей изодеятельности и т.п. Очевидно, что при этом увеличиваются затраты на содержание детей. Весьма сомнителен и образовательный эффект от приходящих специалистов, порой не имеющих соответствующей подготовки, где знание предмета сочетается со знанием дошкольного периода детства.

На наш взгляд, гораздо рациональнее принимать на работу специалистов широкого профиля. Сейчас во многих вузах и педучилищах практикуется подготовка педагогов, имеющих дополнительную специальность (воспитатель со знанием иностранного языка, воспитатель — руководитель изостудии и др.).

Обращаем ваше внимание и на то, что предоставленное учреждению Законом «Об образовании» право самостоятельно устанавливать структуру штатного расписания в пределах средств, выделенных на оплату труда, фактически не используется в практике или используется в рамках сложившихся стереотипов.

Анализ кадров включает:

1. Профессиональный уровень:
а) По образованию, квалификации.

(табл. см. в газете)

Таблица может быть составлена и по-другому, все зависит от того, какие требования к профессиональному уровню кадров предъявляет учреждение.

(табл. см. в газете)

б) По разряду оплаты труда. Вычисляется средний разряд, который важен для анализа использования фонда оплаты труда.

Например, если за анализируемый период на смену ушедшим работникам придут другие, с более высоким разрядом, то фонд оплаты труда увеличивается. Таким же образом на показатель влияет аттестация работников.

По этому показателю хорошо виден рост или снижение квалификации работников в целом, если сравнить его по годам.

2. Текучесть кадров.

Оказывает влияние на фонд оплаты труда при отсутствии замещения до приема нового работника (экономия) в ситуациях, когда ушедший работник использовал отпуск авансом и при расчете остался должен учреждению (перерасход).

Измеряется коэффициентом текучести

Следует учесть, что ежегодная нормативная убыль работников, вызываемая естественными причинами (выход на пенсию, миграция), колеблется от 0,03 до 0,05.

Интенсивная сменяемость кадров увеличивает затраты учреждения на обучение и повышение квалификации вновь пришедших работников. Поэтому в условиях хозяйственной самостоятельности снижение текучести кадров должно стать предметом особой заботы руководителя.

3. Обеспеченность кадрами и отклонение численности работников характеризуют, насколько в течение года фактическая численность работников учреждения соответствовала нормативному штатному расписанию.

Отклонение численности работников измеряется коэффициентом отклонения:

 

Ко = 1 при полной укомплектованности кадрами,
Ко > 1 при превышении штатных нормативов,
чем Ко < 1, тем больше потребность в кадрах.

4. Численность детей на одного работающего показывает отношение числа детей к общему количеству работников. Этот показатель имеет прямую зависимость от вида дошкольного учреждения, наполняемости групп и количества специалистов. В среднем же в детских садах на одного работника приходится три ребенка.

Интересно, что за рубежом этот показатель, как правило, обозначает отношение числа детей к общему количеству педагогов. При этом у них на одного педагога приходится в среднем три ребенка. Зато обслуживающего персонала у них намного меньше, что отчасти связано с высокой технической оснащенностью и уровнем автоматизации обслуживающего труда.

Численность детей

Раньше, при едином штатном расписании, у нас не было необходимости определять такой показатель. Теперь, когда руководитель самостоятельно меняет штатное расписание, такая цифра достаточно информативна.

Кроме вышеперечисленных факторов, отклонения ФОТ вызывает:

— очередной отпуск работников, взятый за 2 года подряд, или, напротив, неиспользованный отпуск;
— увольнение работников по сокращению штатов с выплатой выходного пособия;
— дни нетрудоспособности работников при отсутствии замещения;
— отпуска без сохранения заработной платы при отсутствии замещения.

Разумеется, экономия в последних двух случаях не может рассматриваться как положительный фактор, потому что обычно снижается качество работы с детьми.

РАЦИОНАЛЬНО ВЕДЕМ ХОЗЯЙСТВО

Анализ состояния и структуры материально-технической базы

Для того чтобы экономически грамотно распределять средства на развитие материально-технической базы, необходимо детально знать ее состояние, правильно определять приоритеты и неотложные расходы.

Своевременно не отремонтированное или не сменяемое в связи с износом оборудование иной раз может привести к такому росту затрат (например, в результате аварии), что невольно вспомнишь: «Скупой платит дважды». А уж ущерб, который приносится или может быть принесен детям, вообще невозможно измерить.

Объективной оценке состояния материально-технической базы способствует изучение разнообразной документации, так как далеко не все проблемы находятся на поверхности. Это нормативные сроки эксплуатации зданий и оборудования, предписания горСЭС и госпожнадзора, дефектные ведомости и бухгалтерские документы, свидетельствующие о восстановительных работах, проведенных в прошлые годы. На практике, однако, найти и изучить такие письменные свидетельства иногда бывает довольно сложно. В этом случае выручат люди, долго проработавшие в детском саду и хорошо знающие его особенности.

Формы анализа могут быть самыми разными. Здесь предлагаются примерные, используемые в учреждениях нашего города.

(табл. см. в газете)

Примечание: ниже дается список групп оборудования, которое конкретизируется по каждому учреждению.

1. Сантехоборудование
2. Технологическое оборудование прачечной
3. Технологическое оборудование пищеблока
4. Медицинское оборудование, инвентарь
5. Мебель
6. Жесткий хозяйственный инвентарь .
7. Мелкий хоз. инвентарь
8. Спортинвентарь
9. Противопожарный инвентарь
10. Технические средства обучения
11. Игрушки

Дополнением к таблице служат сведения:

1. Соответствие санитарным нормам

— площади на одного ребенка (заполняются по отчету 85-К);
— освещенности (заполняются по предписанию горСЭС, либо делается расчет по нормам искусственного освещения совместно со специалистом горСЭС).

2. Соответствие правилам пожарной безопасности (заполняется по акту госпожнадзора).

Для общей оценки уровня развития материально-технической базы может применяться такой показатель, как фондовооруженность труда учителя, предложенный Санкт-Петербургской лабораторией педагогического мониторинга и стандартов:

Методика расчета

где R — фондовооруженность труда,
Ц0 — балансовая стоимость основных фондов (по инвентаризационной ведомости),
Ц3 — стоимость зданий и сооружений,
n — количество детей в саду.

Фондовооруженность показывает, насколько технически и материально поддерживается труд педагога.

Этот показатель особенно информативен при сравнительном анализе с другими учреждениями. При введении местного компонента бюджетного финансирования может быть использован для расчета коэффициента выравнивания уровня материальной базы.

Рассчитать коэффициент выравнивания можно по формуле:

Кв = R в конкретном учреждении
R средняя в учреждениях города
Если Кв > 1, то фондовооруженность в учреждении превышает среднегородские показатели.
Если Кв = 1, то фондовооруженность находится на уровне среднегородской величины.
Если Кв < 1 — учреждение необходимо материально поддержать в пределах выведенного показателя.

Хозяйственный договор

В процессе деятельности дошкольное учреждение непременно взаимодействует с другими юридическими лицами (предприятиями, организациями). В основе этого взаимодействия лежит соглашение, называемое хозяйственным договором. В нем юридические лица устанавливают взаимные права и обязанности в сфере хозяйственной деятельности.

Любой хозяйственный договор заключается в письменной форме от имени руководителя или заместителя, а по доверенности и другими работниками, и включает:

— наименование организаций, между которыми заключается соглашение;
— перечень хозяйственных интересов в виде обязанностей сторон, где одна из организаций выступает в роли «заказчика», а другая — «подрядчика, поставщика, исполнителя»;
— срок действия договора;
— ответственность сторон за выполнение условий договора;
— адреса и банковские реквизиты сторон.

Договор подписывается руководителями и скрепляется печатями.

Возникающие при заключении договоров разногласия оформляются в виде протоколов разногласий, дополнений к договору. Если стороны не могут прийти к взаимному соглашению, такие случаи рассматриваются органами арбитража, которые занимаются разрешением споров участников хозяйственных отношений на основе действующего законодательства. Хозяйственный договор должен строго соблюдаться, он может быть изменен только по взаимному согласию сторон. Нарушение договорных обязательств влечет установленную законодательством имущественную ответственность. Один из основных документов, регулирующих отношения участников хозяйственного договора, — Закон РФ «О защите прав потребителей».

Пользуясь нашей хозяйственной, экономической неграмотностью, некоторые предприятия предлагают договора, ущемляющие материальные интересы дошкольного учреждения. Поэтому очень важно просчитать все последствия таких договоров до того, как они будут подписаны и скреплены печатями.

Договор с предприятиями на содержание детей

Это одна из разновидностей хозяйственного договора, появившаяся совсем недавно в некоторых территориях, в том числе и в Челябинской области. Правовой основой заключения таких договоров является решение областного Совета № 34 от 31.01.92 г. «Об упорядочении оплаты за содержание детей в дошкольных учреждениях и организации их работы», где сказано: «...расходы за содержание детей сверх родительской платы несут предприятия и организации, в которых работают родители».

В Златоусте постановлением главы администрации конкретизирован порядок заключения таких договоров. Определено, что расходы за содержание детей несут оба предприятия, на которых работают родители, при отсутствии одного из родителей вся сумма за содержание ребенка предъявляется по месту работы имеющегося родителя. Работникам бюджетных организаций, опекунам, безработным, инвалидам такие договора не предъявляются.

Основная проблема установления договорных отношений детского сада с предприятиями на содержание детей заключается в том, что вышеуказанные постановления носят рекомендательный характер. При этом отдельным пунктом закреплено положение о запрещении отчислять детей из дошкольного учреждения по причине неуплаты предприятий за содержание детей, что является одной из мер социальной защиты дошкольника. Отсутствие юридических рычагов давления на предприятия существенно затрудняет заключение с ними договоров. Однако указанные выше решения являются хоть какой-то зацепкой для улучшения материального положения детских садов.

Роль заведующей заключается в том, чтобы убедить руководителей предприятий в необходимости сотрудничества с целью социальной защиты семьи, ребенка.

Оформляя дошкольника в детский сад, родители предъявляют справку с места работы, на основании которой составляется договор. В договоре указывается обязательство учреждения зачислить ребенка, обеспечить ему уход, присмотр, воспитание и обучение в режиме 5-дневной рабочей недели с графиком работы с 7 до 19 часов. При этом многие предприятия интересует такое обязательство учреждения, как стабильность функционирования, поэтому желательно согласовывать изменения режима функционирования с руководителями предприятий и организовывать работу дежурных групп для тех, кого не может устроить временное изменение режима. Предприятию предлагается оплачивать содержание детей в сумме, установленной администрацией города.

В связи с финансовой нестабильностью некоторые предприятия, учреждения не имеют возможности производить такую оплату. С ними может заключаться договор взаимозачета. Так, машиностроительный завод г. Златоуста обеспечивает детские сады своего микрорайона электроэнергией, отоплением. Но это крупное предприятие, которое предпочитает заключать договор взаимозачета с ГорУНО. Гораздо сложнее обстоят дела с небольшими предприятиями, отказывающимися от заключения договоров на оплату. Как показала практика, в таких случаях необходима личная встреча заведующей с руководителями предприятий. Именно при личной встрече в большинстве случаев находятся компромиссные решения. При отсутствии денег приемлемы такие формы расчета, как:

— транспортные услуги;
— ремонтные работы;
— торговые скидки (если предприятие является поставщиком товаров или услуг);
— передача материалов, оборудования, которые оформляются как благотворительная помощь;
— ксерокопировальные и машинописные работы.

В любом случае надо учитывать реальные возможности предприятия. Лучше всего узнать их предварительно от родителей — работников предприятия. В качестве аргумента обязателен и такой прием, как разъяснение налоговой льготы, представляемой предприятию при направлении средств на нужды образовательных учреждений. Эта льгота заключается в том, что 3% прибыли предприятия, направленной на нужды соцкультбыта (в том числе и образования), уходят из суммы налогообложения.

Таким образом, заключение договоров с предприятиями на содержание детей — кропотливая и сложная работа заведующей, направленная на привлечение дополнительных источников финансирования. Установление договорных отношений с предприятиями позволяет заметно улучшать финансовое положение учреждения. Так, в дошкольном учреждении № 92 г. Златоуста только в 1995 г. за счет средств предприятий сделали ряд крупных покупок на общую сумму 15 млн. руб., включая компьютер за 7 млн. рублей. Примерная стоимость услуг, оказанных предприятиям по договорам, составила
40 млн. руб. (из них 23 млн. руб. — плата за отопление и электроэнергию).

Родительский договор

Еще один вид договора, который появился в практике дошкольных учреждений не так давно, — договор с родителями. При определенном подходе со стороны руководителя такой договор может способствовать привлечению дополнительных средств.

Родительский договор регулирует правовые отношения между дошкольным учреждением и родителями каждого ребенка или лицами, заменяющими родителей. Договор заключается при зачислении ребенка в детский сад и скрепляется подписями сторон и печатью дошкольного учреждения.

В родительском договоре определяются режим посещения детского сада, кратность питания, основные и дополнительные образовательные услуги. В договоре также указываются индивидуальные особенности ребенка, которые детский сад обязуется учитывать. Например, есть дети, часто болеющие простудными заболеваниями, — в договоре можно предусмотреть формы закаливания, профилактического лечения.

Основные услуги, предоставляемые ребенку, определяются государственными стандартами дошкольного образования и Уставом дошкольного учреждения. Дополнительные услуги определяются детским садом самостоятельно. Все дополнительные услуги перечисляются в договоре с указанием наименования услуг, квалификации педагога, количества детей в группе, режима работы, стоимости и согласуются с каждой семьей индивидуально.

В Родительском договоре предусматриваются права, обязанности и ответственность как дошкольного учреждения, так и родителей.

Дошкольное учреждение обязано обеспечить ребенку:

— дошкольное образование в соответствии с государственными образовательными стандартами;
— удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
— развитие его творческих способностей и интересов;
— квалифицированную помощь в коррекции имеющихся недостатков развития;
— защиту его достоинства;
— защиту от всех форм физического и психического насилия.

Родители имеют право:

— принимать участие в управлении образовательным учреждением;
— вносить предложения по улучшению работы;
— выбирать педагога, работающего с ребенком;
— требовать предоставления ребенку присмотра, ухода, воспитания и обучения на условиях, определенных договором;
— оставаться с ребенком, поступившим в детский сад, в течение нескольких дней;
— требовать исполнения договора.

Включаемые в договор обязанности родителей заключаются в том, чтобы:

— выполнять устав образовательного учреждения;
— своевременно вносить плату за содержание ребенка в ДОУ и за оказание дополнительных услуг, предусмотренных в договоре;
— в течение одного дня извещать о болезни ребенка или его отсутствии;
— ежедневно лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверять ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста;
— своевременно сообщать руководству ДОУ о нарушениях условий договора.

Типовой родительский договор может быть дополнен пунктом «Какую помощь ДОУ могут оказать родители?». Помощь может заключаться:

— в проведении ремонта групп и детских площадок;
— в ремонте оборудования;
— в пополнении игрового материала;
— в озеленении групп и площадок;
— в проведении спортивных мероприятий, детских праздников и др.

Работники детского сада несут ответственность за исполнение договора и обязаны всемерно способствовать его выполнению.

Договор действует с момента подписания в течение первого года, затем он может быть продлен или переоформлен на новых условиях.

Договор может быть расторгнут при условии невыполнения обязанностей сторонами в соответствии с действующим законодательством.

Родительский договор является гарантией определенного качества образования и набора образовательных услуг. Как правило, родителям нравится возможность выбора услуг, учет индивидуальных особенностей. Они чувствуют реальную заботу педагогов о благополучии ребенка еще до его прихода в группу детей. В свою очередь, родители откликаются и на наши просьбы, оказывая материальную и иную помощь и, следовательно, существенно влияют на стабилизацию финансово-хозяйственной деятельности детского сада.

Платные услуги

Платные услуги — хороший источник привлечения дополнительных средств. В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Кроме образовательных услуг, учреждение может оказывать и другие платные услуги. Иногда выбор платных услуг вызывает затруднения. Чтобы облегчить эту задачу, можно воспользоваться разработанными несколько лет назад Р.Б. Стеркиной и О.Л. Князевой «Рекомендациями по организации работы дошкольных учреждений разных типов в соответствии с Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР». В этих рекомендациях приводится следующий перечень видов услуг, которые может оказывать детский сад:

«Оздоровительные: закаливание, гигиенические процедуры, использование воздушных и водных процедур, диспансеризация, организация занятий аэробикой, оздоровительным бегом, плавание, занятия физкультурой в зале и на воздухе, подвижные игры, игры с элементами спорта, спортивные праздники и развлечения; лечебное питание, дифференцированное питание в зависимости от возраста, использование вариативного меню, изменение технологии приготовления блюд для отдельных детей, организация вскармливания детей ясельного возраста грудным молоком с участием матери или искусственное вскармливание, организация медицинского патронажа и др.

Медицинские: массаж, физиотерапия, витаминотерапия, кварцевание, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, долечивание в условиях ДУ после перенесенного заболевания, пролечивание на основании заключения специалиста, пролечивание по группам здоровья: детей, часто болеющих, относящихся ко 2, 3, 4-й группам здоровья (например, нарушение осанки, гипертрофия миндалин, плоскостопие и пр.), стоматологическое обслуживание, профилактика и лечение, в том числе неправильного прикуса, обслуживание врачом или медсестрой ДУ детей на дому, лечебное питание (по рекомендации врача), дифференцированное питание в зависимости от возраста, использование вариативного меню, изменение технологии приготовления блюд для отдельных детей; плавание, двигательные, коррекционные упражнения в воде; диагностика и коррекция дефектов, предупреждение вторичных и последующих дефектов в физическом развитии; коррекция сопутствующих дефектов и недостатков (при нарушении зрения — коррекция речи и движений, при тяжелых нарушениях речи — коррекция координации движений и т.п.), семейная психотерапия и др.

Развивающие: приобщение детей к лучшим образцам мировой культуры, знакомство с произведениями живописи, скульптуры, музыки, художественной литературы, фольклором, народными промыслами и т.п.; ознакомление со сказками, мифами и легендами как основой истории религии; организации обучения (в том числе коррекционного) на занятиях и в условиях нерегламентированной детской деятельности (ИЗО, лепка, конструирование, музыка, иностранный язык и пр.). Занятия аэробикой, гимнастикой, ритмикой, спортивные игры, обучение плаванию, обучение игре на музыкальных инструментах. Специально организованные формы работы с детьми по их адаптации к условиям школьной жизни (для шестилеток); диагностика и коррекция психического развития, привлечение родителей к совместным наблюдениям за развитием ребенка и его продвижением. Семейная психотерапия.

Организационные: обучение родителей по уходу за детьми раннего возраста, психолого-педагогическое просвещение родителей, комплектование групп по семейному типу (в том числе объединение детей в группу по родственным связям). Организация питания. Кружки, студии, клубная работа совместно с poдителями по разным видам деятельности с учетом интересов и склонностей детей. Организация детских садов на дому, организация праздников и развлечений; сохранение места в ДУ за ребенком на срок более 75 дней по желанию родителей за дополнительную плату.

Для непосещающих ДУ детей и их родителей: школа матерей для населения микрорайона, студийная, клубная, кружковая работа по разным видам деятельности, прогулочные группы, мини-школы, классы комплексного развития, группы выходных и праздничных дней, кратковременного пребывания в разное время суток. Диагностика и коррекция физического и психического развития детей в сочетании с консультативной помощью родителям; психолого-педагогическое просвещение родителей, семейная психотерапия».

В приведенном перечне не каждая услуга может оказываться за плату. В письме МО РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» разъясняется, что услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения и направленные на совершенствование образовательного процесса, не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается. Например, коррекция речевых недостатков в логопедической группе не может проводиться как платная дополнительная услуга, поскольку это основная деятельность специализированного детского сада, напротив, в обычном детском саду такую услугу можно отнести к дополнительным. Нельзя взимать плату с родителей за снижение наполняемости групп, комплектование групп по семейному типу.

В указанном выше документе приведен порядок действий руководителя при организации платных услуг. Итак, «... необходимо:

а) изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;

б) создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся;

в) указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их представления;

г) получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;

д) заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия.
Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги должна производиться только через учреждения банков;

е) на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты;

ж) заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных образовательных услуг».

Чтобы правильно рассчитать расходы, составляется калькуляция.

Калькуляция — это исчисление в денежном выражении затрат на производство и реализацию продукта, услуг.

Главная проблема состоит в том, что услуги, оказываемые дошкольным учреждением, весьма разнообразны по составу элементов затрат. Сравните: обучение детей иностранному языку, или обучение работе с компьютером, или обучение плаванию?! Это значительно осложняет составление калькуляции и чаще всего размер платы, взимаемой с родителей, не отражает реальных затрат учреждения.

Различают затраты прямые и косвенные. Прямые затраты — это затраты, связанные непосредственно с производством услуги (например, приобретение красок, бумаги для ИЗОстудии), косвенные затраты не имеют такой ярко выраженной связи, но и они так или иначе связаны с производством данной услуги (например, расходы на отопление, освещение) или организацией работы в целом.

Сумма прямых и косвенных затрат составляет себестоимость. Рассчитать прямые затраты несложно, проблемы обычно возникают при расчете косвенных затрат. Затраты можно рассчитывать разными способами. Здесь предлагается одна из возможных методик расчета, которая является не более чем временным вариантом определения затрат до появления соответствующих научных рекомендаций.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Поллукс». Консалтинговая компания «Поллукс» предоставляет профессиональные бухгалтерские услуги по выгодным ценам. Воспользовавшись предложением компании «Поллукс», Вы сможете в режиме онлайн оформить все документы, необходимые для того, чтобы получить возврат подоходного налога. Специалисты компании «Поллукс» предоставят в электронном виде полностью заполненную декларацию 3-НДФЛ, спустя 10 минут после оформления заказа, что позволит значительно сэкономить Ваше время. Воспользоваться предлагаемыми услугами можно посетив официальный сайт компании «Поллукс», который располагается по адресу http://pollux.ru/

Методика расчета цены услуги

1. Расчет хозяйственных расходов.

Сначала проводится расчет стоимости содержания одного квадратного метра площади здания с учетом амортизационных отчислений в месяц.

Примечание: Коммунальные расходы рассчитываются из планируемых затрат индивидуальной сметы расходов дошкольного учреждения.

Затем рассчитывается расход по конкретному помещению.

Бывает, что какое-либо помещение (например, ИЗОстудия) используется как для основных образовательных услуг, так и для организации платных занятий. На наш взгляд, в таких случаях величина d должна определяться следующим образом:

При таком подходе затраты на эксплуатацию помещения будут равномерно распределены между всеми воспитанниками, пользующимися услугами ИЗОстудии.

Если платная услуга связана с использованием технических средств обучения или иного оборудования, относящегося к основным фондам, производится расчет амортизации оборудования:

2. Расчет расходов по заработной плате

Если административный, обслуживающий персонал не имеет специальных доплат за организацию данной услуги, тогда d определяется, как описано выше.

3. Расчет учебных расходов

4. Расчет цены услуги

Себестоимость услуги = Ц + Z + H + G.
Цена услуги = себестоимость + прибыль.
Процент прибыли, входящий в цену услуги, устанавливается свободно с учетом спроса на данную услугу и материальных возможностей родителей.
Учет платных услуг ведется в соответствии с «Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете», утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 03.11.93 г. № 122.

Организация дополнительных услуг в дошкольном учреждении позволяет:

— расширить образовательные возможности ребенка;
— получить дополнительный доход;
— обеспечить частичное покрытие затрат на коммунальные расходы;
— создать дополнительные рабочие места;
— повысить престиж дошкольного учреждения.

Для того чтобы оценить роль дополнительных услуг в хозяйственно-экономической деятельности учреждения, руководитель может воспользоваться следующей таблицей.

Проект МО РФ

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР
между дошкольным образовательным учреждением и родителями
(лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное учреждение
в Российской Федерации

 

город _____________ «____»_________20__ г.

 

Дошкольное образовательное учреждение № ______________________________________

(наименование)

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________ ,

именуемое в дальнейшем «ДОУ», в лице заведующего ДОУ

______________________________________________________________________________________ ,

(фамилия, имя, отчество)

действующего на основании Устава ДОУ, с одной стороны, и матерью (отцом, лицом их заменяющим)_______________________________________________________________________ ,

(фамилия, имя, отчество)

именуемый в дальнейшем «Родитель» ребенка_________________________________________

______________________________________________________________________________________ ,

(фамилия ребенка, год рождения)

с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем:

1. ДОУ обязуется:

1.1. Зачислить ребенка в группу_____________________________________________________

(наименование)

на основании ________________________________________________________________________

(наименование документа о зачислении)

1.2. Обеспечить охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья ребенка;

его интеллектуальное, физическое и личностное развитие;

коррекцию (элементарную; квалифицированную) имеющихся отклонений в развитии ребенка;

развитие его творческих способностей и интересов;

осуществлять индивидуальный подход к ребенку, учитывая особенности его развития;

заботиться об эмоциональном благополучии ребенка.

1.3. Обучать ребенка по программе ___________________________________________________

(наименование программы)

______________________________________________________________________________________

(название органа, утверждающего программу)

1.4. Организовать предметно-развивающую среду в ДОУ (помещение, оборудование, учебно-наглядные пособия, игры, игрушки).

1.5. Организовать деятельность ребенка в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями, содержанием образовательной программы.

1.6. Предоставлять ребенку дополнительные образовательные услуги (за рамками основной образовательной деятельности); бесплатные образовательные услуги

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________ ,

(наименование видов услуг, оплачиваемых за счет средств спонсоров; учредителя)

платные образовательные услуги____________________________________________________

______________________________________________________________________________________ ,

(наименование видов услуг, оплачиваемых родителями)

предоставлять «Родителю» право выбирать педагога для работы с ребенком.

1.7. Осуществлять медицинское обслуживание ребенка:

лечебно-профилактические мероприятия ___________________________________________

______________________________________________________________________________________ ,

(наименование, кратность)

 

оздоровительные мероприятия _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________ , (наименование, кратность)

 

санитарно-гигиенические мероприятия _______________________________________________

(наименование)

______________________________________________________________________________________ ,

дополнительные услуги ______________________________________________________________ .

(наименование, платные, бесплатные)

1.8. Обеспечивать ребенка сбалансированным питанием, необходимым для его нормального роста и развития: ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

(вид питания (в т. ч. диетическое))

______________________________________________________________________________________ .

(его кратность, время приема пищи)

1.9. Устанавливать график посещения ребенком ДОУ ________________________________

______________________________________________________________________________________

(дни недели, время пребывания, выходные, праздничные дни, график свободного посещения)

______________________________________________________________________________________ .

1.10. Сохранять место за ребенком в случае его болезни, санаторно-курортного лечения; карантина; отпуска и временного отсутствия «Родителя» по уважительным причинам (болезнь, командировка, прочее), а также в летний период, сроком до 75 дней, вне зависимости от продолжительности отпуска «Родителя»;

в иных случаях _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________ .

1.11. Разрешать «Родителю» находиться в группе вместе с ребенком _________________

______________________________________________________________________________________ .

1.12. Обеспечивать сохранность имущества ребенка.

1.13. Оказывать квалифицированную помощь «Родителю» в воспитании и обучении ребенка; в коррекции имеющихся отклонений в его развитии ____________________________

______________________________________________________________________________________ .

1.14. Переводить ребенка в следующую возрастную группу ____________________________

______________________________________________________________________________________ .

(дата перевода)

1.15. Предоставлять ребенку место на загородной даче ДОУы

__________________________________________________________________________________________

(адрес дачи)

__________________________________________________________________________________________

(срок пребывания на даче)

__________________________________________________________________________________________

(размер и порядок оплаты)

______________________________________________________________________________________ .

(иное)

1.16. Соблюдать настоящий договор.

2. «Родитель» обязуется:

2.1. Соблюдать Устав ДОУ и настоящий договор.

2.2. Вносить плату за содержание ребенка в ДОУ в сумме

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

в сроки _______________________________________________________________________________ .

2.3. Лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста (или иные условия).

2.4. Приводить ребенка в ДОУ в опрятном виде, чистой одежде и обуви

______________________________________________________________________________________ .

(иные требования ДОУ с учетом местных, сезонных, возрастных, индивидуальных особенностей ребенка)

2.5. Информировать ДОУ о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни.

2.6. Взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитаниям и обучения.

2.7. Оказывать ДОУ посильную помощь в реализации уставных задач

______________________________________________________________________________________ .

(охрана жизни ребенка, оздоровление, гигиеническое, культурно-эстетическое, экологическое воспитание, коррекционная работа в условиях семьи, иное)

3. ДОУ имеет право:

3.1. Отчислить ребенка из учреждения при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующего его дальнейшему пребыванию в ДОУ.

3.2. Предоставлять «Родителю» отсрочку платежей за содержание ребенка в ДОУ по его ходатайству.

3.3. Вносить предложения по совершенствованию воспитания ребенка в семье.

3.4. Расторгнуть настоящий договор досрочно при систематическом невыполнении «Родителем» своих обязательств, уведомив «Родителя» об этом за______ дней.

4. «Родитель» имеет право:

4.1. Принимать участие в работе Совета педагогов ДОУ с правом совещательного голоса.

4.2. Вносить предложения по улучшению работы с детьми и по организации дополнительных услуг в ДОУ.

4.3. Выбирать педагога для работы с ребенком при наличии соответствующих условий в ДОУ.

4.4. Выбирать образовательную программу из используемых ДОУ в работе с детьми.

4.5. Выбирать виды дополнительных услуг ДОУ.

4.6. Находиться с ребенком в ДОУ в период его адаптации в течение ____дней, __часов;

в других случаях ______________________________________________________________________ .

4.7. Ходатайствовать перед ДОУ об отсрочке платежей за содержание ребенка в ДОУ; за дополнительные услуги не позднее, чем за____дней до установленных сроков платы.

4.8. Требовать выполнения Устава ДОУ и условий настоящего договора.

4.9. Заслушивать отчеты заведующего ДОУ и педагогов о работе с детьми в группе.

4.10. Расторгнуть настоящий договор досрочно в одностороннем порядке при условии предварительного уведомления об этом ДОУ за ____дней.

5. Договор действует с момента его подписания и может быть продлен; изменен; дополнен по соглашению сторон.

6. Изменения, дополнения к договору оформляются в качестве приложения к нему.

7. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств __________________________________________________________________________ .

(ответственности сторон)

8. Срок действия договора с_______по________20_____г.

9. Договор составлен в двух экземплярах: один экземпляр хранится в ДОУ в личном деле ребенка; другой — у «Родителя» (лиц, его заменяющих).

Стороны, подписавшие настоящий договор:

Дошкольное образовательное Родитель

учреждение № Мать (отец, лицо, их заменяющее)

Адрес:___________________________ ___________________________________

(индекс, город, (Ф. И. О., паспортные данные,

___________________________________ ___________________________________

район, округ, улица, дом) адрес проживания,

___________________________________ ___________________________________

место работы, должность

Телефон: _________________ ___________________________________

телефон (домашний, служебный)

Печать

Подпись

Подпись

Редакция выражает благодарность авторскому коллективу книги
«Детский сад в условиях финансово-экономической и хозяйственной самостоятельности»:

Л.Я.Барсуковой,
А.П.Галеевой,
Н.Н.Долматовой,
Н.Г.Зайцевой,
Е.С.Комаровой,
Л.Ф.Макаровой,
Н.В.Мальцевой,
Г.И.Мишуниной,
Г.Н.Панкратовой,
Г.Н.Писеуковой,
Л.А.Скорыниной,
Г.В.Трусовой,
Л.А.Шаминой

за разрешение опубликовать отдельные главы в нашей газете.

На обложке: фото А.Степанова

Рейтинг@Mail.ru