Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2002

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И КАК ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?

Последнее десятилетие XX века отразилось на развитии дошкольного образования самым противоречивым образом: с одной стороны, детские сады еле выжили (и, надо заметить, с большими потерями); с другой стороны, педагогическая мысль никогда еще не была настолько смелой и продуктивной, как в эти годы.
Однако среди наших теоретических приобретений встречаются такие, которые ставят практиков в тупик. Ни одна образовательная область не изобилует таким количеством программ, как дошкольное образование: все они обычно начинаются многообещающими вступлениями и ссылками на одни и те же гуманитарные ценности: развитие, личностно-ориентированный подход, самоценность детства и т.п. Но как выбрать из них именно ту, по которой данному педагогу или педагогическому коллективу можно и должно работать?
Чаще всего выбор осуществляется случайно: такой-то представитель науки первым доехал до данного региона, а здесь городские власти отпустили деньги на повышение квалификации — и как раз к моменту набора на определенные курсы. Конечно, к случайностям можно относиться мистически: раз так случилось, значит, тому и быть суждено… Но все-таки хотелось бы научиться выбирать сознательно.
Однако обилие программ — это лишь одна проблема.
Вторая — это новое словечко «технология», которое пробралось в педагогику из точных наук и техники. Что такое «новая технология обработки металла» или «новая технология распространения информации» — более или менее понятно. Но что такое «новая педагогическая технология» и чем она отличается от программы, от методики, от педагогической системы — понять невероятно трудно. Достаточно сказать, что в одном из капитальных трудов, где сделана попытка разобраться в проблеме педагогических технологий, — в книге ярославского ученого Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии» — даются десять определений этого понятия.
Но терминологическая путаница — обычное явление для теоретической педагогики. А слово «технология», кажется, довольно прочно обжилось в педагогическом словаре.
Поэтому практику — увы! — придется выбирать не только программу и методику, которыми он будет пользоваться в своей работе, но и технологию.
С вопросом о том, что такое педагогические технологии, мы обратились к заведующей лаборатории педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования Ксении БЕЛОЙ.

Кор.: Ксения Юрьевна! Как можно объяснить практическому работнику, что такое технология и чем она отличается от программы и методики?
К.Б.: Я думаю, сегодня мы уже в состоянии развести эти понятия. Программа — это прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка-дошкольника. А технология — это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?». А технология — на вопрос «как делать?».
Авторы некоторых программ пытаются сейчас прописать не только цели, задачи и содержание образования, но и ответить на вопрос «как этого достигнуть?» — разрабатывают технологию реализации своей программы. Но лично я придерживаюсь мнения, что грамотный специалист-воспитатель, владеющий методикой работы с дошкольниками, имеющий за плечами специализированное образование, в этом не нуждается. Он сам в состоянии поискать ответ на вопрос «как реализовать программные задачи?», т.е. вполне может стать разработчиком собственной технологии.
Ведь технология в первую очередь должна учитывать конкретного ребенка. А кто знает своих детей лучше, чем работающий с ними опытный и грамотный воспитатель? Это раньше можно было всех учить одинаково — достаточно было одной технологии на все случаи жизни. А сегодня нам уже ясно, что технология должна быть гибкой, индивидуально-ориентированной.
Кор.: Тогда я сразу задам два вопроса: во-первых, можно ли для реализации одной и той же программы использовать разные технологии, и, во-вторых, чем в этом случае отличается технология от методики?
К.Б.: Вопрос действительно непростой. Но можно попробовать дать на него ответ. Педагогика традиционно делилась на части, существующие как бы отдельно друг от друга: например, методика преподавания математики, методика развития речи и так далее. Технология же — это некий общий подход к преподаванию, который должен увязать все методики в единую систему.
Кор.: То есть, если ты понял, как решать образовательные задачи, — ты открыл для себя какие-то общие приемы объяснения, взаимодействия с детьми, виды заданий и т.п. и сможешь реализовать это и на занятиях по развитию речи, и по математике, и по физическому воспитанию?
К.Б.: Да. Кроме того — и в этом отличие технологии от методики, — технология дает гарантированный результат, который методика обещать не может. Технология же говорит: «Чтобы достигнуть такого-то результата, надо делать то-то и то-то в такой-то последовательности». В качестве примера можно привести программу Натальи Крыловой «Дом радости», которую она разрабатывала совместно с воспитателем Ивановой. В этой программе подробно прописаны все двести с лишним дней в году для каждой возрастной группы. Автор говорит: «Будете так делать, получите такой-то результат». Мы действительно можем это подтвердить. Но такую жесткую технологию примет не каждый воспитатель. Возможно, это хорошо для начинающих педагогов. Бывает, что педагог настолько заинтересовывается программой — просто влюбляется в нее, — что полностью идентифицируется с автором и готов следовать каждому его указанию. Автор для него — непререкаемый авторитет. Каждая рекомендация воспринимается как собственная. В этом случае результат реализации технологии обычно бывает высоким.
А некоторые педагоги говорят: «Как это: я должна заучивать свои собственные действия на каждый день? Но я чувствую ситуацию совершенно иначе. И я хочу делать то-то и то-то по-своему, по-другому». Поэтому здесь очень важно разводить два принципиальных подхода: что хорошо для одних воспитателей, невозможно для других. В первую очередь речь идет о творчески работающих педагогах, с большим авторским стажем работы.
Кор.: Замечательное выражение — «авторский стаж работы».
К.Б.: Наверное. Так вот, по отношению к этим педагогам недопустима жесткая регламентация действий. Конечно, они должны следовать инструкциям, определяющим санитарно-гигиенические нормы работы с детьми. В остальном же — педагог должен иметь возможность творить.
Кор.: Вы с этого начали: педагог — создатель собственной авторской технологии.
К.Б.: У нас на конкурсе «Воспитатель года» существует даже специальная номинация — «Авторские технологии». Под авторскими технологиями мы понимаем не только и не столько научные разработки, сколько то, что раньше обозначали более простыми словами: «опыт работы» воспитателя, хорошего воспитателя.
Другое дело, что педагог может чудесно работать с детьми, а описать свой опыт — свою за многие годы наработанную технологию — не может. Иногда даже рассказать о ней затрудняется.
Кор.: В этом нет ничего удивительного: работать с детьми и писать — это совершенно разные виды деятельности, прямо друг с другом не связанные.
К.Б.: Конечно. Но какой отсюда следует вывод? И старший воспитатель, и наука, и журналистика — все должны оказаться на службе у самого главного, не считая ребенка, участника педагогического процесса — воспитателя. Ему нужно помочь описать свой опыт, чтобы сделать его доступным для других педагогов.
Кор.: Правильно ли я вас поняла: по-вашему, технология рождается из опыта?
К.Б.: Да. Возьмем для примера ту программу «Дом радости» с разработанной технологией, о которой я уже говорила. Автор программы Наталья Крылова говорила: «Как родилась моя технология? Я познакомилась с прекрасным воспитателем Ивановой и описала все ее двести с лишним рабочих дней — в младшей и в средней группах». Безусловно, как человек науки, Крылова не просто зафиксировала действия педагога и его занятия, а обработала их, обобщила, систематизировала, соотнесла с последними научными изысканиями психологии, педагогики, методики.
В этом, собственно, и заключается основная задача методической службы — работать с опытом интересных педагогов. Кстати, по моим наблюдениям, очень часто из технологии рождается образовательная программа. Так было и с программой «Дом радости» — изначально Н.Крылова разрабатывала технологию. Такой же путь проделал Зайцев со своими кубиками: обучение детей грамоте по кубикам Зайцева — это технология. На ее основе потом была создана программа.
Кор.: Тогда неудивительно, что дошкольное образование сегодня так богато программами.
К.Б.: Да, в настоящее время у нас 50 программ, имеющих гриф Министерства образования России.
Кор.: И это не считая локальных экспериментальных программ, развивающихся, например, в рамках ФЭП.
Поэтому один из злободневных вопросов: как выбирать программу для детского сада?
К.Б.: Было время, когда мы придерживались принципа «настоятельной рекомендации» применения той или иной программы в наших детских садах. Теперь наша позиция изменилась. Мы считаем, что детский сад может и должен сам выбирать программу, по которой ему работать.
Кор.: Я даже слышала такой термин: «парциальная программа».
К.Б.: Термин, к сожалению, неудачный. Но суть его в том, что детский сад может принять программу в основном, а какие-то ее разделы заменить «парциальной программой» с учетом своих потребностей или возможностей. Ведь выбор программы зависит от множества причин: от района, в котором детский сад расположен, от социального состава детей, от количества проблемных детей и от запросов родителей; от возрастного и квалификационного состава педагогов; от территориальных и финансовых возможностей. Субъективные факторы тоже нельзя со счетов сбрасывать: привычки, пристрастия, склонности воспитателей и заведующей.
Кор.: А кто выбирает программу — заведующая?
К.Б.: Программу должен выбирать педагогический коллектив, а не заведующая со старшим воспитателем в тиши кабинета. Реализовывать-то эту программу воспитателям! Поэтому от таланта и такта заведующей зависит, как она будет убеждать педагогов в целесообразности принятия той или иной программы, как она сумеет показать выигрышные стороны реализации именно этой программы для отдельных творческих воспитателей и ее влияние на перспективы развития сада.
Но выбрать программу — это полдела. Сколько раз мы сталкивались с ситуацией: выбрали в детском саду программу, а через год бросили: «Мы, — говорят, — лучше по другой программе работать будем. По этой не получается».
Чтобы программа заработала, должна быть четко организована методическая служба дошкольного учреждения. Воспитателей надо учить. Не всегда есть деньги послать всех педагогов на курсы, если курсы платные, тем более авторские. Но ты, как заведующая, как методист, продумай серию консультаций в течение года, семинаров-практикумов, «круглых столов», на которых возможен обмен мнениями, систему открытых занятий с детьми. И я думаю, что в течение двух лет можно сделать так, что педагоги влюбятся в программу, увидят ее сильные и слабые стороны, перспективы и преимущества. Начинать реализацию должны самые подвижные и творческие люди, и только потом можно распространить их опыт на работу всего детского сада. Следующий этап — создание в рамках используемой программы собственных наработок. Это тот самый опыт, который впоследствии, может быть, выльется в целостную технологию.
Кор.: И эта технология, возможно, войдет в золотой фонд практического опыта отечественной педагогики.

Беседу вела Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru