Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2002

ЛАБОРАТОРИЯ

ЛАСТИК И СКРЕПОЧКА НА ПРИЗМАЧНОМ ОСТРОВЕ,

или Пространственная геометрия для малышей

Ольга БАРАНОВА,
Марина АРОМШТАМ

«Ты знаком с Ластиком? Нет? Не может быть! Это недоразумение нужно срочно исправить.
Это — Ластик.
Он очень аккуратный и ужасный чистюля. Не то что один его знакомый — Простой Карандаш. Вечно всюду сует свой нос, на всем оставляет следы. Начертит, накалякает, да так криво, что сам недоволен. А Ластику — убирай! Как тут не сердиться!
Однажды Карандаш нарисовал домик, но такой кривой и неказистый, что Ластик даже возмутился: «Кто же в таком доме жить захочет! Никакой ты не художник, а просто палка деревянная!»
А Карандаш спокойно так отвечает (не зря все-таки в школе учился!): «Никакая я не палка, а самый настоящий цилиндр. Только тоненький. А вот ты… Ты — призма прямоугольная».
«Это я — призма?» — «А кто же еще? Ты, конечно!» — И Карандаш отправился дальше рисовать свои кривые домики, а бедный Ластик не на шутку загрустил.
Услыхала этот разговор маленькая Скрепочка и говорит Ластику: «Не грусти, Ластик. Может, в этом и нет ничего плохого — быть прямоугольной призмой. Пойдем к Мудрой Черепахе. Она нам все объяснит».
И отправились Ластик со Скрепочкой к Мудрой Черепахе…»

Так начинаются история приключений Ластика и Скрепочки в стране Геометрии и серия занятий на интегративной основе с элементами пространственной геометрии и знакомства с окружающим миром для малышей от пяти лет.
Занятия из первой части «Ластик и Скрепочка в стране Пирамид» и занятия из второй части «Ластик и Скрепочка на геометрической льдине» мы публиковали в №№ 43—44, 47—48/2000 г., 1/2001 г. «Дошкольного образования».
Сегодня наши читатели смогут познакомиться с третьей частью приключений маленьких героев, где найдут материал для рассказывания на занятиях и указания на возможные практические работы с детьми.

«И где только не побывали Ластик и Скрепочка в поисках ответа на свой вопрос: и в далеком жарком городе Пирамид, где жила Мудрая Черепаха, и на геометрической льдине у берегов холодной Антарктиды, где они познакомились с двумя учеными пингвинятами — пингвиненком Цилиндренком и пингвиненком Конусенком!
Но ни черепаха, ни пингвинята не смогли объяснить Ластику и Скрепочке, что же такое «прямоугольная призма»…»

 

 

Глава первая. SOS!

Попрощавшись с гостеприимными пингвинами, обитавшими на геометрической льдине у берегов Антарктиды, Ластик и Скрепочка снова отправились в путешествие. Они так и не нашли ответа на вопрос, что такое призма, и Ластик не знал, стоит ли ему обижаться на ленивого Карандаша, который рисовал кривые домики.
Несколько дней и ночей плыли Ластик и Скрепочка на дрейфующей льдине. Из бывшего воздушного шара они соорудили себе парус. И их ледяной плот, подгоняемый попутным ветром, все отдалялся и отдалялся от страны вечного холода.
— Куда мы плывем? — спросила Скрепочка.
— К экватору.
— А что такое «экватор»?
— Это воображаемая линия, опоясывающая земной шар.
— Так он есть или его нет? — удивилась Скрепочка.
— На самом деле на земле нет никаких линий. Но на глобусе и карте люди их рисуют. Им так легче ориентироваться, — сказал Ластик. — Я видел линию экватора на глобусе, который показывала Мудрая Черепаха. Она сказала, что у экватора очень жарко.
— Ой, — испугалась Скрепочка, — значит, скоро наша льдина начнет таять и мы утонем!
Ластик тоже забеспокоился. «Надо просить о помощи», — решил он и закричал: «SOS! SOS!», что означает: «Спасите наши души!»
Такой сигнал всегда подают моряки, когда попадают в беду.

Задание первое

Помните, какую форму имеет глобус? Шарообразную. А теперь представьте себе, что мы захотим надеть на этот шар-глобус тонкие обручи.
Все ли обручи будут одинаковыми?
Нет. Одни будут меньше, другие — больше. Самый большой обруч, который бы мы смогли надеть на глобус, называется экватором.
Найдите его на картинке.
А вот еще два очень важных обруча: один называется Северным полярным кругом, другой — Южным полярным кругом. За ними — самые холодные области нашей Земли.
Найдите их на картинке.

Задание второе

Слепите из пластилина шар. Стеком прочертите на нем линию, напоминающую линию экватора. Разрежьте шар по «линии экватора». Какая знакомая вам фигура получилась на срезе?
Верно, круг. Можно было бы разрезать пластилиновый шарик выше или ниже «экватора». Но круги на срезе всегда будут меньше «экваториального».
«Экваториальный» круг — самый большой.
Обведите круг пальчиком по краю. Граница круга называется окружностью.

Задание третье

У каждого из вас картинки с нарисованными на них кругами. Закрасьте их изнутри, а потом другим цветом обведите окружность каждого круга — его границу.

Задание четвертое

Зашумованная картинка

Внимательно посмотрите на картинку и отыщите животное, которое пришло на помощь Ластику и Скрепочке. Кто знает, как оно называется? (Это — морская черепаха.)

Глава вторая. БАБУШКА МУДРОЙ ЧЕРЕПАХИ

— Здравствуйте! Как вас зовут? — спросила Скрепочка, едва оправившись от испуга. Она была очень воспитанной и никогда не забывала о вежливых словах — даже тогда, когда собиралась утонуть.
— Это Морская Кожистая Черепаха, — ответил за чудесную спасительницу Ластик. — Я видел ее портрет в детской энциклопедии. Дома. — И он вздохнул. — Когда мы сможем туда вернуться?
Тут в разговор вступила Черепаха.
— Малыши, подавшие сигнал бедствия! Кто вы такие и как очутились в океане?
Ластик и Скрепочка наперебой стали пересказывать Морской Черепахе свои приключения: как Ластик поссорился с Карандашом, который обозвал его четырехугольной призмой; как они отправились за советом в страну Пирамид к Мудрой Черепахе; как полетели оттуда на воздушном шаре в Антарктиду и познакомились там с пингвинятами Цилиндренком и Конусенком; как поплыли дальше на дрейфующей льдине под парусом и как их самодельный кораблик начал таять, очутившись в теплых водах океана. А вот ответа на свой вопрос «что такое призма?» они так и не нашли.
— Скоро найдете! — коротко сказала новая знакомая. — Или я не двоюродная бабушка Мудрой Черепахи!
И она поплыла, загребая воду своими сильными передними лапами.

Задание первое

Рассмотрите картинку: это морская черепаха. Давайте придумаем, из чего можно было бы ее сделать? Из пластилина и скорлупки грецкого ореха? Давайте попробуем!

Задание второе

А теперь скажите, форму какого геометрического тела напоминает грецкий орех? Конечно, форму шара. Но только напоминает. Шаром в полном смысле слова грецкий орех не назовешь. В мире растений и животных редко можно встретить точные геометрические формы.
Яблоко похоже на шар, но не совсем шар. Ствол дерева похож на…
На какое геометрическое тело? Правильно, на цилиндр. Хотя это, конечно, не совсем цилиндр.
И все-таки попробуем поиграть: какие геометрические тела напоминают вам эти растения? Эти животные?

Примечание: Можно расширить занятие за счет повторения игр и упражнений на различение плоских и объемных фигур.

Глава третья. НЕЗНАКОМКА

Погода стояла прекрасная. Теплое солнце сияющими бликами отражалось в спокойной морской волне.
— И кто это сказал, что черепахи медлительны? — удивилась Скрепочка. — Вон как быстро мы двигаемся!
Если бы Ластик и Скрепочка могли измерить скорость, с которой неслись по морским волнам, они бы удивились еще больше: 35 км/ч! Это скорость гоночного велосипеда!
Вскоре, убаюканные плеском волн и движением, путешественники сладко заснули на спине двоюродной бабушки Мудрой Черепахи.
А когда пробудились, никакой Черепахи уже не было. Ластик и Скрепочка оказались на берегу странного острова. Здесь не было растений и камней. Не было плавных, изогнутых линий. Все вокруг было словно вычерченным по линейке, а воздух слегка дрожал, словно грозил сломаться.
— Друзья! Приветствую вас на нашем Призмачном острове! — раздался чей-то тонкий голосок.
— Ой! — сказали от неожиданности Ластик и Скрепочка и обернулись.
Перед ними стояла…
— Треугоша, — представилась незнакомка. — Призмочка Треугоша.
— Не может быть! — Ластик не поверил своим ушам. — Вы — призма?..
— Конечно! — засмеялась Треугоша. — А что в этом такого? Мое взрослое имя — Треугольная Призма. А Треугошей называют меня друзья.
— Ура! Наконец-то мы встретили живую призму! — закричала Скрепочка и посмотрела на Ластика. А Ластик ни с того ни с сего покраснел.

Задание первое

Треугольная призма выглядит вот так:

Как вы думаете, на что она похожа? Трудно придумать? А давайте-ка попробуем перевернуть треугольную призму и поставить ее по-другому.
Теперь узнали? Конечно! Треугольная призма похожа на крышу домика.

Задание второе

Вот так выглядит один из маленьких поселков Призмачного острова. Отыщите на ней все домики с крышами в виде треугольных призм.

Задание третье

У каждого из вас — карточка с рисунком треугольной призмы. Внимательно рассмотрите ее.
У призмы есть два основания и боковые грани.
На своих карточках с рисунками отметьте вершины оснований красным цветом, а ребра — зеленым. Заштрихуйте основания призмы.

Задание четвертое

Нам предстоит сделать новую героиню сказочной истории — Призмочку Треугошу, или Треугольную Призму.
Для этого мы воспользуемся… Чем? Догадались?
Конечно, разверткой.
Помните волшебные слова пингвинят Цилиндренка и Конусенка?

Мы научим вас, друзья,
Непростым приемам:
Как фигуры плоские
Превращать в объемные!

У каждого из вас есть развертка, из которой можно склеить Призмочку Треугошу.
Рассмотрите ее внимательно.
Из каких фигур она состоит? (Из четырехугольников и из треугольников.)
Сосчитайте количество четырехугольников и треугольников в развертке. (Четырехугольников три, треугольников — два.)
Какие фигуры послужат основаниями призмы? Попробуйте догадаться, почему Призмочку Треугошу называют Треугольной Призмой. (Потому что ее основаниями служат треугольники.) Закрасьте один треугольник-основание красным цветом, другой — зеленым.

Задание пятое

У каждого из вас есть треугольник оранжевого цвета. Это мерка. Приложите его к красному треугольнику основания. Два треугольника совпадают. Теперь приложите оранжевый треугольник к зеленому треугольнику основания. И эти треугольники совпадают. Сделайте вывод: что можно сказать о красном и о зеленом треугольниках основания? (Они равны.) Запомните: основания призмы равны между собой.

Задание шестое

Склейте призму.

Задание седьмое

Возьмите бумажную призму в руки, закройте глаза, отыщите с закрытыми глазами основания призмы, нащупайте их вершины, проведите пальчиком по боковым ребрам. Теперь откройте глаза и приклейте к призме головку, ручки и ножки, как показано на рисунке. Скажем все вместе: «Здравствуй, Треугоша!»

Рисунки Виктора Меламеда

Продолжение в следующих номерах.

Рейтинг@Mail.ru