Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2002

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ГОВОРЯТ СТУДЕНТЫ

Еще несколько лет назад появление студента-юноши на дошкольном отделении психолого-педагогического факультета Нижегородского государственного университета было не просто редким явлением, но и удивительным даже для преподавателей. По этому поводу начинали выдвигаться самые разные версии, и конечно же высказывались сомнения в том, что по окончании вуза юноша пойдет работать в детский сад. В силу исключительности этого явления самого студента даже не спрашивали, что, собственно, побудило его выбрать дошкольное отделение.
Но юноши все чаще стали выбирать профессию педагога дошкольной сферы образования, и сегодня на дошкольном отделении Нижегородского университета учатся сразу 12 симпатичных парней. С некоторыми из них мы поговорили о том, чем привлекает их профессия дошкольного работника, и собираются ли они работать в этой сфере по окончании вуза.

Роман СаноткинРоман САТОНКИН: «Больше всего меня поразило мужество женщин, которые работают в детском саду...»

— Чем обоснован ваш выбор именно дошкольного отделения?

— Когда я демобилизовался из армии, передо мной встал вопрос о получении образования. Я приехал в Нижний Новгород и пошел в педагогический университет. Больше других меня заинтересовал психолого-педагогический факультет и возможность стать детским психологом.
Во-первых, мне хотелось попробовать свои силы, так как на этом отделении самый большой конкурс и там самые красивые девчонки. Во-вторых, мой собственный опыт взросления говорил мне, что с системой дошкольного образования у нас в стране еще далеко не все в порядке и она оставляет желать лучшего. А в-третьих, хоть это и звучит банально, я люблю малышей, и меня привлекают их «первозданность», чистота души.
По окончании вуза я хотел бы работать руководителем дошкольного образовательного учреждения, чтобы иметь возможность реализовать некоторые свои идеи о построении образовательного процесса, создании воспитательной системы, поскольку существующие программы далеки от совершенства.

— Каковы, по-вашему мнению, их главные недостатки?

— Мне думается, что разработчики большинства дошкольных образовательных программ не так уж хорошо знают специфику субкультуры детства. Они больше опираются на специфику возрастного развития. Вот и возникают «разрывы»: когда у детей свой смысл в деятельности, а у педагога — свой. И очень часто эти смыслы даже не соприкасаются. В этом я убедился на практике в детском саду.

— Что еще дала вам практика в дошкольном учреждении?

— Я понял, что еще очень мало знаю и умею. Представляете, смотрят на меня 15 пар глаз и ждут чуда, а я не знаю, что мне делать.
Дети очень притягивают, трудно было расставаться. Но вот то, как организована их жизнь и деятельность, мне не понравилось.
Как и в любом другом учреждении, в детском саду много показного. Разговариваешь с детьми, и выясняется, что половины того, о чем рассказывалось на ознакомительной беседе, на деле вовсе нет.
Условия работы педагогов также оставляют желать лучшего. Учебно-наглядная база — на уровне 60—70-х годов прошлого века. Я думаю, что видео, кадоскопы и другие современные технические средства обучения сегодня должны быть в каждой возрастной группе.

— Что произвело на вас самое большое впечатление?

— Мужество женщин, работающих за более чем скромную зарплату в детском саду. Особенно младших воспитателей. Вся уборка производится вручную. Моющих средств — мизер. Уборочный инвентарь ужасный. Обидно за этих женщин и стыдно за управленцев, допускающих подобное. Моющие пылесосы и прочий современный уборочный инвентарь должны быть нормой для подобных учреждений.
А сколько тяжестей они носят! И уж эти кастрюльки и ведра с едой! Конечно, современный детский сад должен иметь столовую.

— Как вы оцениваете тенденцию объединять дошкольное учреждение и начальную школу в единый комплекс?

— На бумагах и в сознании все может выглядеть прекрасно. А на деле часто получается в соответствии с популярной поговоркой известного политика: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…» При создании подобных комплексов обязательно нужно учитывать условия каждого конкретного учреждения и квалификацию персонала.

— Как вы думаете, удержится ли мужчина в детском саду?

— Уверен, что со временем в дошкольной сфере мужчин будет гораздо больше. Им есть где применить свои силы: в этой сфере возможны и предпринимательство, и политическая деятельность, а уж о налаживании хозяйства и говорить не приходится. И вообще я думаю, что руководить детским садом — не женское дело. Этой структуре нужен хозяин-мужчина, мужчина-отец, мужчина-политик.

Константин РОГАЧЕВКонстантин РОГАЧЕВ: «Самые лучшие контролеры — это родители...»

— Сейчас у нас кто только не руководит дошкольной сферой: и федеральные органы, и городские, и районные. Вместо того чтобы каждому заниматься своим делом, все они занимаются образовательной политикой и без конца что-то контролируют. В результате дошкольное учреждение только на контролеров и работает.
Я считаю, что средства на реализацию образовательных программ должны отчисляться каждому учреждению, и оно должно ими распоряжаться самостоятельно.
А для педагогического контроля вполне достаточно аттестационного комитета с хорошо организованной службой мониторинга при федеральной структуре области. Аттестация, аккредитация, лицензирование — это и есть контроль, да еще какой! И не стоит отдавать эту деятельность на откуп ни району, ни городу.
Нашему руководству следует научиться доверять профессионализму специалистов.
Но самые лучшие контролеры — это родители. Вот с ними работникам образования и стоит устанавливать принципиально новые отношения, в которых родители будут выступать равноправными партнерами педагогов в образовательном процессе. Конечно, это проблема. Нужно разрабатывать технологии организации такого партнерства. Я знаю, что в Екатеринбурге готовится к защите кандидатская диссертация на эту тему. Пока же у нас все сводится только к сбору денег с родителей.
Я хотел бы работать руководителем дошкольного образовательного учреждения, чтобы реализовать свои идеи. И вообще мне интересно поработать в женском коллективе, изучить специфику его психологии. Но я считаю, что именно в этой сфере образования мужчин должно быть как можно больше. Ведь это большое хозяйство, и ему требуются мужская хватка и предприимчивость. Кроме того, мне кажется, что мужчина-руководитель быстрее найдет общий язык с отцами ребятишек, благодаря чему могут решиться многие проблемы.
А в детях меня привлекает их открытость, отсутствие социальной маски. Сразу видно, что это за человек, хотя еще и маленький.

Иван КУЛИНИЧИван КУЛИНИЧ: «Как только будет пересмотрена система оплаты, мужчины пойдут работать в детские сады...»

Профессия педагога мне всегда нравилась, да и мама у меня в дошкольной сфере работает. Была воспитателем, потом руководила ясельками, сейчас — главный специалист отдела дошкольных учреждений. Так что систему дошкольного образования я знаю, можно сказать, с пеленок. И все мне в ней по душе: и люди — необычайно добрые, веселые и умельцы на все руки, и дети — такие доверчивые, непосредственные. Поэтому я и решил стать педагогом.
Я закончил педагогическую гимназию и поступил на факультет олигофренопедагогики. В образовании много проблем, а в этой отрасли, по-моему, больше всего. И думаю, что именно в этом направлении педагогики особенно нужны мужской глаз и мужские руки. Ребятишки, имеющие проблемы в развитии, чаще всего — из неполных семей. Или родители у них тоже с проблемами. Присутствие в образовательном процессе мужчины обеспечивает гармонию и целостность воспитания. Кроме того, мужчина, как известно, больше склонен строить свое поведение в соответствии с логикой. А рациональность, которую дети в силу своей подражательности могут перенять от мужчины, им в жизни не помешает.
Но вот оплату труда в этой сфере необходимо пересмотреть. Когда это произойдет, сам вопрос о мужчинах в детском саду возникать не будет. Они пойдут туда работать.
Сейчас я планирую параллельно закончить факультет психологии и мечтаю о научной карьере. Но полагаю, что для этого нужно пройти хорошую практику в дошкольном учреждении, поработать дефектологом, глубже изучить проблемы детей с патологиями развития.

 

Владимир ШЛЯХОВ: «Мне показалось, что руководитель слишком озабочен составлением программ...»

— Я готов поддержать в этом вопросе Романа. Женщина-руководитель чаще пасует в трудной ситуации и особенно при давлении начальства. Начинает искать чисто женские выходы из положения, идет на компромиссы, даже если это иногда и не на пользу детям. Мужчина в подобных ситуациях держится тверже.
На практике в детском саду меня поразило то, что каждый педагог работает сам по себе. Целостной образовательной системы практически не существует, хотя программа есть. Мне показалось, что руководитель слишком акцентирует внимание на разработке программы развития дошкольного учреждения, но при этом содержание образования оставляет желать лучшего. Мы с ребятами говорили об этом, и они тоже отмечают, что составление этих программ буквально застилает глаза руководителям, и они в поисках «журавля в небе» упускают из рук «синичку».
Современная уборочная техника, воздухоочистители, увлажнители, современная физиоаппаратура, аудио- и видеотехника, тренажерные залы, детские компьютеры — вот что должно стать предметом первоочередной заботы нормального дошкольного учреждения. Все говорят, что, мол, денег нет. Так ведь время — это деньги! А сколько его уходит на разную писанину! В США, например, руководитель 50% своего времени тратит не на составление отчетности, а на дело, приносящее учреждению доход, — в частности, на работу с попечительскими советами и благотворительными организациями.

Беседу вела Вера АЛЯМОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru