Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2002

РАБОЧИЙ СТОЛ

ЗВУКИ ВЕСНЫ

Занятие на развитие сенсорного восприятия

Предварительная работа:

  • Рассмотреть с детьми картины с изображением природных явлений весны, провести беседы по их содержанию; познакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками, сказками «Медведь и солнце», «Камень, ручей, сосулька и солнце», «Заюшкина избушка», «Белый и черный»; рассказами В.Бианки о птицах и животных).

  • Научить детей играть в дидактические игры: «Что я слышу?», «Приятные и неприятные звуки», «Какой у инструмента голос?».

  • Провести вместе с детьми опыты, демонстрирующие взаимосвязь природных явлений.

Материалы:

1. Конверт с «письмом от сороки».
2. Игровая «тропинка», выложенная из камешков, шнура, поролонового коврика, пластин с иппликаторами Кузнецова для массажа ступней, ребристой доски.
3. Подборка иллюстраций о весне (4—5 штук).
4. Звукозапись музыкального произведения П. Чайковского «Весна», звукозапись «Весенние голоса птиц».
5. Фланелеграф с изображениями перелетных и зимующих птиц (7—9 видов).
6. Поднос, на котором выложены ветки, шишки и кусочки коры ели и сосны, ветки и береста березы, кустики брусничника.
7. Большой игрушечный медведь, накрытый белой тканью, бочонок, в котором в полиэтиленовых пакетах сложены: набухшие почки, оттаявшая земля, баночка с медом. Непосредственно перед занятием землю надо залить горячей водой для усиления запаха.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель изображает, будто заметил в окне что-то необычное.
Воспитатель: Дети, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?!
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо.
Воспитатель:
«Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовет».
Ребята, хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! Тогда отправимся вот по этой тропинке (указывает на заранее выложенную дорожку).
В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти по ней придется
Нам, ребятки, босиком!
Звучит музыка. Дети разуваются и по очереди проходят по «тропинке».
Воспитатель: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что вы видели по дороге? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказывать так, чтобы все поверили: вы действительно шли к лесу.
Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шел босиком по мху и т.п.
Вот мы с вами и в лесу.
Воспитатель подводит детей к выставке с репродукциями, на которых изображена весна.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои!
В какой лес мы пришли?
Дети: В весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель: Какое время года изображено на картинах?
Дети: Весна.
Воспитатель: Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Воспитатель: Теперь и я вижу на всех картинах улыбку весны.
Звучит звукозапись «Весенние голоса птиц».
Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Каких птиц вы узнали по голосу? Покажите их на фланелеграфе. Молодцы! А теперь расскажите, какие растения растут в нашем лесу.
Воспитатель предлагает детям обследовать предметы, лежащие на подносе, — ветки деревьев, шишки, кусочки коры, мха — и называть растения, которым они принадлежат.
А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширмой и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы: перебирает ветки, постукивает ими, надламывает толстые и тонкие веточки. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть. Над ширмой появляется кукла — Лесовичок.
Лесовичок: Вы зачем в лес пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костры разжигать?
Дети и воспитатель: Что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом полюбоваться!
Лесовичок: А как вести себя в лесу, знаете?
Дети: Да!
Лесовичок:: Тогда ответьте, что обозначают эти знаки?
Лесовичок показывает детям запрещающие знаки: ветки не ломать, гнезда не разорять, костры не разжигать. Дети объясняют их значение.
Лесовичок: Порадовали вы меня, ребята! Мне даже поиграть с вами захотелось. Знаете такую игру «Что я слышу?»?
Дети: Знаем.

Игра «Что я слышу?»

На столе прикрыты салфеткой водяной свисток, фольга, чайник с водой, три разных сосуда для переливания воды (чашка, тарелка, банка), платформа с ячейками (вкладыш из конфетной коробки или платформа для заморозки льда). Выбирается водящий. Другие играющие закрывают глаза. Водящий выбирает себе предмет, с помощью которого издает звуки. Все пытаются догадаться, что это был за предмет, а потом говорят, что им напоминают эти звуки. Затем выбирается другой водящий.

Лесовичок: Здорово мы с вами поиграли! Ну, мне по своим делам пора. А вы погуляйте в лесу. Здесь много интересного! (Скрывается за ширмой.)
Воспитатель натыкается на «снежный холмик».
Воспитатель: А это что такое?
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают игрушечного медведя, лежащего на боку.
В лесу уже весна, а медведь еще спит в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его — расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.
Воспитатель и дети:
Весна, весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колокольнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.
Закличка сопровождается ритмическими движениями.
Воспитатель: Медведь зашевелился! (Медведь «вылезает» из берлоги.) Он говорит, что у него есть для вас подарки, а что за подарки — нужно по запаху догадаться.
Воспитатель достает из бочонка два мешочка. Дети закрывают глаза и пытаются по запаху определить их содержимое.
Воспитатель: В первом мешочке — набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке — земля. Как она пахнет после освобождения от ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего огорода. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, а я вас угощу. Какое на вкус угощенье? Кислое? Горькое? Твердое?
Дети: Сладкое, мягкое. Это мед!
Воспитатель: Конечно, мед! Посмотрите-ка, медведь удивляется, что вы так быстро разгадали его загадки!
Вот и подошло к концу наше необычайное путешествие в лес за весенними чудесами. По нашей необычной тропинке возвращаемся домой.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Весна». Дети снова по очереди проходят по «тропинке».
Теперь мы знаем, что весну можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать ее чудесный аромат. А главное чудо — сам лес, всегда неповторимый, изменяющийся, таинственный и красивый. И только самым внимательным, любознательным лес открывает свои тайны, а весна дарит свои улыбки.

М.ПРОВИНА,
воспитатель групп для детей
с общим недоразвитием речи
ДОУ №59 «Медвежонок»

 

Рейтинг@Mail.ru