Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2002

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

В ТЕАТРЕ ПОГРЕМУШЕК

Материалы и оборудование: коллекция погремушек (ее могут помочь собрать дети); синтезатор или фонограмма с шумом леса, звуками железной дороги, голосами зверей.

В зале приготовлены два красочных планшета, выполненные в технике аппликации, на которых пришиты обыкновенные платьевые крючки.
В центре зала стоит Петрушка игрушка цилиндрической формы, с бубенцами на колпачке и с погремушками внутри.
Музыкальный руководитель приглашает детей в зал, обращает внимание на Петрушку и напевает песню «Петрушка» И.Брамса («Музыка в д/с», выпуск 1. Изд-во «Москва», 1980).

Муз. руководитель:
Дили-дили-динь,
Пришел Петрушка.
Дили-дили-динь,
Как весел он.
Дили-дили-динь —
Звенит погремушкой.
Дили-дили-динь —
Бубенчиков трезвон.

Да, хороши у Петрушки бубенчики на колпачке! А где же его любимые погремушки? Да вот они! (Достает погремушки из цилиндра и раздает детям.)
Забавные у Петрушки игрушки, а какой перезвон стоит от них! (Дети звонят.)
Когда вы были маленькими, вы только так и могли играть с погремушками. А теперь вы стали старше, можете фантазировать, что-нибудь придумывать. Посмотрите на свою погремушку и догадайтесь, на что она похожа. (Дети рассматривают погремушки.) У тебя, Алеша, на что похожа погремушка?

23.jpg (14026 bytes)

— На медведя!
— А у тебя, Света?
— На зайчика!
— Хорошо вы пофантазировали! Вот и я собрала целую коллекцию этих погремушек, а потом, немного пофантазировав, представила, что это целый театр. Хотите побывать в этом театре?
Садитесь поудобнее, смотрите да слушайте.

Фантазеров я зову
Побывать в театре.
Там игрушки-погремушки
Выступят в спектакле!

(Дети рассаживаются на ковер перед планшетами-экранами.)
Как-то раз осенним днем, когда деревья только начали надевать свой роскошный разноцветный наряд, захотелось мне пообщаться с природой. Вышла я во двор и вижу: на яблоне дозревают сочные яблоки. (На экране на крючки, пришитые к «дереву», подвешиваются погремушки в форме яблока. Далее в тексте названия погремушек, которые нужно вывесить на экран, выделены подчеркиванием.)

Яблоки на ветках
Спелые качаются.
Ветерок осенний
Их сорвать старается.

А над яблонькой проплывали белые облака, похожие на барашков.

Облака-барашки
Над землей летели,
Тихо в колокольчики
Курчавые звенели.

Полюбовалась я облаками, опустила глаза и увидела на земле улитку. Улитка двигалась медленно и была чем-то озабочена.

Улитка, улитка —
Закрыта калитка.
Приоткрой немножко,
Покажи мне рожки!
Сходи на ручей —
Водицы попей.

(Молдавская народная песенка)

«Хороша осенняя природа! А что если съездить в лес да посмотреть, как там звери и птицы поживают?» — подумала я и отправилась в путешествие. Села я на паровоз и жду, когда же он поедет. А паровоз встал у светофора, чего-то ждет.

Нужно слушаться без спора
Указанья светофора.
Красный свет — запрет движенья,
Желтый свет — предупрежденье,
Свет зеленый говорит:
«Паровозу путь открыт!»
Паровоз гудок подал,
Дернулся и побежал.

(Звуки железной дороги.)

Чух-чух, чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Проезжает мимо речки,
Рыбки шлют ему колечки:
Выплывут, потом нырнут —
Волны кольцами идут.
Едем дальше — вот и лес,
Полон сказок и чудес!

(Шумы леса.)

В лесу свежо, птицы распевают свои песни (звуки пения птиц или птички-свистульки). А вот и совушка-сова.

Совушка-сова,
большая голова,
на елочке сиди,
головой верти.

А вот и хозяин леса:

Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет,
Мишка хочет сладких ягод,
Да никак их не найдет.

А вот грибами осенний лес богат:

Чтоб в лесу грибов набрать,
Нужно их повадки знать.
Там, где сосны встали в ряд,
Ты найдешь семью маслят.
Где березы и дубы —
Встали белые грибы.
У краев лесной тропинки
Ждут лисички-балеринки.

(Д.Смирнов)

Какая красота в лесу! А воздух какой чистый… Закрыла я глаза, закружилась от радости… А когда открыла, вижу перед собой огромную поляну. Со всего света на эту поляну собрались звери да птицы, чтобы других посмотреть да себя показать. Ну не поляна, а прямо цирковая арена!

Оказалась в цирке где-то —
Ну и цирк же в цирке этом!
Были там слоны-жонглеры,
Были бабочки-танцоры,
Был и кот-эквилибрист,
А цыпленок — вот артист!
Как он круг гонял по кругу —
Стукнет клювом, а потом,
Как рукой, ведет крылом.
Рассмешил всех какаду:
Говорил по-португальски
И как будто по-бенгальски,
Со своим же попугайским
Совершенно не в ладу.
Да, а хлопали ему,
Кроме тех, кто в зале,
Страус Эму на бегу
И сова — глазами!

(И.Николов)

Вот какую фантастическую историю помогли мне рассказать погремушки.
А сейчас мы с погремушками поиграем.

Эстафета
«Кто быстрее погремит»

Дети выстраиваются в две колонны, у противоположной стены зала перед каждой колонной лежит погремушка. По команде нужно добежать до погремушки, позвенеть ею и вернуться к своей команде, передав эстафету другому игроку.

«Звонари»
(русская народная игра)

Дети встают в круг, взявшись за руки. В центре круга стоят двое: ребенок с завязанными глазами и ребенок с погремушкой в форме колокольчика. Все ребята дружно произносят слова:
Диги-дон, диги-дон,
Угадай, откуда звон?
Когда все замолкают, звонарь — ребенок с погремушкой — начинает звенеть. Ребенок с завязанными глазами, ориентируясь на звук, должен поймать звонаря.

«Петрушка с погремушкой» (круговая игра)

Каждый ребенок получает погремушку и кладет ее перед собой на пол.
Воспитатель может взять в руки Петрушку-цилиндр или просто надеть себе на голову колпачок — это и будет Петрушка.
Под веселую музыку дети бегут по кругу, Петрушка бежит по кругу в противоположную сторону. С окончанием музыки дети останавливаются и быстро поднимают ту погремушку, которая оказалась рядом. Воспитатель-Петрушка должен постараться опередить кого-нибудь из детей. Тот, кто остался без погремушки, становится в круг исполнять роль Петрушки.
Муз. руководитель: Какая веселая игрушка-погремушка! Хоть и маленькая, а сколько больших дел делает: и малыша успокоит, и сказку расскажет, а еще в игре пригодится, да и танцевать с нею можно. Давайте на прощание потанцуем с погремушками.
Дети исполняют с погремушками танец под фонограмму песни «Разноцветная игра» (муз. Б.Савельева, сл. Л.Рубальской) или любой другой знакомый им танец, который можно исполнять с погремушками.
После танца дети прощаются, а музыкальный руководитель приходит к ним в группу и беседует с ними о погремушке, призывая беречь эти хрупкие игрушки.

Ольга БАРТОВА,
музыкальный руководитель д/с № 2,
г. Верещагино, Пермская область

 

Рейтинг@Mail.ru