Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2002

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

УЧИТЬ ПИСАТЬ ДОШКОЛЬНИКА? — КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕТ!

Нужно ли учить ребенка писать до поступления в школу? Об этом наш специальный корреспондент беседует с директором Института возрастной физиологии РАО, доктором биологических наук Марьяной Михайловной БЕЗРУКИХ.

— Марьяна Михайловна! Как вы считаете, нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма?

—  В результате исследований, проведенных нашим институтом, установлено, что методика обучения детей безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональным возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению психофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь, ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенка гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо по определению не может быть безотрывным. Связным — да. Но не безотрывным. Даже при сформированном навыке один пишущий будет связывать в единое целое два элемента, другой — три. Это зависит от механизмов темповой организации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у другого в речи после каждого слова — пауза.
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном возрасте вообще категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности.

—  Почему?

—  Потому что формирование навыка письма — это сложнейший и длительный биологический процесс.
Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, он оказывается не готов к письму в шесть, в семь и даже в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Но учить нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит? Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму — процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых «письменных» букв, нужен достаточно длительный предактивный период, то есть период подготовки. И этот период подготовки в школе должен включать как минимум 30 занятий.

—  Почему подготовительный период должен быть таким долгим?

—  Потому что, прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать ровную линию, прямую линию, наклонную линию, овалы. Он должен научиться работать в строке. (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы печатных букв.
В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тренируйте у детей мышечное чувство, и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До 9 лет мышечное чувство, или, как физиологи говорят, кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов — это не даст желаемых результатов.

—  Но существует мнение, что чем больше ребенок выполняет технических упражнений, например, много штрихует, тем легче ему потом научиться писать.

—  Это совершенно ложное утверждение. У нас есть опыт работы с одной дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей обучали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали — целыми тетрадями. В конце года мы протестировали этих детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих функций. Сделать это в возрасте 5—6 лет очень просто.

—  В чем же тогда заключается подготовка дошкольников к письму?

—  Гораздо в большей степени, чем прописывание графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, включится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль…

Беседу вела Мария АВДЮНИНА.

В следующих номерах читайте продолжение разговора с Марьяной Безруких, посвященного проблемам раннего обучения чтению и проблемам обучения леворуких детей.

 

Рейтинг@Mail.ru