Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2002

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ АССОРТИ

ЛИСТАЯ ПОЖЕЛТЕВШИЕ СТРАНИЦЫ

Из истории обучения грамоте

В разных культурах обучение детей начиналось с разного возраста.
Египетских мальчиков, готовившихся к карьере писцов, начинали учить этому ремеслу с пяти лет.
В Древней Индии систематическое обучение ребенка мужского пола из касты брахманов (жрецов) начиналось в восемь лет, из касты кшатриев (воинов) — в одиннадцать лет, из касты вайшья (крестьян, ремесленников, торговцев) — в двенадцать лет. В этом возрасте мальчик покидал свою семью и переходил жить в семью учителя.
В Древнем Китае обучение начиналось с семи-восьми лет.
В Древней Греции — с семилетнего возраста.

Однако поступление в школу было привязано к возрасту достаточно условно. В Средние века родители самостоятельно определяли, когда ребенка нужно отдавать учиться. На их решение влияло и финансовое положение семьи, и то и дело вспыхивающие эпидемии, и готовность ребенка жить без родных (практически все школяры в средневековой Европе учились далеко от дома).

Поэтому в колледжах XVI — XVII веков в начальном классе можно было встретить детей в возрасте от восьми до пятнадцати лет, при том что наиболее распространенным возрастом для поступления в школу был десятилетний возраст.

Практически во всех культурах одной из главных задач школы было обучение грамоте. Начиналось оно обычно со знакомства с письменными знаками (буквами, иероглифами), которые ученики по образцу выцарапывали на глиняных или восковых табличках. Обучение письму и чтению на протяжении всей истории цивилизации стоило детям многих страданий. Учиться было трудно. И это считалось закономерным. Учителя полагали, что корни учения должны быть горькими: лишь в этом случае возможно оценить сладость его плодов. За неуспехи и нарушения дисциплины учеников били. Физические наказания также были необходимым элементом обучения. Как гласила надпись на одном из древнеегипетских папирусов, «ребенок несет ухо на своей спине, и нужно бить его, чтобы он услышал».
Многие родители и по сей день считают, что маленький ребенок должен учиться до изнеможения. Иначе к его занятиям невозможно относиться серьезно.

В древнегреческой школе учились читать по складам: «бета-альфа — ба; гамма-альфа — га; гамма-лямбда-альфа — гла…» — и так далее, перебирая все возможные сочетания, пока они не начинали узнаваться с первого взгляда. Этим же методом пользовались и в России. Так, например, обучал читать воспитанников Яснополянской школы Лев Толстой. И, как считал он сам и его ученики, довольно успешно. Толстой неодобрительно отнесся к внедрению в школьную практику новых — звуковых — методов обучения чтению: по его мнению, по складам дети обучались читать легче.

Похожие слова мы услышали от нашего современника — педагога Зайцева. Он вернул в педагогический язык уже подзабытое слово «склады».

Известные педагоги 1970-х годов Борис и Елена Никитины отстаивали целесообразность другого старинного метода обучения чтению — метода целых слов. У каждого из детей их большой семьи в возрасте года появлялся альбом, куда записывались слова и коротенькие предложения. Ребенок учился узнавать их, как картинки, и скоро мог «прочитать» первую, специально для него написанную книжку. Никитины утверждали, что такое узнавание слов-картинок является хорошей подготовкой к настоящему чтению. Все их десять детей научились читать довольно рано — еще до поступления в школу.

Похожий метод чтения используется при обучении детей иностранному языку: наряду со звуковым значением букв ребенок заучивает написание и звучание целых слов.

А вальдорфские педагоги считают, что письмо функционально предшествует чтению. Поэтому сначала надо научить ребенка писать и только потом — читать. Аргументируют они свою позицию так: книгопечатанию в истории человечества предшествовал длительный период развития рукописной культуры. Ребенок в онтогенезе должен обязательно повторить ступени развития человеческого общества — в этом залог психологической обоснованности методики обучения. Сначала ребенка нужно научить создавать и разбирать рукописные тексты, и лишь потом — печатные.

Подобная позиция, конечно, может быть подвергнута обоснованной критике. Но если под письмом понимать не курсивное письмо, а «рисованное», в таком подходе обнаружится много мудрого. Вспомните: малыши, знакомясь с буквами, в первую очередь начинают их «писать». Как они сами говорят, «я умею писать печатными буквами». Ученые называют такие буквы «иероглифами», потому что они не написаны в буквальном смысле слова, а нарисованы. Некоторые дети исписывают рисованными буквами целые тетради, пытаются записывать сказки и истории. Подобные занятия нужно поощрять всеми возможными способами: они очень полезны и с точки зрения развития моторики руки, и с точки зрения усвоения графического образа буквы.

Исследователи отмечают, что сроки, необходимые для овладения чтением и письмом, во все времена определялись индивидуальными особенностями детей, установками педагогов и культурными традициями.

Французский культуролог и исследователь семьи и детства Филипп Арьес так описывает начало обучения маленького дофина — будущего короля Франции Генриха IV, жившего в ХVII веке. «В три года пять месяцев ему нравится листать Библию с картинками, кормилица показывает ему буквы — он знает весь алфавит… Начиная с четырех лет ему преподают письмо… Приносят письменный прибор и пример. (Примером называли образец, который надо было скопировать.) Он переписывает пример, точно копируя каждую букву. Очень доволен. Начинает знакомиться с латинскими словами…»

Но тот же Арьес, рассказывая о другом известном человеке средневековья Томасе Платтере — гуманисте и реформаторе образовательной системы, — отмечает, что за десять лет своего бродяжничества по школам Европы Платтер так и не выучился читать и писать. И лишь в возрасте восемнадцати лет он нашел священника, который взялся обучить его грамоте. Томас выучил алфавит за один день и быстро освоил чтение и письмо. Овладение грамотностью завершило образование Платтера: ведь к восемнадцати годам он знал наизусть множество текстов античных философов и отцов церкви, которые выучил со слуха, и мог вести «ученые» беседы.

Примеры из жизни знаменитых людей показывают, что никакой определенной связи между ранним обучением чтению и будущими свершениями не просматривается. Михаил Ломоносов, как мы помним, не был «ранним» учеником. А Альберта Эйнштейна по результатам современного тестирования следовало бы отдать в школу для детей с задержкой умственного развития: он плохо говорил, поздно научился читать и не успевал по математике.

Во все времена одним из важнейших обстоятельств, побуждавших ребенка научиться читать, были семейные традиции. Знаменитый философ середины ХХ века Жан-Поль Сартр рос в семье, где к чтению относились как к культовому действу, а домашняя библиотека считалась фамильным достоянием. Стать взрослым и овладеть «тайной» узнавания буквенных значков было для маленького Жана-Поля синонимами.

«Я еще не умел читать, но уже пожелал иметь собственные книги. Дед отправился к своему мошеннику-издателю и раздобыл там «Сказки» поэта Мориса Бушора... Взяв два маленьких томика, я их обнюхал, ощупал, небрежно, с предусмотренным по этикету хрустом открыл «на нужной странице». Тщетно: у меня не было чувства, что книги мои. Не увенчалась успехом и попытка поиграть с ними: баюкать,
целовать, шлепать, как кукол...

Завладев книжкой под названием «Злоключения китайца в Китае», я уволок ее в кладовую; там, взгромоздившись на раскладушку, я стал представлять, будто читаю: я водил глазами по черным строчкам, не пропуская ни одной, и рассказывал себе вслух какую-то сказку, старательно выговаривая все слоги. Меня застигли врасплох... — и было решено, что пора меня учить грамоте. Я был прилежен, как оглашенный язычник; в пылу усердия я сам давал себе частные уроки: взобравшись на раскладушку с романом Гектора Мало «Без семьи», который я знал наизусть, я прочел его от доски до доски, наполовину рассказывая, наполовину разбирая по складам; когда я перевернул последнюю страницу, я умел читать.

Я ошалел от счастья: теперь... я буду знать все! Мне позволили рыться на книжных полках, и я устремился на приступ человеческой мудрости!... Напрасно я стал бы искать в своем прошлом пестрые воспоминания, радостную бесшабашность деревенского детства. Я не ковырялся в земле, не разорял гнезд, не собирал растений, не стрелял из рогатки. Книги были для меня птицами и гнездами, домашними животными, конюшней и полями...»

Сартру в это время было пять лет. Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что родители приняли решение обучать мальчика читать только после того, как он продемонстрировал готовность к таким занятиям.

Однако известны случаи, когда страстное желание ребенка учиться развивается вопреки внешним обстоятельствам. Более того, внешние препятствия только подогревают его интерес к той или иной области знания.

Вот как вспоминает о своем детстве Софья Ковалевская, знаменитая женщина-математик: «Уже с пятилетнего возраста я сама стала сочинять стихи. Но гувернантка моя этого занятия не одобряла; (...) она жестоко преследует все мои стихотворные попытки; если, на мою беду, ей попадется на глаза клочок бумажки, написанный моими виршами, она тотчас же приколет его мне к плечу, и потом, в присутствии брата и сестры, декламирует мое несчастное произведение, (...) жестоко коверкая и искажая.

Однако гонение на мои стихи не помогало. В двенадцать лет я была глубоко убеждена, что буду поэтессой. Из страха гувернантки я не решалась писать своих стихов, но сочиняла их в уме, как старинные барды, и поверяла их своему мячику.

...Гувернантка моя очень разборчива насчет дозволенного для меня чтения. Детских книг у меня немного, и я все их уже знаю почти наизусть; гувернантка никогда не позволяет мне прочесть какую-нибудь книгу, не прочтя ее предварительно сама; а так как читает она довольно медленно, то я нахожусь в хроническом состоянии голода насчет книг...

...Я подхожу к какой-нибудь книжке и заглядываю в нее; переверну несколько страничек, прочту несколько фраз, потом опять пробегусь с мячиком... Мало-помалу чтение завлекает меня. Я забываю об опасности и начинаю жадно глотать одну страницу за другой. Нужды нет, что мне попался не первый том романа; я с таким же интересом читаю с середины и в воображении восстанавливаю начало. Время от времени я имею предосторожность сделать несколько ударов мячиком, (...) чтобы гувернантка слышала, что я играю, как мне приказано...»

Этот случай показывает, что «интеллектуальный голод» только стимулирует страсть девочки к чтению и к книгам. Конечно, гувернантка Софьи Ковалевской далека от мысли действовать методом от противного. Но в некоторых педагогических системах (например, в вальдорфской и в монтессори-педагогике) принцип «интеллектуального голода» является методом обучения: чтобы дети хотели узнавать что-то новое, их нельзя пичкать информацией. Нужно создавать условия, при которых ребенку потребуется добывать эту информацию самостоятельно. Только тогда она будет для него личностно-значимой.

Материал подготовила Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru