Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2002

МАСТЕРСКАЯ

Создаем макет территории детского сада

I. Макет территории детского сада

Как сделать макет

Основой макета стал большой лист фанеры, по краям которого мы поставили «забор» из деревянных планок (можно использовать и бумажные трубочки). Лист покрыли зеленой масляной краской — «травой», обозначили на нем зоны: спортивную, игровую и т.п., линией выделили маршрут экологической тропинки.
Тропа на макете должна быть хорошо заметной, яркой и привлекательной для ребенка. Она может быть обозначена разными способами: можно наклеить на «траву» полосы цветного картона или самоклеющуюся пленку. Мы использовали красные самоклеющиеся наклейки для ценников.
На нашей экологической тропинке выделен ряд объектов для наблюдений: деревья, пеньки, кустарники, полянка, муравейник. Эти точки на макете были обозначены ярко-зелеными кружками (также из самоклеющихся ценников).

Макет здания детского сада

Дом делаем из картонной коробки и оклеиваем его белой бумагой.
Намечаем карандашом окна. Делаем шторы из цветной оберточной бумаги (подойдут любые фантики, можно также использовать ткань или просто нарисовать окошки). Шторы приклеиваем клеем ПВА.
Стекла в домике заменяет прозрачная слюда (более простой вариант — заклеить окна прозрачным скотчем).
Вырезаем двери из коричневого картона и приклеиваем их к «зданию», украшаем дверными ручками из золотой конфетной фольги.

Как сделать деревья

На территории нашего детского сада растут разные породы деревьев: клен, береза, туя, тополь, рябина, ива, несколько плодовых деревьев (слива, вишня, груша) — и множество кустарников.
Для изготовления деревьев вначале готовим шаблоны, которые отражают особенности каждого вида дерева (контуры крон, общий вид). Из белого картона вырезаем необходимые детали: для одного дерева нужно взять три части белого картона (затем они раскрашиваются разными оттенками зеленого цвета, в зависимости от вида дерева). Зеленый цвет — это фон для кроны, на котором тонкой круглой кистью изображаются ветки — различные по толщине линии (разный нажим кисти позволяет сделать их толстыми или тонкими). На ветках, конечно, должны быть листья. Можно сделать их мелкими, но тогда трудно передать особенности листвы. Поэтому мы предлагаем обозначить каждое дерево несколькими крупными листьями, характерными для данного дерева. Это помогает детям определять названия растений. Листья рисуются круглой средней кистью (техника — мазки), а ягоды или плоды — плоской кистью (техника — точка).
Ствол дерева сделан из коричневой бумаги и представляет собой бумажную трубочку, один конец которой вклеивается между частями кроны. На противоположном конце делаются надрезы и для большей устойчивости приклеиваются на картонный круг. Чтобы ваши деревья не падали даже в безветренную погоду, можно вклеить в них пластмассовые крышечки диаметром 5 см. Готовые деревья покрываются лаком.

Как сделать кустарники

Кустарники делаются так же, как деревья, но шаблон для них включает сразу и крону, и стволики. Крона кустарников склеивается, а нижние части стволов приклеиваются к картонному кругу (для этого в них делается несколько надрезов). Детали кустарников сначала склеиваются, а потом раскрашиваются.

Как сделать пенек

На нашей экологической тропинке есть два пенька. На макете мы изготовили их из бумажных трубочек. На верхней и нижней частях трубочки делаются надрезы глубиной примерно 1 см. Надрезы в верхней части накладываются один на другой, образуя ровную верхнюю часть пенька, и склеиваются. Надрезы в нижней части распрямляем на картонном круге диаметром примерно 5 см и тоже приклеиваем. Картонный круг и приклеенные к нему надрезы нижней части пенька можно раскрасить.

Как сделать муравейник

Муравейник можно соорудить на основе бумажного конуса. Конус, в свою очередь, изготавливаем из бумажного круга. На расстоянии примерно 0,5 см от нижней части конуса делаем надрезы. Для повышения устойчивости с помощью этих надрезов приклеиваем конус на картонный круг (приблизительно 5 см в диаметре). Готовый муравейник обмазываем клеем и посыпаем мелкими кусочками хвои или мха.

Как сделать песочницу

Песочницы (коробочки с бортиком) на макете изготовлены из разноцветной бумаги с помощью техники оригами. В середину коробочки вклеивается маленький бумажный конус, который сверху намазывается клеем и посыпается песком. Получается почти настоящая песочная горка!

Как сделать стол и лавки

Это оборудование сделано из мягкого цветного картона. При его создании можно применить хорошо известный способ изготовления мебели из квадрата (путем деления квадрата на 9 или 16 более мелких квадратов).

Как сделать различные участки сада

Различные поверхности участка на макете могут имитировать кусочки цветной бумаги или самоклеющейся пленки соответствующих цветов.

Как сделать цветники

На территории детского сада разбито несколько клумб. Основой для их изготовления на макете стали разнообразные нетрадиционные материалы: стаканчики из-под йогурта, маленькие крышечки, капсулы от «киндер-сюрприза». Можно также использовать оригами — коробочки.

Как сделать траву

Прекрасная «трава» получается из зеленых шерстяных ниток разных оттенков, которые приклеиваются к деревянной основе или на клумбы. На кончиках ниток при помощи клея закреплены «цветы», которые вырезаны из разнообразных фантиков от конфет. Такой вариант изготовления создает иллюзию движения травы и цветов.

Как сделать дорожки

Асфальтовые дорожки можно сделать из самоклеящейся пленки или картона темного цвета, а можно просто покрасить участки деревянной основы черной масляной краской. Но «настоящий асфальт» лучше всего получается из самой мелкой наждачной бумаги, прикрепленной к фанере.

Как сделать спортивную площадку

На спортивной площадке размещены различные спортивные снаряды. На макете они сделаны из бумажных трубочек и трубочек для коктейлей.

Картосхема территории ДОУ № 1908

Картосхема территории ДОУ № 1908

II. Как использовать макет

Основные объекты экологической тропинки можно свободно передвигать и убирать с основы. Например, мы с ребятами исследуем свою экологическую тропинку во время прогулки, а потом дети пытаются самостоятельно восстановить наш маршрут на макете. Возможен и противоположный вариант: перед прогулкой воспитатель вместе с детьми намечает маршрут на макете, а дошкольники на территории ищут нужные объекты.

Начало знакомства ребят с объектами тропинки может проводиться следующим образом: на каждой прогулке изучается только один объект. Возвращаясь в группу или в экологическую комнату, дети выставляют на макете лишь тот объект, с которым они познакомились. Через некоторое время экологическая тропинка будет «восстановлена» полностью.

Макет может также помочь в составлении картосхемы. Для развития абстрактного мышления дети старшего возраста могут сопоставлять картосхему тропинки и ее макет, находить соответствующие объекты, изображенные разным способом. Деревья, кустарники могут служить и материалом для счета, составления рассказов.

Для ребенка территория детского сада представляет собой отдельные участки: спортивная площадка, заросли кустарников, муравейник, — которые он зачастую не связывает между собой. Дети видят их на уровне своего роста. Макет же помогает ребенку представить территорию детского сада в целом, как бы посмотреть на нее сверху (мы говорим, что так ее видно с высоты птичьего полета).

Игры с использованием макета

1. С макета убираются все объекты тропинки. Педагог описывает объект, не называя его, а ребята выбирают нужную часть (дерево, муравейник и т.п.). Дошкольники старшего возраста могут играть без участия взрослых.

2. Прячем один-два объекта тропинки и просим ребенка определить, «чего не хватает». Или же, наоборот, добавляем лишний объект, который и должны найти ребята.

3. Объекты тропинки размещены не на своих местах. Задача ребенка — найти ошибки и расположить их правильно. Проверять результаты своей работы можно прямо на территории сада.

4. Самостоятельные игры с макетом, как в помещениях, так и на улице. Для этой цели можно дополнить макет небольшими фигурками человечков, среди которых ребенок обычно находит себя и своих друзей.

Передвигая фигурки людей (детей) на макете, ребенок самостоятельно проводит экскурсию, рассказывая о разных деревьях, кустарниках. При этом человечки могут «заблудиться» (тогда дети должны объяснить им, как найти дорогу), устать (дошкольники предлагают им вариант отдыха на территории) и т.п. Такие задания способствуют и развитию речи.

Наш опыт показал, что работа с макетом развивает у дошкольников познавательный интерес и меняет их отношение к окружающему, так как двор детского сада становится для них более знакомым, «своим».

Наталья РЫЖОВА, д. п. н., научный руководитель,
Елена БАРАБАНЩИКОВА, педагог-эколог,
Елена АВИЛОВА, педагог по конструированию,
Маргарита РОМАШКОВА, педагог по изо,
Людмила СТАРОСТИНА, методист ДОУ № 1908 г. Москвы

Рейтинг@Mail.ru