Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2002

РАБОЧИЙ СТОЛ

Откуда приходят звуки?

Материалы и оборудование:

— магнитофонная запись различных звуков, музыки;
— леска для получения звуковых колебаний, барабан с палочками, лист тонкой бумаги для каждого ребенка;
— схема последовательности экспериментальной работы;
— карточки с изображением органов чувств.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель читает стихотворение на фоне звучащей музыки.
Воспитатель:
Сколько звуков вокруг!
Их нам слышать дано:
Это пение птиц,
Это окрик в окно.
Это дивная музыка,
Шелест листвы,
Это песня далекая,
Это я, это вы.
А теперь прослушайте магнитофонную запись и назовите звуки, которые вы узнаете.
Звучит магнитофонная запись. Во время прослушивания воспитатель вместе с детьми комментирует услышанное.
Воспитатель: Мир звуков многообразен. О звуках, которые мы слышим, мы и поговорим сегодня. Мы узнаем:

— какой орган помогает нам слышать звуки (педагог показывает детям на схеме последовательности экспериментальной работы соответствующее обозначение);
— как возникает звук (на схеме появляется следующее изображение);
— как распространяется звук (на схеме появляется третье изображение).

Чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами будем проводить эксперименты.
Педагог показывает детям карточки с изображениями органов чувств.
Воспитатель: Каким органом чувств мы воспринимаем звук? Выберите карточку с его изображением. (Дети отвечают. Один из них указывает на нужную карточку.)
Давайте убедимся в правильности нашего ответа.
Педагог предлагает детям послушать музыкальный фрагмент, то зажимая, то открывая уши, и поделиться своими впечатлениями.
Воспитатель (подводя итог): Мы убедились, что наше ухо — орган для улавливания звуков, или, как говорят ученые, орган слуха. Слух надо беречь. Он очень важен для жизни человека. Портится он от очень громких и резких звуков. Мы же с вами будем относиться к своим ушкам бережно: не будем кричать, не будем перебивать друг друга.
Теперь попробуем ответить на второй вопрос, который был поставлен в начале занятия: как рождается звук? Как и отчего он возникает?
Педагог демонстрирует детям опыт с туго натянутой леской.
Когда леска неподвижна, никаких звуков не возникает. Но стоит только до нее дотронуться, «поколебать» ее… Что тогда происходит? (Возникает звук.)
Внимательно понаблюдайте за движениями лески. Что можно про них сказать? (Леска дрожит, быстро двигается то в одну, то в другую сторону. Ее движения повторяющиеся.)
Такие движения называются колебаниями. Колеблющаяся леска заставляет двигаться и дрожать воздух, который ее окружает. От этого и возникает звук.
Чтобы убедиться в этом, проведем еще один эксперимент.
Педагог подзывает нескольких детей и предлагает им положить пальчики на большой барабан; потом выстукивает на барабане ритм.
Поделитесь своими ощущениями с ребятами. Что ощущали ваши пальцы, когда я стучала по барабану?
(Дрожание натянутой на барабан кожи.)
Оказывается, и барабанный звук создается колебаниями поверхности барабана после удара палочками.
Педагог предлагает детям занять места за столами.
Воспитатель: Перед вами — лист бумаги. Он тоже может издавать звуки. Что для этого нужно сделать? (Нужно помахать листом бумаги.)
Попытайтесь сами объяснить, за счет чего получается этот звук? (За счет того, что колеблющийся листок заставляет двигаться воздух. Колеблемый воздух рождает звук.)
Когда мы говорим, мы тоже произносим звуки — звуки речи. И они, как любые другие звуки, возникают в результате колебаний воздуха.
Положите ладошку на горло и произнесите: «А-а-а! У-у-у!»
Что происходит с горлышком? (Оно дрожит.)
Итак, сделаем вывод: звук — это колебания, которые распространяются в пространстве. Видеть их мы не можем — только слышим. Но они могут сообщить нам много интересного.
Педагог предлагает детям рассказать, о чем могут сообщить звуки. Затем вместе с детьми обобщает информацию, полученную на занятии, опираясь на схему.

Валентина ДВОРНИКОВА,
воспитатель детского сада № 5,
пос. Умба Мурманской области

БЕРЕГИТЕ УШИ,
или
Чему родители должны научить своих детей

1. Мой уши утром и вечером, чтобы в них не скапливалась сера.

2. Никогда не заталкивай в уши посторонние предметы. Они могут застрять в слуховом проходе или повредить барабанную перепонку. В результате человек оглохнет.

3. Учись двигаться бесшумно. Это умение может пригодиться и в играх, и в походах; кроме того, оно делает человека более ловким.

4. Развивай свой слух. Для этого очень полезно слушать тишину, отмечая малейшие возникающие звуки.

5. Помни: громкая музыка и долгое слушание музыки в наушниках притупляет слух. Не злоупотребляй этими развлечениями.

 

 

Рейтинг@Mail.ru