Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2002

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

На дне пятого океана

Профессор Почемучкин крутанул глобус на столе.
— Смотрите, кругом одна вода. На голубой планете четыре океана: Северный Ледовитый, Атлантический, Индийский и Тихий. А где же живут люди? — поинтересовался он у своих слушателей — мальчиков и девочек старшей группы детского садика. В ответ грянул дружный хор: «На суше! Дома! На земле!» Почемучкин согласился с этим и по секрету сообщил еще одну подробность:
— Мы живем на дне пятого океана! — Но, прочитав на лицах собеседников недоверие, добавил: — Постараюсь вас в этом сегодня убедить.
В руках профессора появился стакан.
— Что находится внутри? — спросил он, закрыв отверстие ладонью. Очевидные «пустота» и «ничего» его явно не устроили, а ответу «воздух» профессор очень обрадовался:
— Приятно иметь дело со знающими людьми!
Почемучкин поставил на стол небольшой аквариум с подкрашенной голубой водой.
— Это — море-океан. А это — бумажный водолаз на кусочке пенопласта, — познакомил он всех с небольшой фигуркой и опустил ее на воду. — Видите, как хорошо он плавает на поверхности. Но недаром он «водо-лаз» — давайте поможем ему опуститься на дно морское и не промокнуть. Для этого нам потребуется прозрачный сосуд, например, пластиковая бутылка с отрезанным верхом.
— Море будем вычерпывать? — не отгадали зрители.
— Поступим проще: накроем водолаза перевернутым сосудом и медленно погрузим на дно аквариума.
И вот уже водолаз опускается вместе с сосудом. Глубже, глубже… Достиг дна!
— А теперь осторожно поднимем его на поверхность. Смельчак побывал на дне и вышел из воды сухим! Как вы думаете, почему вода не проникла внутрь перевернутого сосуда? Правильно, невидимка-воздух не впустил.
— Давно хотел узнать, — продолжил Почемучкин, — кто из вас делает утреннюю зарядку? Все? Я тоже. Хотите, подниму кого-нибудь, как гирю, одной рукой? Не всех, одного… Остальных — в конце нашей встречи. А кто сможет продемонстрировать свою силу — сжать пластилиновый шарик так, чтобы он расплющился?.. Молодцы, богатыри! — похвалил профессор.
Затем достал зеленую стеклянную бутылку из-под шампанского и поставил на стол.
— А ее кто сожмет, да так, чтобы воздух изнутри вышел?.. Нет желающих? Попробую сам.
Ребятишки плотным кольцом окружили место действия. Профессор достал пятикопеечную монетку (диаметром чуть больше отверстия в горлышке бутылки), смочил водой и закрыл ею отверстие.
— Вода не даст воздуху выйти незаметно.
Затем он закатал рукава и обхватил ладонями стекло. Все замерли, боясь пропустить момент сжатия.
«Чпок!» — приподнялся край монеты, выпустив порцию воздуха. «Чпок! Чпок!»
— Вот это да!
— Дотроньтесь своими ладошками до бутылки, — скомандовал Почемучкин, — но не сжимайте ее!
«Чпок! Чпок! Чпок!»
— И у вас получилось. Открою вам один воздушный секрет — одно из свойств воздуха: ваши ладошки нагрели воздух, и он расширился. Стало ему тесно в бутылке, вот и «зачпокала» монетка, выпуская наружу избытки. Давайте хором повторим: «Воздух при нагревании рас-ши-ря-ет-ся, а при охлаждении…» Догадались?
— Сжи-ма-ет-ся!
— Вот и вы, узнав секрет, стали «сильными», но зарядку делать продолжайте обязательно.
— Открою вам еще один воздушный секрет: воздух на все давит. Мы с вами живем на дне пятого — воздушного — океана. Над нами — огромная толща воздуха. Десятки, сотни километров. А воздух, как он ни легок, все же имеет вес. Смотрите!
Профессор Почемучкин положил на стол фанерный квадратик (25 x 25 см) с небольшим крючком из канцелярской скрепки посередине. Накрыл фанерку газетным листом, разгладил ладонью бумагу. Скрепка, прорвав лист, вылезла наружу. К ней профессор привязал толстую черную нитку, а ее конец намотал на карандаш. Все заинтригованно наблюдали, что будет дальше. Профессор приподнял руку с карандашом, натянув нитку, и поинтересовался:
— Что произойдет, если я медленно буду тянуть за нить?.. Раз, два…
На счет «три», следуя предсказанию и за рукой профессора, фанерка с газетой оторвались от стола. Пока ничего удивительного. Пока!
— Теперь предскажите события, которые произойдут, если руку поднять быстро.
Очевидный ответ не заставил себя ждать:
— Газета взлетит вверх не медленно, а быстро.
— Посмотрим, — усомнился Почемучкин и вызвал в помощники девочку, высказавшую эту гипотезу.
На счет «три» ее рука взметнулась вверх. Газета, точно приклеенная, не сдвинулась с места, а нить жалобно «тренькнула» и разорвалась.
«Почему?» — читался вопрос на удивленных лицах ребятишек. И Почемучкин разъяснил: при медленном подъеме газеты воздух успевает проникнуть под нее и давит снизу с точно такой же силой, как и сверху. А при быстром подъеме воздух не успевает попасть под газету и давит на нее только сверху.

Еще раньше внимание зрителей привлек огромный след, нарисованный фломастером на газете. Теперь им пояснили, что на бумагу воздух давит так же, как слон, стоящий на ней на одной ноге.
— Дав-ле-ние, — с почтением повторил хор зрителей второй секрет воздуха.
А потом ребятишки получили возможность «потрогать его руками», сразившись в поединке с богатырем-невидимкой. Почемучкин прилепил к столу большую присоску-вантуз, оторвать которую мало кто смог. Проиграть такому противнику было не стыдно, сражаться-то пришлось с самим «Атмосферным давлением»!
Профессор налил в стакан воды, положил сверху почтовую открытку (листок плотной бумаги) и, придерживая ее ладонью, опрокинул стакан.
— Сообразите-ка, ребята, что произойдет, если я уберу руку из-под бумаги? — в очередной раз озадачил он всех.
Правильный, но совсем не очевидный ответ очень порадовал Почемучкина. Взявшись за руки, цепочка ребятишек прошла под перевернутым стаканом с водой. Не вылилась она. Спасло всех от «дождика из стакана» атмосферное давление.
Напоследок Почемучкин познакомил ребят с «прожорливой бутылкой». С первого взгляда она показалась всем обычной пол-литровой бутылью с широким горлом. Профессор достал сваренное вкрутую куриное яйцо, очистил его от скорлупы и поставил стоймя на горлышко — оно не провалилось.
— Скушай, бутылочка, яйцо! — стал упрашивать Почемучкин. — Прояви характер!.. — Но та показала себя не «прожорливой», а «капризной». Не ответила на обращение.
— Тогда мы ее разозлим! — И профессор взялся за дело: сложил гармошкой лист бумаги, поджег и запихнул внутрь бутылки. Подождал несколько секунд…
— Разозлилась! — И поставил сверху яйцо.
Бумажка потухла, воздух, охладившись, сжался, и невидимка, знакомо «чпокнув», протолкнул в бутылку яйцо.
Вот так закончилось это первое путешествие на дно пятого океана. Профессора Почемучкина отпустили не сразу: сначала он отвечал на многочисленные вопросы своих любопытных зрителей, затем поднимал их под потолок, а под конец с него взяли обещание возглавить новую экспедицию.

Учитель физики Петр Николаевич возвращался домой. Крепко сжав его руку, рядом шла маленькая девочка.
— Папа, я хочу тебе кое-что сказать, — остановилась она и заглянула ему в глаза. — Я стану взрослой и, как ты, буду объяснять всем чудеса. Ты меня научишь?

Сергей КИРИЛЛОВ,
г. Люберцы

 

Рейтинг@Mail.ru