Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2002

ДЕТСКИЙ МИР

Группа родственных отношений

Наверное, в каждом дошкольном учреждении России есть среди воспитанников братья и сестры. И каждый воспитатель знает, как тянутся они друг к другу, если попадают в разные возрастные группы, как бегут малыши на прогулке под крылышко и защиту своих старших братишек и сестренок.

Так сложилось, что в нашем детском саду таких «родственничков» набирается каждый год десяток-полтора. И они, и их родители создают нам проблемы. Родители, как правило, просят их не разлучать и по возможности направить в одну возрастную группу, а если ребятишки оказываются в разных группах, они так и норовят улучить минутку и сбежать к своему братику и сестренке. Вот мы и решили объединить всех родственников в одну группу. Родители, надо сказать, очень обрадовались, дети тоже, а вот воспитатели призадумались.

Казалось бы, проблем не должно быть, опыт воспитания детей в разновозрастных группах у нас в стране достаточно богатый. Взять хотя бы опыт малокомплектных детских садов. Но дело не в организации режима жизнедеятельности и образовании детей, дело в самой сути и содержании воспитательного процесса. Мы убедились, что родственный характер отношений детей меняет и характер их взаимоотношений как с педагогами, так и со сверстниками своей группы.

По существу, мы имеем дело не с конкретным ребенком, как это бывает в обычной практике работы детского сада, а с маленькой семьей. И это маленькое сообщество гораздо активнее заявляет о своих правах, стремится к автономии, более чутко реагирует на разнообразные события, происходящие в детской жизни. Таким детям непросто сделать дисциплинарное замечание — тут же натыкаешься на настороженный взгляд другого малыша, брата или сестренки: в чем, мол, дело? А если кого-то из них похвалить, то иногда можно столкнуться с откровенной ревностью. Другими словами, проблем много. Но и плюсов тоже много.

Во-первых, младшенькие в такой компании быстрее взрослеют, а старшие быстрее развиваются.

Во-вторых, меньше проблем с организацией. Братьям и сестрам постарше нравится быть примером для подражания, они чувствуют специфическую, сродни «родительской», ответственность за своих малышей и активно помогают воспитателям их организовывать.

А в-третьих, в группе витает какой-то особый дух, дух семьи. Он создает удивительную атмосферу покоя, доверия и дружелюбия. Дети из одной семьи становятся гораздо ближе друг другу, нежели когда они воспитываются в разных группах.

Этот психологический феномен отмечают не только специалисты учреждения, об этом говорят и сами родители. «Мои дети росли не очень дружными, хотя разница между ними всего полтора года, — рассказывала нам одна родительница. — Но когда они стали ходить в группу родственников, то все изменилось. Играют постоянно вместе, никакой ревности, старший брат очень трогательно заботится о младшем, постоянно его чему-то учит. Видимо, не хочет, чтобы он плохо выглядел на фоне других сверстников».

Можно много интересного рассказывать об этой группе. Но хочется сказать о том, что кажется нам самым важным, — как принципы семейного воспитания ввести в практику работы дошкольного образовательного учреждения, как в соответствии с ними построить образовательный процесс.

Есть программы, в которых предлагается жизнь детей в детском саду организовывать по-семейному. Как правило, это в большей степени касается внешней стороны: семейный стол, совместные праздники и прочее. Но то, как дети чувствуют свою семью и себя как члена семьи, что им в семье особенно дорого, какими глазами они смотрят на другие семьи — это и многое другое мы, по существу, никогда не знаем. Группа родственных отношений в определенной степени помогает нам это понять.

Мы надеемся, что через какое-то время в нашей стране начнется повышение рождаемости. В семьях будет много детей, и разработанная нами программа будет полезной многим учреждениям. И мы ничуть не сомневаемся в том, что такие группы будут востребованы нашими основными заказчиками — родителями.

Может быть, у кого-то из наших коллег уже есть опыт организации подобных групп? Будем рады узнать о нем.

Нина ВОРОБЬЕВА,
заведующая МДОУ «Мальвина»,
г. Новый Уренгой

 

Рейтинг@Mail.ru