Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2002

ДЕТСКИЙ МИР

Старшие и младшие — вместе или раздельно?

Если родители приводят в детский сад сразу двоих детей, старшего и младшего, то предложение определить их в одну группу, чтобы были вместе, у большинства родителей вызывает протест: «Да что вы! Они и дома-то дерутся, пусть хоть тут отдохнут друг от друга. И потом, что старший будет делать с младшим? Он же перестанет развиваться! А он у нас уже буквы знает!.. Младшего к старшим? Да они же его обижать будут! Нет уж, нам, пожалуйста, по возрасту. Младшего — к младшим, старшего — к старшим».

В прежние годы 90% детей росли в детских садах. Уведенные утром из дома, братики и сестрички целый день находились в одном детском саду, но встречались только вечером. В этой системе выросло уже не одно поколение. И не в этом ли одна из причин нашей разобщенности, пренебрежения к ценностям родства, отсутствия семейных традиций, проблемы взаимоотношений старших и младших, взрослых братьев и сестер?

А кто вообще определил, что дети должны находиться в группах строго по возрасту? Откуда пошло это деление? Разве это естественно, чтобы дети одного возраста жили вместе и отдельно от всех других?

Давайте попробуем порассуждать. Конечно, темпы развития у каждого ребенка свои. Однако в пределах одного года эта разница в общем-то уравнивается. Тем более что вокруг такие же дети. А если рядом есть и старшие, и младшие?

Продвинутый ребенок будет иметь возможность, ориентируясь на старшего, и дальше развиваться. Ребенок с замедленным темпом развития, общаясь с младшими, не будет чувствовать себя в «отстающих» и благополучно преодолеет период «замедления».

Главное в жизни ребенка-дошкольника — игра. Присмотритесь, вспомните свое детство — игра интересна и развивает ребенка, когда играют вместе дети разных возрастов. Старшие уже умеют построить сюжет, распределить роли, а малыши с удовольствием им следуют, приобретая при этом игровой опыт.

Вспомните большие семьи — их бесценный опыт заботы о младших, умение подчиняться старшим, строить свои взаимоотношения и с теми, и с другими. Это вам не таблица умножения, вызубренная в пять лет. Нужна ли она для умения построить общение? Почему общение? А что такое наша жизнь? Разве не самое главное в ней — общение, умение построить отношения?

Вернемся к убеждению родителей, что дети из одной семьи дерутся дома, поэтому будут драться и в детском саду. Так ли это? И почему дерутся дома? Дома дети чаще всего борются за любовь и внимание родителей. В семьях, где родители правильно построили свои отношения с младшими и старшими, драки между детьми — редкое явление. В группе детского сада, когда братья или сестры вместе, а родителей рядом нет, нет смысла драться — просто не за что. Наоборот, тут они родные, защитники друг другу, у них общие интересы, общие игры, а главное — крепнет чувство общности, родства, что так поможет им в их взрослой жизни.

Так откуда же пошло разделение детей по возрастам?

Из древней Спарты. Помните выражение «спартанское воспитание»? Там разделяли детей по возрастам, чтобы «отбраковывать» слабых. Слабых детей, как известно, спартанцы сбрасывали в пропасть. Ваш ребенок сильный или слабый?

Ирина ХАРЬКОВА,
заведующая д/с № 51 «Радость»,
г. Невинномысск

 

Рейтинг@Mail.ru