Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №15/2002

РАБОЧИЙ СТОЛ

Как ребенку не попасть к злому Волку прямо в пасть?

Опасные ситуации. Занятия с детьми 5—6 лет

«Посадила девочка братца под окошком, а сама побежала с подружками играть. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях к Бабе Яге…»
Пожалуй, мы могли бы наполнить новым содержанием старинный сказочный запрет «Не оставлять малыша без присмотра на улице». Конечно, дело не в гусях-лебедях и не в Бабе Яге с ее людоедскими наклонностями. Но опасности, подстерегающие сегодня ребенка на улице, во дворе, на дороге в магазин, не менее опасны для его физического и психического здоровья, как лесная прогулка для Красной Шапочки или самовольное путешествие Колобка.
Дети должны знать об этом. Однако рассказывать детям о возможных опасностях, о правильном поведении с незнакомцами, о мерах безопасности, которые они должны предпринять в том или ином случае, не так легко, как кажется с первого взгляда. Ведь ребенка можно очень сильно испугать! Как-то одна мама привела на консультацию к психологу свою дочь-первоклассницу, которая прослушала в школе курс правил дорожного движения. Учительница так округляла глаза, рассказывая о том, как автомобили переезжают на дороге детей, так живописно излагала подробности аварий — отрезанные руки-ноги, раздробленные черепа, разметанные по соседним деревьям клочья одежды, — так завывала, изображая мчащуюся подбирать трупы «Скорую помощь», что прямо-таки поразила воображение очень чувствительной, эмоциональной девочки и достигла невиданных результатов в своей профилактической работе. Каждый раз, когда надо было переходить дорогу, у ее ученицы начиналась настоящая паника. Ребенок стал бояться самого вида машин и по ночам мучился кошмарами.
Вряд ли мы хотим достигнуть именно такого результата, стремясь обезопасить детей в их повседневной жизни. Поэтому, уважаемые коллеги, знакомя детей с правилами безопасного поведения, и сами соблюдайте «технику психической безопасности»: не вкладывайте слишком много актерского мастерства в описание тяжелых последствий некоторых жизненных ситуаций. Вы же возражаете против того, чтобы дети смотрели фильмы ужасов!

Цели и задачи занятий:

1. Научить детей узнавать такие ситуации, которые могут быть для них опасны.
2. Учить детей избегать опасных ситуаций.
3. Учить детей при необходимости сообщать о подозрительных случаях и о подозрительных встречах взрослым, которым они доверяют.
4. Учить детей по возможности действовать правильно в опасных ситуациях.

Педагог: Дети, вы знаете много сказок. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Кто обычно совершает в сказках злые поступки?

Дети: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей- Горыныч, Серый Волк, Карабас-Барабас.

Педагог: А как выглядят эти злые персонажи?

Дети описывают злых персонажей сказок.

Видите, в сказках внешний облик персонажа сразу говорит нам о том, что он злой.
В нашей реальной жизни тоже встречаются злые люди — те, которые могут совершить нехороший поступок: что-нибудь украсть, кого-нибудь обидеть. Но у них нет длинных зубов, они не извергают пламя изо рта. Однако догадаться об их злых намерениях можно. И можно не дать себя обмануть.
Сегодня мы будем этому учиться. Представим себе некоторые ситуации, которые могут оказаться опасными, и подумаем, как вам надо действовать.

Ситуация первая. «Мамина подруга»

1.gif (2570 bytes)Педагог: Представьте себе, что вы играете во дворе своего дома. Вы увлечены игрой, кричите, называете друг друга по имени. Вдруг на игровой площадке появляется тетя с большой сумкой. Она подходит к одной девочке, у которой мама на работе, и говорит: «Оленька, здравствуй! Ты меня не помнишь? А я тебя сразу узнала. Я — мамина подруга. Где твоя мама?»
«Моя мама на работе», — отвечает Оля.
«Ах, какая досада. Я ведь проездом. Скоро мне на вокзал надо будет ехать. Дай-ка мне телефон мамы, я ей позвоню».
Оля сообщает незнакомой тете мамин рабочий телефон. Тетя делает вид, что звонит Олиной маме из ближайшего телефона-автомата или по сотовому телефону: «Мама сказала, чтоб я ее подождала дома. Ты мне открой дверь, а сама можешь пойти погулять».
Ребята, как вы думаете, что это за тетя? Как она узнала имя девочки? Как в этой ситуации должна поступить Оля?

Дети предлагают варианты ответов, разыгрывают диалоги с «тетей».
Педагог подводит итог.

Педагог: Тетя, которая так хотела попасть к Оле домой, пока там никого нет, могла оказаться воровкой. Оля должна была ответить тете так: «Я вас не знаю и поэтому не могу открыть вам дверь. Если хотите встретиться с мамой, зайдите попозже».

Ситуация вторая. «Новый приятель»

Педагог: В первой ситуации вы нашли правильный выход из положения. Но представьте себе, что один из ребят нашей группы — например, Петя — вышел во двор погулять. Там совсем мало народу. Одни малыши. Играть не с кем. Скучно. И вдруг к Пете подходит какой-нибудь малознакомый или незнакомый мальчик и предлагает поиграть вместе. Сначала он делает вид, что ему интересно с Петей, а потом внезапно бросает игру и говорит: «Слушай, а какие у тебя дома игрушки?» Петя рассказывает мальчику, что ему подарили на день рождения. А новый приятель говорит: «Давай пойдем к тебе домой! Ты мне свои игрушки покажешь, а я тебе машинку подарю».
Как, по-вашему, должен поступить Петя?

Дети предлагают разные варианты Петиного поведения. Разыгрывают диалоги Пети и «приятеля».
Педагог подводит итог.

Педагог: Пете ничего неизвестно о новом знакомом. Он может оказаться нехорошим мальчиком и что-нибудь украсть, поэтому его нельзя приглашать домой в отсутствие родителей.
Запомните очень важное правило поведения:
«Никогда не приводите домой чужих или малознакомых людей. Никому не давайте ключ от своей квартиры. Отправляясь гулять, кладите ключ в надежное место, чтобы он не мог случайно выпасть».

Ситуация третья. Заброшенный дом

Педагог: В городе по соседству с нашими домами могут оказаться заброшенные дома, в которых уже никто не живет. Эти дома подлежат сносу. Но, пока они существуют, они являются источником опасности.
Представьте себе, что одна из девочек нашей группы идет мимо такого дома. Ей встречается незнакомый дядя с пакетом молока в руках и говорит: «Здравствуй, девочка! Хочешь, я тебе котяток покажу? Тут у нас кошечка окотилась. Котятки такие маленькие, хорошенькие. Ты можешь дать им молока. Пойдем покажу. Они там в уголочке лежат».
Что, по-вашему, должна ответить девочка?

Дети излагают свои версии правильного поведения девочки, объясняют, почему девочка должна поступить именно так.
Педагог подводит итог.

Педагог: Девочка может ничего не отвечать незнакомцу и сразу убежать. А может сказать ему, что она очень торопится, и быстро выбежать на людное место. Запомните:
«Заброшенные дома — места повышенной опасности. Там категорически нельзя играть. Лучше не подходить к заброшенным домам близко, не ходить мимо них, если есть другой путь. Люди, заманивающие вас в такой дом, могут сделать вам больно».

Ситуация четвертая.  «Дядя на машине»

Педагог: Представьте себе, что другая девочка из нашей группы — например, девочка Катя — идет по улице. Вдруг недалеко от нее останавливается машина. Оттуда выглядывает дядя: «Девочка! Где здесь продуктовый магазин? Мне нужно купить мороженое». Катя подробно объясняет незнакомцу, как проехать к магазину. За это дядя предлагает ей конфетку. Как должна поступить Катя?

Дети строят свои предположения. Педагог подводит итог.

Педагог: Катя не должна брать конфетку, не должна даже близко подходить к машине. Но если она совершила такую ошибку и чувствует, что дядя пытается затащить ее в машину, она должна кричать изо всех сил, брыкаться и царапаться.
Запомните: «Нельзя близко подходить к незнакомым людям, выглядывающим из машин, и тем более что-то брать у них из рук».

Ситуация пятая. «Один дома»

Педагог: Ребята, кто-нибудь из вас уже остается дома один? Посмотрите на Сашу! Он часто ждет маму с работы в пустой квартире. Значит, он знает, как правильно повести себя в опасной ситуации. Давайте это проверим.

Саша выходит в центр круга и садится на стул.

Представь себе, Саша, что в дверь твоей квартиры, когда дома нет ни мамы, ни папы, кто-то звонит или стучит.

Педагог выходит из групповой комнаты и стучит в дверь.

Педагог-Незнакомец (из-за двери): Эй, откройте!

Саша: Кто там?

Педагог-Незнакомец: Эй, мальчик! Где твои родители?

Саша: Их нет дома.

Педагог-Незнакомец (стучит сильнее): Открой сейчас же дверь!

Саша: Не открою. Я сейчас в милицию позвоню.

Подходит к игрушечному телефону, набирает номер «02».
Дети обсуждают действия Саши.

Педагог: Запомните: «Никогда не открывайте дверь незнакомым и малознакомым людям. Если незнакомец настаивает на этом, не стесняйтесь звонить в милицию. Сообщите дежурному милиционеру свое имя и фамилию, домашний адрес и телефон».

Дети инсценируют звонки в милицию по игрушечному телефону.

Ситуация шестая. Я потерялся

Педагог: Может случиться так, что вы отстали от мамы или бабушки в большом незнакомом магазине и потерялись. Что в этом случае вы должны сделать?

Дети описывают свои возможные действия.
Педагог подводит итоги.

Педагог: Если вы потерялись, надо обратиться за помощью к милиционеру или ко взрослому с ребенком.
Можно зайти в ближайший магазин, аптеку, детский сад, школу и т.д. и попросить взрослых помочь вам. Чтобы они могли вам помочь, нужно знать свой домашний адрес и номер телефона.

Дети по очереди разыгрывают сценки: приходят в ближайшее учреждение, сообщают, что потерялись, просят разрешения позвонить домой и звонят домой по игрушечному телефону.

Нина ШЕВЧУК,
инструктор по физической культуре
детского сада № 131 «Снегурочка»,
г. Мурманск

 

Рейтинг@Mail.ru