Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №23/2002

ДЕТСКИЙ МИР

Кто учит ребенка читать в современном обществе?

Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в наши дни, по-видимому, радикально меняется. Педагоги, родители, другие воспитатели с тревогой говорят о том, что дети стали меньше читать.
Действительно, согласно данным исследований начала 90-х годов, престиж чтения несколько снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями — играми, общением со сверстниками, просмотром телепередач и прослушиванием музыкальных произведений.
Данные исследований конца 80-х — начала 90-х годов свидетельствуют о том, что значительная часть детей (до 33%) вообще не любит читать. То, что мы можем стать обществом «вторично неграмотных», косвенно подтверждают и педагоги.
В процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная», «видеокультура», «электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Наверное, можно уже говорить о том, что в России набирает темпы процесс, который на Западе в 80-е годы был назван «кризисом чтения».
Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. В «Хартии читателя» (1992 г.) — документе, с которым Международная ассоциация издателей обращается к правительствам всех стран, подчеркивается, что чтение — это всеобщее право. Особое внимание здесь уделяется ранней встрече с книгой, доступу к книгам в школе и вне ее, поддержке и поощрению чтения.

Приобщение дошкольников к книге и чтению возможно главным образом в семье и иногда в дошкольных учреждениях. Но, согласно данным исследования РГБ начала 90-х годов, посвященного изучению чтения, в семьях с детьми дошкольного возраста преобладает категория родителей, которые не заботятся о приобщении ребенка к чтению. В таких семьях, как правило, культивируется ежедневный просмотр телепередач и видео. Около трети родителей хотели бы приобщить детей к книжному богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка как читателя. Самая малочисленная категория родителей (около 22%) уделяет большое внимание развитию ребенка, иногда устраивает совместные семейные чтения. К сожалению, большинство родителей отличает низкая степень информированности о книгах для детей. Репертуар книг для семейного чтения недостаточно разнообразен, зачастую случаен, поэтическая подготовка дошкольников пребывает в плачевном состоянии.

К сожалению, детский сад не в состоянии компенсировать проблемы семьи.
Уровень компетентности воспитателя — сотрудника детского сада в проблемах детского чтения, как правило, низок. Даже в тех воспитательных учреждениях, где в программу обучения и воспитания входит приобщение детей к литературе, используются обычно небольшие по объему или сокращенные произведения разных жанров, с помощью которых невозможно привить любовь к книге. Другие, более компетентные, консультанты — библиотекари пока мало работают с семьями, где есть дети дошкольного возраста. В результате исследователи детского чтения констатируют тенденцию замедленного введения ребенка в книжную культуру.

Cогласно последним американским исследованиям, в вопросах детского чтения «воспитателем, практически не имеющим себе равных», является… телевизор.

С одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему миру и тем самым стимулирует чтение. С другой стороны, порождает поверхностное восприятие информации. В результате способность детей к длительному сосредоточению при чтении утрачивается.
На Западе педагоги признают появление «ленивых», пассивных читателей, которые умеют, но не хотят читать.
Исследователи отмечают, что влияние телевидения сказывается также и в том, что оно приучает потреблять готовые образы и схемы, и те, кто много смотрит телевизор, книгам предпочитают комиксы.
У детей становятся все более популярными журналы комиксов, посвященные различным героям мультфильмов — медвежонку Бамси, черепашкам-ниндзя, маленьким пони и т.п. Таким образом, низший слой массовой культуры все более внедряется в читательский и зрительский мир ребенка.
По мнению американских специалистов, успехи школьников в учебе зависят от времени, которое они посвящают просмотру телепрограмм. Выяснилось, что чем меньше времени они проводят перед телевизором, тем лучше учатся.

Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния зависят духовное здоровье и будущее нации. Чтение рассматривается некоторыми социологами как «чуткий показатель состояния общества». Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское чтение — индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему будущему. Вот почему во многих развитых странах проводится государственная политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и стимуляции чтения детей и молодежи.
В нашей стране проблема детского чтения долго не осознавалась как государственная задача. Государственные структуры управления до сих пор не уделяют должного внимания изучению системы «Ребенок — книга», не признают приоритета детства в ряду социальных исследований и отказываются финансировать соответствующие проекты. У нас нет ни «карты детской культуры» (которая есть в Швеции), ни «карты детского чтения» (которая была сделана в Германии), ни специального института или хотя бы центра изучения детского чтения и книги для детей (которые есть во многих государствах).
Опираясь на опыт развитых стран и богатую отечественную практику, в России нужно разработать как часть культурной политики политику в области детского чтения. Необходим целый ряд мер для того, чтобы, согласно подписанной нами Конвенции ООН, права ребенка на культурное развитие, в том числе на детское чтение, были не только признаны приоритетными, но и воплощены в жизнь.

Вера ЧУДИНОВА
По материалам статьи «Книжная вселенная детства».
http://www.rsl.kemsu.ru/bgk/1998/3/96.htm

Рейтинг@Mail.ru