Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №24/2002

РАБОЧИЙ СТОЛ

Встреча с Зимой

Игровое занятие для детей от трех лет

Словарь: блестящий, серебристый, глубокий, тающий, прозрачный, ненастоящий, волшебный, мягкий, Зимушка-Зима, Зима-волшебница, красавица, художница, волшебная палочка, сугробы, елочные украшения.

Материалы к занятию: импровизированные «сугробы» — 5 штук, елочные шары, пушистый игрушечный кот, хрустальная корзинка, кукла Скоморох, подкрашенные льдинки, волшебная палочка; куб, обшитый со всех сторон тканью разного цвета: белый, голубой, желтый, фиолетовый, белый, блестящий (парча).

Оформление помещения, где проводится занятие: на полу в разных местах устроены импровизированные «сугробы». Под первым сугробом пусто, под вторым сугробом спрятана хрустальная ваза со льдинками, под третьим — елочные шары, под четвертым — игрушечный кот, под пятым — Скоморох.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель (предлагает детям отгадать загадку):

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

Дети отвечают на вопросы.

Воспитатель: Конечно же, зима. Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она холодная. А если очень сильно захотеть, можно с ней поговорить. Хотите поговорить с Зимой? Давайте позовем Зимушку так: «Зимушка-Зима!»

Дети зовут Зиму. Она появляется.

Зима: Здравствуйте! Вы меня звали? Вы меня ждали?

(Дети здороваются с Зимой.)

Воспитатель: Мы хотели поговорить с тобой.

Зима: Вот я и пришла со снегом глубоким, с морозом жестоким, с прозрачными льдинками, с белыми снежинками.

Воспитатель: Какая же ты, Зимушка, красивая да богатая.

Зима: Это что! Больше всего я люблю с детьми играть. Поэтому игры да забавы для них придумываю. Хотите со мной поиграть?

Дети: Да!

Зима: Моя игра называется «Что я спрятала в сугроб?». То, что там отыщете, о том мне и расскажете.

Дети направляются к первому «сугробу», приподнимают «снежное» покрывало. Под ним ничего нет.

Зима: Странно, неужели я забыла спрятать в этом сугробе сюрприз для детей? Давайте посмотрим в другом месте.
(Открывает покрывало второго «сугроба».) Что это такое? (Показывает хрустальную корзинку.) Корзинка-то не пустая, в ней что-то лежит.

Дети рассматривают льдинки, обследуют их, отмечают свойства льда. Зима дает образец рассказа про корзинку: «Это хрустальная корзинка. Она прозрачная, с узорами. В ней лежат цветные льдинки. С этой корзинкой надо обращаться осторожно , потому что она может разбиться».

Зима: Я не случайно в корзинку положила льдинку. Хочу вам трудный вопрос задать. Чем хрустальная корзинка на мои льдинки похожа? (Дети отвечают.) Льдинки растают, а корзинка нет. Почему? (Ответы детей.) Все правильно. Хрустальная ваза похожа на ледяную. А узор на ней похож на те узоры на окнах, которые по моей просьбе рисует мороз.

Воспитатель предлагает детям открыть другой сугроб, под которым оказываются елочные шары. Зима просит детей рассказать об игрушках, подчеркивает, что ребенок составляет рассказ. Детям предлагается назвать цвета шариков, проговаривается слово «блестящий», устанавливается связь между елочными украшениями и Новым годом. Под третьим сугробом «прячется» игрушечный кот. Детям предлагается вспомнить стихотворение про кота.

Воспитатель: Вам не кажется, что этот котик чем-то похож на Зиму? (Ответы детей.)

Зима: Да, этот кот такой же белый, как снег зимой. А еще он такой же пушистый. Ни дать ни взять — сугроб.

В последнем сугробе дети находят Скомороха, высказывают свои впечатления об игрушке. При рассматривании игрушки воспитатель проговаривает слова «веселый», «забавный», «нарядный». Предлагает те же слова отнести к зиме.

Воспитатель: Зимушка-Зима! Да ты волшебница! Так чудесно поиграла с нашими детьми! Они очень рады тебе.

Зима: Есть у меня еще одно любимое занятие. Я люблю рисовать.

Воспитатель: Если ты любишь рисовать, у тебя должно быть много красок.

Зима: Всеми своими красками я расписала этот кубик и ношу с собой. Брошу кубик о землю, какая краска на меня посмотрит, той и рисую. Хотите порисовать вместе со мной? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Краски Зимушки-Зимы»

Дидактическая задача: закрепление примет зимы, формирование логики мышления, свойств памяти, внимания, воспитание доброжелательности.

Правила игры: один из играющих бросает кубик и рассказывает про цвет той грани, которая оказалась сверху.

В заключение занятия Зима благодарит детей и дарит им подарки.

Валентина ДВОРНИКОВА,
воспитатель п. Умба Мурманской области

 

Рейтинг@Mail.ru