Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

О чем рассказал волшебный фонарь?

Занятие направлено на развитие творческого воображения и самостоятельного мышления. Одна из задач — показать детям способ классификации предметов и явлений при помощи опорных сигналов в виде карточек-моделей.

Оборудование и материалы: светильник-ночник «Волшебный фонарь» с крутящейся насадкой; набор животных (диких и домашних) из 10 игрушек; кукольный домик Бабы Яги с окошками; игрушечная Баба Яга, девочка-кукла; бумажная дорожка с отпечатками больших и маленьких следов; карточки-модели, обозначающие место обитания зверей; осенние листья, цветы, снежные хлопья из бумаги.

Музыкальное сопровождение: фонограмма с записью булькающей воды, пения птиц, завывания вьюги; запись песни Филиппенко «Санки».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, хотите сегодня поиграть со мной? Как у вас в группе интересно: как много игрушек, книжек, любопытных вещей! (Обнаруживает коробку, под которой спрятан фонарь.) А это что такое?

Дети: Коробка. Она пустая.

Воспитатель: Вы уверены? Надо посмотреть. (Приподнимает коробку: под ней горит и вращается фонарь. В это время начинает звучать музыка и раздается бульканье воды.) Странно, что это такое? Как вы думаете, что может так булькать? (Закрывает фонарь.)

Дети: Вода в чайнике или в кастюле, когда она кипит. Когда что-то тонет, идут пузырьки. Когда дуешь на воду или молоко из трубочки. Так может булькать вода, когда по реке плывет моторная лодка и поднимает волны. Так может булькать, когда пускаешь пузыри во время купания. А еще так булькает вода в бочке во время дождя.

Воспитатель: В какое время года можно часто слышать бульканье воды? (Весной.) Откуда оно берется?

Дети: Снег тает и превращается в водичку. Водичка бежит по камушкам и булькает.

Воспитатель: Действительно, весной можно часто слышать бульканье воды… Вам не кажется, что у нас в группе стало немного теплее, чем раньше? Наверное, все дело в фонаре. Он не простой, а волшебный и может переносить нас в разное время года. Попробуем еще раз снять коробку с фонаря. (Звучит фонограмма пения птиц, на полу «появляются» бумажные цветы.)
В какое время года мы сейчас попали? Где можно услышать пение птиц летом?

Дети: В лесу, в саду, на полянке.

Воспитатель: За летом следует осень. Давайте проверим, так ли это? (Открывает фонарь, и в это время на противоположной стороне групповой комнаты на пол летят осенние листья. Воспитатель предлагает детям собрать листья, определить, какого они цвета и с какого дерева они упали. В это время фонарь незаметно выключают. Слышатся капли дождя.)
Окончилась золотая осень. Льет унылый, серый дождь. Надо нам побыстрее попасть в другое время года. Хотите?

Дети: Да!

Воспитатель открывает фонарь. Он не горит.

Воспитатель: Что случилось с фонарем? (Дети высказывают свои предположения.) Ясно, фонарь-то волшебный, выполняет только три желания. А в четвертый раз… Придется нам все время жить в осени (произносит с сожалением). Может, можно что-нибудь придумать?

Дети: Надо сказать какие-нибудь волшебные слова — как в сказке.

Дети вспоминают волшебные слова из разных сказок, выбирают какой-нибудь вариант и хором произносят. Воспитатель незаметно включает фонарь и поднимает крышку. Фонарь горит.

Воспитатель: Получилось! Теперь мы знаем тайну волшебного фонаря. (Слышны звуки вьюги.) Как вы думаете, что принесет нам эта музыка?

Дети: Такая музыка принесет нам холод: снег и мороз. Может, будет метель. Поднимется вьюга…

Воспитатель: Ой, как холодно стало! (Ежится, будто бы от холода.) Давайте оденемся потеплее. (Дети изображают, что надевают шапку, шубу, варежки и т.п.) В какое время года мы попали?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Что хорошего в зиме?

Дети: Можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Любоваться снегом, играть в сугробах и на льду. Зимой люди встречают Новый год.

Воспитатель: Что плохого в зиме?

Дети: На улице счень холодно, морозно. Надо надевать много одежды. Нельзя гулять без варежек. На улице мерзнут щеки и нос.

Воспитатель: Кому особенно плохо бывает зимой?

Дети: Птичкам плохо, кушать нечего. Животным плохо — холодно. Деревьям тоже, у них ветки ломаются.

Воспитатель: Но мы же можем им всем помочь! Птичкам надо насыпать корм в кормушки, около деревьев подкопать снег и присыпать им ствол — чтобы им было теплее. (Появляется дорожка со следами.) А это что такое?

Дети: Узкая дорожка, тропинка.

Воспитатель: Почему эту снежную дорожку можно назвать тропинкой?

Дети: По ней ходили, снег топтали. Это видно по следам. Еще люди делают тропинку твердой, чтобы не проваливаться. Лопатой снег сгребают, а потом утаптывают. Вот и получается тропинка.

Воспитатель: Правильно. А чьи же это могут быть следы?

Дети: Медведя или волка. Нет, медведь-то зимой спит. Может, собака? Или человек? Да, человек с босыми ногами. Вот тут у него пятки. Может, это Баба Яга?

Воспитатель: Маленькие следы шли рядом с большими, но почему-то потом исчезли. Куда они пропали?

Дети: Их снег закрыл. Не знаем.

Воспитатель: Хотите, мы по следам сейчас пойдем и посмотрим, куда они нас приведут.

Дети ходят по бумажной дорожке с высоко поднятыми коленями: ведь снег глубокий. Подходят к домику, который стоит на столе. Воспитатель предлагает заглянуть в окошко домика.

Воспитатель: Глядите-ка: тут живет Баба Яга! Прислушайтесь! Я слышу плач ребенка. Что-то у них произошло.

Воспитатель сообщает детям, что Баба Яга нашла в лесу заблудившуюся девочку. Девочка плачет, а Баба Яга решила ее у себя оставить и пытается ее успокоить. Чего она только ни делала: и за волосы дергала, и метлой пугала — ничего не помогает.

Воспитатель: Дети, давайте поможем Бабе Яге успокоить девочку. Что можно сделать?

Дети: Надо девочку пожалеть. Можно по головке погладить. Обнять, крепко прижать к себе. Конфетку дать или мороженое. Можно песенку спеть. Но главное — домой отвести.

Воспитатель: Посмотрите, девочка успокоилась, обрадовалась, хочет домой, к маме. Вот только Бабу Ягу жалко. Она ведь опять одна останется, ей скучно будет. Поможем ей найти в лесу друзей. Посмотрите, сколько животных собралось вокруг, пока мы говорили! Покажем Бабе Яге, какие зверушки могут у нее в доме жить, а каких она в лесу навещать будет.

Игра «Кто где живет?»

На столе расставляются фигурки животных. У педагога — два набора карточек: на одних карточках изображен домик (символическое изображение жилища домашнего животного), на других — елка (символическое изображение жилища дикого животного). Дети должны разложить карточки рядом с фигурками животных.

Воспитатель: Спасибо за помощь. Вы очень добрые и заботливые дети. Ну а теперь нам пора домой, а то вьюга заметет все вокруг.

Под фонограмму песни Филиппенко «Санки» дети имитируют ходьбу по снежной тропинке домой.

Валентина ДВОРНИКОВА,
воспитатель ДОУ № 5,
пос. Умба Мурманской области

Рейтинг@Mail.ru