Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2003

ВКЛАДКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ЭВРИКА»

Т.Г. ХОМЯКОВА, Л.П. ТАБУНОВА

Сценирование занятий для детей 5–6 лет

Пропедевтика развивающего образования

ПРЕДИСЛОВИЕ

По решению коллегии Министерства образования и науки Республики Бурятия от 7 апреля 1995 года была создана Республиканская школа-лаборатория культурно-исторического типа «Образование XXI века» на базе объединения общеобразовательной школы № 32 и начальной школы — детского сада № 92. Администрация и педагогический коллектив начальной школы — детского сада № 92 «Медвежонок» включились в реализацию двух ступеней проекта: школы мифотворчества (для детей 5—6 лет) и школы- мастерской (для детей 7—9 лет).

В школе-мастерской основой становится ориентация на формирование у учащихся обобщенных способов действия и соответствующих понятий. Это отвечает целям развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. Школа мифотворчества — это пропедевтика развивающего образования.

Для реализации проекта директор Л.П. Табунова, заслуженный работник образования РБ, отличник просвещения, сумела создать условия:

  • переоборудованы группы в мини-кабинеты для многообразия образовательных пространств;

  • введены в штатное расписание новые должности педагогов: физкультуры, хореографии, театра, изо, лепки, шахмат, бурятского, английского, немецкого языков;

  • перестроен учебный план;

  • подобран творчески работающий коллектив;

  • открытый контроль был заменен доверием и сотрудничеством для самоопределения педагогов и выстраивания собственных учебных программ.

Согласно концепции на первой ступени обучения, дети 5—6 лет организуют свою деятельность по определенному сценарию. Экспериментальные пробы педагогов способствовали появлению разнообразных занятий с дошкольниками.

Общий способ построения сценария был предложен методистом Т.Г. Хомяковой, который отражал:

  • теоретические основания школы мифотворчества (культурно-исторического типа),

  • образовательные технологии отдельных педагогов школы мифотворчества,

  • возможность достижения «произвольного действия ребенка в ходе сотрудничества со взрослым»,

  • новые взаимоотношения детей и взрослых, в результате которых возникает внутренняя свобода человека.

Сегодня каждый педагог школы мифотворчества умеет простраивать образцы собственных сценариев. После многолетней деятельности администрации и педагогического коллектива школа мифотворчества стала отражать идеи концепции школы культурно-исторического типа, в основе которой лежат психологические теории Л.С. Выготского о развитии личности, А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, концепция Л.А. Венгера о развитии способностей детей.

Данная работа является обобщением деятельности педагогов школы мифотворчества: Г.С. Дугарон, З.И. Бельской, С.Д. Макаровой, А.Г. Епифанцевой, Л.А. Ладыженской, Т.А. Исаковой, Е.Г. Алексеевой, В.И. Кушнаревой, Л.Г. Назаровой, Л.Ц. Мархоновой-Буянтуевой, Л.И. Мартынюк, Р.С. Цырендоржиевой, О.В. Шихановой, Т.А. Згуржак. В ходе эксперимента они практически отрабатывали способы проектирования и построения сценариев. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы мифотворчества Н.А. Утенкова организует еженедельные часы общения педагогов, в процессе которых каждый может отрефлексировать собственную деятельность и продвигаться в общем проекте. Психолог В.К. Анисимова уделяет большое внимание работе по изменению мышления педагогов во взаимодействии с детьми при проигрывании сценариев. Без сотрудничества в образовательном процессе невозможны внутренняя свобода и развитие ребенка и взрослого.

Методистам и воспитателям детских садов будет полезно познакомиться с образцами сценариев педагогов школы мифотворчества, которые представлены в данной работе. Но без понимания общего способа проектирования и «проигрывания» сценариев невозможно развивать авторское инновационное направление в дошкольном образовании.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальной является задача организации образовательного пространства учебных заведений, созданных на основе соединения детских садов и школ. Это ставит перед педагогами и психологами проблему преемственности в образовании детей 5—6 лет (дошкольники) и 7—9 лет (младшие школьники). Содержательная постановка и способ решения этой проблемы зависят от того, какие идеи положены в основу образовательной среды.

Деятельность начальной школы — детского сада № 92 «Медвежонок» ориентирована на концепцию школы культурно-исторического типа (Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А., 1994). Согласно этой концепции обучение в школе начинается с 5 лет в школе мифотворчества и в течение первых двух лет проходит в форме особым образом мифологизированных игр, в процессе которых дети осваивают способы перехода от чувственно воспринимаемых свойств вещей к их обозначениям с помощью знаков и схем, а затем к действию с ними. В результате у детей развивается способность произвольно удерживать в сознании смысл знаков и их схематических изображений.

Это подготавливает ребят к обучению во второй ступени школы (так называемая «школа-мастерская»), в которой учебный процесс может быть организован по технологиям развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Большинство педагогов и психологов считают, что детей 5—6 лет лучше всего обучать в форме игры. Однако способ организации занятий игр может быть самым различным и во многом зависит от целей и задач, на которые ориентируются проектировщики. В данной работе рассмотрен один из вариантов организации образовательного пространства для детей 5—6 лет, который мы называем «сценирование занятий».

Сценирование занятий — это проектирование детьми и взрослыми среды развития, где могут появляться различные виды деятельности. В ходе проигрывания сценария дети действуют с игровым воображаемым объектом или ситуацией «здесь и сейчас», что соответствует их возрастным особенностям.

Предпосылки, которые формируются у детей 5—6 лет в школе мифотворчества, будут в полной мере использоваться в учебной деятельности в начальной школе — школе- мастерской:

  • у детей развиваются на должном уровне воображение и знако-символическая функция, соответствующая их возрастному развитию;

  • дети умеют действовать по определенным правилам игры и строить свои индивидуальные действия в соответствии со своей ролью в игре;

  • дети умеют действовать совместно в соответствии со сценарием игры, ее правилами и ролью каждого партнера;

  • дети умеют импровизировать, то есть строить свой способ действия (поведения);

  • дети умеют занять определенную позицию при обсуждении некоторых проблем;

  • дети умеют отделять свойства вещей от самих вещей.

Образовательное пространство школы мифотворчества способствует развитию произвольного действия ребенка в ходе сотрудничества со взрослым, познавательной сферы, коммуникативных способностей детей, а это необходимо для успешного формирования учебной деятельности в начальной школе.

СЦЕНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ — ПРОПЕДЕВТИКА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Образовательное пространство школы мифотворчества

Сценирование занятий является пропедевтикой образовательной деятельности и предполагает процесс активного участия ребенка в образовательном пространстве. Для сценирования занятий педагогам необходимо изменить позиции субъектов образовательного процесса: обучающего и обучаемого. Проект сценария — это «мостик» по соорганизации детей и взрослых в образовательном пространстве. Взрослый управляет развитием сюжета совместной деятельности, опираясь на принцип сотрудничества, где каждый ребенок — равноправный субъект отношений со взрослым, сверстником, с собой, с миром.

Образовательные пространства школы мифотворчества строятся особым образом. В школе мифотворчества созданы условия для подготовки детей к развивающему образованию, сохранив при этом все атрибуты детского сада, прежде всего игру и весь комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.

Педагоги школы мифотворчества составляют порциальные программы в той логике, которая задана в концепции школы культурно-исторического типа, адаптируя известные программы и методические разработки: М.А. Васильевой, Л.А. Венгера, Т.Н. Дороновой, И.Г. Белавиной, В.В. Башкеевой и других. Широко используется сказочный и мифологический материал.

Для оптимального развития детей в школе мифотворчества функционируют все жизненно-образовательные сферы:

Языковая сфера: русский язык, бурятский язык, иностранные языки (английский, немецкий).

Логико-математическая сфера: математика, конструирование, шахматы.

Сенсорная сфера: изодеятельность, музыка, танцы, театр.

Эмоциональная сфера: удивление, юмор, фантазия, народные игры, танцы, музыка, семиотика (мимика, пластика, пантомимика).

Практическая сфера: самообслуживание, забота о своем здоровье, биржа труда, должностные обязанности детей.

Таким образом, создается особая развивающая среда на протяжении всего дня.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЯ

В школе мифотворчества нет классно-урочной системы в ее традиционном понимании: отсутствуют собственно учебный предмет, позиция Учителя и Ученика. Вместо этого проигрывание осваиваемого содержания происходит в соответствии со сценарием, спроектированным педагогом.

Сценарии могут строиться следующим образом:

  • детям, как правило, не сообщается о начале того или другого занятия. Они переходят из одной образовательной ситуации в другую, где «открывают различные области человеческого опыта»;

  • познавательная деятельность опирается на интересы и потребности детей;

  • строится игра, основанная на договоре или ритуале, которая позволяет детям осваивать предметное содержание в рамках данного сказочного сюжета;

  • проигрывание осваиваемого материала происходит в соответствии с предметно-опосредованным типом распределения ролей;

  • выбор способа действия, направленного на решение познавательных задач, организуется с использованием знаково-символических средств;

  • реальным содержанием работы детей являются способы действия, которые необходимы на следующей ступени обучения (умение сравнивать, классифицировать, соединять-разъединять, включать-исключать части целого объекта и т.д.);

  • импровизация детей помогает выбирать свой способ действия или перейти на определенную позицию при обсуждении проблемы;

  • проигрывая сценарий, дети при коллективном обсуждении строят сам предмет;

  • специально прорабатывается выход из сценария через индивидуально-продуктивную деятельность (рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование);

  • мы отказались от использования в оценке достижений ребенка сравнений с другими детьми и неким усредненным эталоном, а ориентируем детей на сравнение с собственными достижениями.

В ходе проигрывания сценария, взаимодействия взрослых и детей возможны и необходимы изменения, дополнения как «построение личного отношения к здесь и сейчас возникшей ситуации».

ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ

С целью пропедевтики развивающего обучения в школе мифотворчества используется знаково-символический подход. Педагоги совместно с детьми выработали ряд символов.

Знаки и символы

 Работа со знаками и символами ведется по двум направлениям:

  • прием использования отдельных знаков — символов, когда дети соотносят их с предстоящим видом деятельности или необходимостью выразить свое отношение к происходящему;

  • знакомство с маршрутными картами, где дети путешествуют по готовой карте-схеме или сами создают свой маршрут.

Дети 5 лет соотносят отдельные знаки, символы с предметами, с предстоящим видом деятельности.

Например, педагог показывает знак вопроса, дети начинают рассуждать, что бы мог обозначать этот знак и что им предстоит сделать. В процессе разговора педагог и дети договариваются, что если встретится этот знак, то будет что-то новое, неизвестное.

Знак путешествия используется практически на каждом занятии. Дети уже знают, что они обязательно отправятся в путешествие, при этом каждый раз оно будет разным: на необитаемый остров, в гости к сказочному герою, в лабораторию воды, в лес и так далее.

При введении новых знаков и символов педагогу важно понимать, что их предметность представлена не в его непосредственно воспринимаемой форме, а в условиях договора по поводу их содержания, то есть связана с ситуацией конкретных действий детей и педагога по переводу предметности вещей в знак.

Одновременно с развитием произвольности работы со знаками и символами начинается работа с маршрутными картами.

СОСТАВЛЕНИЕ КАРТ-СХЕМ

Карты-схемы педагоги составляют одновременно с проектированием сценария. Они могут быть постоянными и использоваться почти на каждом занятии и разовыми, для конкретной образовательной ситуации.

Например, постоянная сказочная карта по математике (см. Приложение) содержит все математические единицы, необходимые для понимания в дошкольном возрасте: представление о натуральном числе, арифметических действиях, величине, геометрических фигурах. Проживая сценарий, дети попадают в город Матемландию, на улицы Циферия, Фигурная, Временная, Измерения.

Карты-схемы для конкретной образной ситуации зависят от целей и задач проектировщика. Они могут быть простыми, сложными и состоять из знаков-символов, стрелок, указывающих направление движения. Под простыми мы понимаем карты-схемы из малого количества знаков-символов (2—3), отражающие содержание одного занятия (мироведение, музыка, изо и другие). Сложные карты-схемы содержат от 4 и более знаков-символов или наполнены содержанием интегрированных тематик.

Начиная работу с детьми 5 лет, педагоги сами предлагают карты и маршруты: обозначают остановки знаками и направления движения стрелками. Дети 6 лет уже совместно с воспитателями составляют маршруты путешествия. Существенным показателем в работе является способность детей составлять самостоятельно карты-схемы в свободное от занятий время, в игровой деятельности и даже дома. Есть примеры, когда дети предлагают своим братьям, сестрам, родителям путешествовать по карте, которую они составили.

ПРОИГРЫВАНИЯ СЦЕНАРИЯ

Проигрывание сценария — это проектирование и организация с детьми различных видов деятельности, основанных на договоре.

Педагоги, реализуя проекты сценариев, дирижируют развитием сюжета игры и управляют изменениями в системе функционально-ролевых воздействий.

Основная форма сценария — это путешествия по маршрутным картам. Для этого педагогу необходимо задать различные пространства, чтобы у детей был выбор.

В первый момент проигрывания сценария, когда задается пространство действия в воображаемой, условной ситуации, воспитателю необходимо создать атмосферу внутренней свободы. Сценарий чаще всего начинается с того, что педагог предлагает детям отправиться в путешествие, на экскурсию, поэкспериментировать или помочь отыскать клад. Вариантов может быть много. Уже в этот момент возникает ситуация, когда воспитатель «втягивает» ребенка в мир игры. И здесь важен сам характер поведения взрослого. Ему необходимо быть «играющим партнером», с которым ребенок чувствует себя равным. Позиция «умеющего играть партнера» плюс естественное эмоциональное поведение воспитателя — это условие возникновения у ребенка интереса к любой тематике.

Педагог предлагает детям рассмотреть карту. Совместно ищут начало маршрута, направление движения. У детей есть возможность выбрать средства для передвижения: современные виды транспорта; волшебные (ковер-самолет, машина времени); или прогуляться по лесу. Выбрав точку отправления на карте, а это знак, находят его в образовательном пространстве. Дети садятся на воображаемое средство передвижения и отправляются в путь.

Все проигрывание сценария проходит в пространстве, где педагог размещает те же знаки, что и на карте-схеме. Узнавание знака и умение соотнести его значение с предстоящей деятельностью есть развитие произвольности работы со знаками.

Чем могут заниматься дети на остановках во время путешествия:

  • Игры-путешествия разные, поэтому во время их проигрывания ребята могут принимать различные социальные роли. Они бывают корреспондентами газет, фотографами, экспериментаторами, спасателями и т.д. В «дороге» важно помнить о тех обязанностях, которые дети выбирают. Если ребенок взял на себя роль проводника, ему необходимо во время путешествия не забывать о карте и направлять движение детей по маршруту. Корреспондент собирает материал, необходимый для создания газеты (это могут быть картинки, фотографии, знаки).

  • Еще важнее ребенку выстраивать свои индивидуальные действия в соответствии с ролями других детей. Например, дети направляются под землю, чтобы изучить почву. Они выбирают роли: проводник в тоннели (ведет по карте и освещает дорогу); геологи (изучает строение почвы — макет), художники (зарисовывают строение почвы), группа ученых (изучает животных под землей). Ситуация игры начинается с того, когда педагог предлагает спуститься в тоннель через трубу. «Под землей» дети начинают играть в соответствии со своей ролью. Действуя по правилам, ребята обращаются друг к другу, выстраивая межличностные отношения. Умение договариваться, удерживать свои действия относительно деятельности других — важный показатель в развитии дошкольников.

  • Во время путешествия ребята встречаются с разными волшебствами, которые необходимо расколдовать, для этого выполняют разнообразные познавательные, творческие задания. Например, педагог предлагает досочинить сказку, заняться конструированием (выложить из геометрических фигур животное), дорисовать и т.д.

  • Очень часто, создавая на остановках проблемные ситуации — «ловушки», педагоги намеренно допускают ошибки. Этим они побуждают детей к поисковой деятельности. При коллективном обсуждении каждый ребенок имеет право на свою точку зрения, и взрослый принимает все варианты ответов. У ребенка есть возможность выбрать свой способ действия или перейти на определенную позицию при обсуждении. Таким образом, педагоги приучают детей мыслить самостоятельно, решается проблема диалогичности, а у детей развиваются коммуникативные способности.

  • Занятия в форме сценария заканчиваются индивидуально-продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией, моделированием. Такая продуктивная деятельность позволяет пронаблюдать взгляды и отношения детей на происходящее на занятиях.

На этапе 5—6 лет в школе мифотворчества организуются образовательные пространства, где дети осваивают содержание определенных отношений окружающей действительности и способы их знаково-символического представления в процессе особых форм социального взаимодействия.

ОБРАЗЦА СЦЕНАРИЕВ

В предложенных образцах важно проследить, что предметность знака представлена не в его непосредственно воспринимаемой форме, а в условиях договора по поводу его содержания, то есть связана с ситуацией конкретных действий детей и педагога по переводу предметности вещей в знак. Также ребенку необходимо уметь произвольно удерживать в сознании смысл этих знаков и схем в соответствии с «историей» их появления в игровой ситуации. Для того чтобы дети могли удерживать содержание знаков, необходимо придать единый смысл всей ситуации опредмечивания. Это происходит во время проигрывания сценария и является, на наш взгляд, пропедевтикой развивающего образования.

Сценарий «Путешествие на Луну»

(для детей 5 лет)
Воспитатель: Г.С. Дугарон

Оборудование: Карта-схема путешествия, знаки, географический атлас, карточки с изображением животных, набор цветной бумаги, таблица «Найди ошибку», ребусы, музыкальный центр.

Воспитатель (В.): Вы любите путешествовать? У меня есть мечта — слетать с вами на Луну. Кто хочет со мной на Луну?

Дети (Д.): Ответы детей.

В.: А что такое Луна?

Д.: Ответы детей.

В.: Нужно выбрать командира ракеты. Давайте считаться. С помощью считалки выбрали командира.

Командир предлагает занять места в ракете и считает: «5, 4, 3, 2, 1 — пуск».

В.: Наша ракета взлетела. Летим. Давайте поиграем в игру «Найди себе пару». У каждого из вас геометрическая фигура (половинки круга или квадрата разного размера). Посмотрите внимательно и сделайте так, чтобы у вас получилась правильная фигура: круг или квадрат. (Дети ищут свои пары и показывают получившиеся фигуры.) Пусть каждая пара назовет свою фигуру.

Д.: Ответы детей.

В.: Давайте договоримся, что правильная фигура будет означать целое, а половинка — часть.
Наша ракета приземлилась на Луне. Давайте выйдем. (Дети выходят из «ракеты».) Посмотрите карту-схему. (Дети знакомятся с местами остановок во время путешествия, рассуждают, чем они будут заниматься в соответствии с тем или иным знаком.)

В.: У командира есть своя мини-карта. Он и будет определять маршрут.

Командир (К.): Первая остановка здесь (показывает на карте цифру 1). Пойдемте за мной!

Дети идут за командиром к ширме к знаку, указанному на карте. Из-за ширмы выходит второй воспитатель в фантастическом одеянии и говорит: «Здравствуйте, я Лунарик (Л.). А вы кто?

Д.: Ответы детей.

В.: Куда мы прилетели?

Лунарик (Л.): Это Озеро интересных задач на Луне. Хотите я буду вас сопровождать в вашем путешествии по Луне?

Д.: Ответы детей.

Л.: Хорошо, но только сначала объясните, что это за фигурки у вас в руках?

Д.: Разные ответы: это части, части целого, если соединить части, получится целое — и другие.

Л.: Как интересно! Вот яблоко. Оно целое. Какой фигуркой его можно обозначить? (Дети показывают круги и квадратики.) А теперь я разрежу яблоко пополам. Как половинки можно обозначить? (Дети показывают половинки кругов и квадратиков.) Как это на Земле называется?

Д.: Это части.

Л.: Очень интересно! Угощаю каждого из вас кусочком яблока. (Лунарик дает каждому ребенку по кусочку яблока, дети их съедают.)
У меня есть таинственные письмена. Их оставили путешественники с Земли. (Показывает таблицу с изображением целого яблока и его частей.) Они велели пускать на Луну только тех, кто может правильно поставить знак: больше или меньше. Вы это сможете? (Дети совещаются и ставят знак.)
У меня есть еще одно загадочное письмо. (Показывает письмо с изображением целого яблока и половинок.) Знаете, какой здесь надо поставить знак? (Дети совещаются, ставят знак равенства.)
Теперь я приглашаю вас в путешествие по Луне. Командир, посмотри на карту, какая остановка следующая? (Дети под предводительством командира идут к точке 2. Звучит музыка.) Это остров геометрических фигур. Здесь в ящике разные геометрические фигуры. Сконструируйте из цветных геометрических фигур любое животное. (Дети конструируют из фигурок схематические изображения животных.) Расскажите, на каких земных животных похожи наши фигурки. (Дети рассказывают.)

Л.: Командир, куда нам идти дальше? (Дети идут за командиром к остановке 3.) Это лужайка «Отдыхай-ка». Здесь будем танцевать! (Дети исполняют музыкальный номер «Звееробика».)
Командир, к какой остановке мы отправляемся? (Дети идут за командиром.) Это Море любознательных. Любознательный — это я. Мне интересно, какие есть на планете животные. Какие они? Расскажите, я хотел бы о них узнать.

В.: Познакомим Лунарика с животными. Расскажем все то, что знаем о животных, чем одни животные отличаются от других. У меня припасена схема, на которой разделили животных. Кто как думает, по каким их группам разделили?

Дети рассказывают по схеме об известных им животных, используя при этом классификацию на домашних и диких, травоядных и плотоядных.

Л.: А загадки про животных вы умеете загадывать? (Дети загадывают Лунарику загадки, которые он пытается отгадать.)
Спасибо вам, дети, мне было очень интересно с вами. Я много узнал о животных на вашей планете Земля. Как жаль, что на Луне нет животных! Какой ваш следующий пункт?

К.: Возвращаемся на Землю.

В.: Чтобы Лунарику не было скучно, пусть каждый из вас дома придумает необычное, фантастическое животное, которое могло бы жить на Луне. Все то, что вы придумали, вы нарисуете и посылкой отправите на Луну. Прощаемся с Лунариком. Возвращаемся на Землю.

Дети садятся в корабль и отправляются домой.
Индивидуально — продуктивная деятельность — рисование фантастических животных.

Сценарий «Спасатели»

(для детей 5—6 лет)
Воспитатель: С.Д. Макарова

Оборудование: карта-схема (см. Приложение), рюкзак, компас, инструменты для спасения.

Воспитатель:

Сегодня я получила письмо. Для дружных, смелых, добрых ребят. Это письмо нам?
Что значит дружные? (Ответы детей.)
Хорошо иметь дружных друзей?
Что значит добрые, доброта? (Ответы детей.)
Что значит быть смелым? (Ответы детей.)
У нас есть такие ребята?
Значит, я могу открыть письмо.
Читаю: «Привет дружным, добрым и смелым ребятам! Жители зеленой тайги просят вашей помощи. Спасите нерпу!».

Воспитатель: Ребята, отправимся в путь? Ведь жителям нужна наша помощь. Вы готовы отправиться в путешествие через лес к озеру? Но, прежде чем отправиться в путь, нам нужно вспомнить правила поведения на природе: что можно, чего нельзя делать на природе. (Используются карточки — правила.) Правила вы рассказали. А теперь подумайте, что можно взять в поход? (Рюкзак, компас, карту, обед спасателя.)
Для чего нужен компас?
Для чего нужна карта?
Чтобы в походе не было трудностей, мы распределим обязанности. Человек, который будет вести нас по карте, — это проводник. Он должен уметь работать с картой, чтобы никто не заблудился. Чтобы в походе мы не попали в беду, нам будет помогать служба безопасности. А чтобы мы не проголодались — мы возьмем провизию, а отвечать будет завхоз. (Распределение ролей.)

Воспитатель:

Где на карте первая остановка? (Рассматриваем карту и движемся к первой остановке — красный флажок.) Разгадайте загадку, чтобы узнать, кто здесь живет.
(Появляется медведь.)
Какой окраски шерсть медведя?
Где живет медведь? Что медведь умеет делать?
Что делает медведь зимой?
Чем он питается? Выберите из картинок то, что любит мишка. Как одним словом можно назвать, чем питается медведь? (Варианты ответов.)
Медведь всеядный.
Служба безопасности расскажет, как вести себя в лесу, если вдруг окажется возле берлоги.

Воспитатель:

Вторая остановка (зеленый флажок). Поляна отдыха.
Завхоз кормит детей (дети едят печенье и пьют сок).
Служба безопасности расскажет, какой должна быть поляна после посещения ее людьми, что нужно сделать с костром, мусором.
Кто из детей думает по-другому или хочет что-то добавить?

Воспитатель:

Третья остановка (синий флажок).
На дереве сидит маленький зверек.
Ребята, познакомьтесь, это соболь. (Дети описывают соболя: окрас, где живет, чем питается.) Можно ли соболя назвать всеядным? У соболя есть враги (медведь, лиса, волк, рысь). Но самый главный враг — браконьер.
Хорошо ли поступает браконьер, убивая животных и птиц? (Ответы детей.)

Игра «Собери картинку зверя» (разрезные картинки медведя и соболя).

Воспитатель:

Четвертая остановка — озеро. В сети нерпа.
Дети снимают сеть и освобождают нерпу.
Где она живет?
Чем питается?
Почему нерпу нужно охранять?
Какую книгу создали люди, чтобы все знали, что животное нуждается в охране? Почему она красного цвета?
Чем мы, дети, можем помочь животным и птицам?

Воспитатель:

Нам пора возвращаться. Кого мы встретим на пути? (Медведя и соболя.)
Отметим на карте, на какой остановке встретили какого зверя. (Дети на карте размещают картинки.)
Нарисуйте то, что вы увидели в путешествии (просмотр рисунков), индивидуально — продуктивная деятельность.

Сценарий «Путешествие по полярной звезде»

(для детей 5—6 лет)
Воспитатель: Т.В. Исакова

Оборудование:

1. Изображение созвездий Большой и Малой Медведицы (см. Приложение).

2. Символы: звездочки с цифрами (остановки путешествия).

3. Геометрические фигуры, палочки.

4. Листочки с вопросами.

5. Книга с рассказом «Ветер и солнце» — листы для изображения глав.

6. Цифры от 1 до 10.

Воспитатель:

Ребята, мы отправляемся с вами в необычное путешествие. С помощью чего можно отправиться в путь? (Ответы детей.)

Воспитатель:

Посмотрите, что сегодня в группе необычного? (Дети замечают звезды.) Кто из вас заметил в расположении звезд что-то знакомое? (Возможно, кто-то из детей вспомнит созвездие Малой и Большой Медведицы.)

Воспитатель:

Давайте соединим две крайние звезды тела Большой Медведицы линией, она укажет точно на полярную звезду, которая входит в созвездие Малой Медведицы.
Путешественники и мореплаватели держали курс по Солнцу, а ночью по Полярной звезде. Она всегда занимает одно положение на небосклоне.
Первую нашу остановку нам и покажет Полярная звезда. (Дети находят звезду под № 1 в пространстве.)
Какой вид транспорта нам понадобится, чтобы путешествовать по звездам? (Дети предлагают.)

Воспитатель:

Какой символ вы видите на нашей первой остановке? (Книга.) Что мы можем делать на этой остановке? (Ответы детей.) Сейчас я прочту вам текст, а вы разделите его на части — главы. (Коллективно обсуждают и делят на части.) Сколько получилось частей? (Договорились, что 3.)

Воспитатель:

А сейчас разделимся на 3 группы и нарисуем любую главу, какая вам интересна.

(Группы договариваются и рисуют.)

Воспитатель:

Отправляемся в путь и ищем нашу вторую остановку (звезда под № 2). Каков здесь символ? (Точка зрения.)
Мы попали в лес вопросов (если с листочками, в которых написан вопрос, дети снимают любой по желанию).

1. Во что складываются дни?

2. Какое время года идет на смену зиме?

3. Как день сменяет ночь?

4. Из чего делают сахар?

5. Назови соседей чисел 8, 9, 5 (и другие).

6. Из скольких частей состоит задача?

7. Почему шарик катится, а кубик нет?

Воспитатель:

Ищем звезду, третья остановка (звезда под № 3).
Какой здесь символ? (Знак вопроса, неизвестности.)
Что будет на этой остановке? (Дети отвечают — новое, неизвестное задание.)
Воспитатель предлагает несколько вариантов заданий, дети выбирают по желанию и выполняют:

1. Возьмите и отсчитайте 8 палочек. Используя дополнительно геометрические фигуры, составьте изображения предметов.

2. Отсчитайте 10 палочек. Вспомним персонажей сказки «Винни-Пух и все-все-все» — Пятачок, кролик, ослик; предметы: шарик, домик для пчел. Используя палочки и геометрические фигуры, составьте изображения.

3. На полянке 8 слонов. Возьмите синие и красные карандаши и раскрасьте слонов так, чтобы синих слонов было на два больше, чем красных. Если дети затрудняются с выполнением задания, воспитатель вносит пояснения. Вот сумма чисел: (4+5, 2+6, 3+5). Какие из двух чисел в сумме дают число 8? Какие в сумме дают меньшее или большее число, чем 8?

Воспитатель:

Возвращаемся из путешествия домой в город Садко. Вам было интересно путешествовать по звездам?
А как вы хотели бы путешествовать, мы узнаем по вашим картам, которые вы сделали с родителями дома. Покажите и расскажите, что у вас получилось?
Дети показывают свои карты: карта-маршрут от «дома до детского сада», «пиратские карты», «поздравительные карты» маршрута похода по лесу, парку, план своей комнаты, карта семьи.
В свободной игровой ситуации ребята предлагают друг другу путешествия по своим картам — индивидуально — продуктивная деятельность.

Сценарий «Путешествие по городу Улан-Удэ»

(с детьми 6 лет)
Воспитатель: Е.Г. Алексеева

Дети города Синди были на реальной экскурсии по городу Улан-Удэ и составляли карту. На остановках взрослые сфотографировали достопримечательности города. После экскурсии педагог спроектировал сценарий, где детям необходимо вспомнить и заполнить знаками карту-путешествие.

Оборудование: карта-схема без знаков (см. Приложение), знаки, фотографии, конструкторы.

Воспитатель:

Недавно мы с вами совершили экскурсию по нашему городу Улан-Удэ. А сегодня мы отправимся в воображаемое путешествие по тем местам, где мы побывали.
У нас есть схема, по которой мы путешествовали. Но сегодня в нашем воображаемом путешествии по городу Улан-Удэ мы будем использовать другую схему. Откуда мы начнем наш путь? (Из школы-сада.)
Каким значком обозначена школа-сад?
На какой улице находится школа-сад?
Что находится недалеко от школы-сада?
Итак, отправляемся в путешествие. (Можно использовать картонный автобус.)

Воспитатель:

На какую остановку мы приехали после того, как отправились в путь? Какой номер у этой остановки? (№ 2) Что на ней находится? (Дети рассматривают фотографию «Памятник строителям БАМа».) Как можно назвать по-другому этот памятник? (Скульптура.) Что строили эти люди? Какой характер у этих людей? Мы с вами рассмотрели памятник строителям БАМа. Каким знаком мы обозначим эту остановку? (Дети наклеивают на карту знак.)

Воспитатель:

Какая следующая остановка? (№ 3) Что находится между 2-й и 3-й остановками? Давайте рассмотрим схему. Между остановками находится мост через реку Уду. Наше путешествие продолжается, занимайте места.

Воспитатель:

Обратите внимание на Удинск ий мост. Какой красивый вид открывается с моста на наш город. Каким значком обозначена наша следующая остановка?
Что значит звездочка с горящим пламенем в центре? (Этим значком обозначаются памятники.) Где находится этот памятник? (На проспекте Победы.)
Как он называется? (Танк Т-34.)
Зачем строят памятники?

Воспитатель:

Обозначим эту остановку значком. Посмотрите на схему. Какая следующая остановка?
Как она обозначена? Что вы знаете о площади Советов? (Ответы детей.) Какой знак находится здесь? Что он означает?

Дети отмечают на карте очередной знак.

Воспитатель:

Продолжим наше воображаемое путешествие. Как обозначена наша следующая остановка? Был уже такой знак или нет? Что он означает?
Найдите на снимке тот, который соответствует этой остановке. Что изображено на снимке? (Два солдата.) Что делают эти люди? (Они защищают Родину.) Где находится этот памятник? (На Комсомольской площади.)
Что хотел сказать автор этого памятника? (Дети рассуждают.)

Воспитатель:

Какая следующая остановка? (Пустырь.) Нам нужно будет на этом пустыре что-то построить. Какие у вас будут предложения? Самый удачный проект будет отмечен гаммами (детской валютой). Выполним свои проекты, когда вернемся в свой город Синди.

Воспитатель:

Возвращаемся в школу-сад. Какие остановки мы будем проезжать второй раз? (Дети называют.)
А теперь сравним схему путешествия по городу на автобусе и схему воображаемого путешествия. Чем они похожи, чем они отличаются?

Воспитатель:

Вам понравилось наше путешествие по городу Улан-Удэ? Что понравилось? Что не понравилось? (Ответы детей.) Дети вернулись из воображаемого путешествия в
г. Синди. Сейчас вы сможете сделать свои проекты, чтобы застроить пустырь, который встретился в путешествии.

Дети строят из строительного материала проекты и рассказывают друг другу — индивидуально — продуктивная деятельность.

Сценарий «Сочинение сказки «Колобок» на новый лад»

(для детей 5—6 лет)
Воспитатели: З.И. Бельская, Т.А. Згуржак

Оборудование: план-карта (см. Приложение), игрушка колобок, «горка», герои в виде фишек, схемы слов, фишки для моделирования схемы слов.
Знак внимания. На столе лежит конверт. В конверте загадочная картинка «Колобок», выполнена по технологии ТРИЗ.

Воспитатель (В.): Из какой сказки этот герой? (Дети вспоминают сказку.)

В.: Ребята, вам нравится конец сказки? (Ответы детей.)

В.: Помогите сочинить сказку на новый лад. А какие герои будут участвовать в сказке, мы узнаем, если преодолеем все препятствия.

Педагог с детьми рассматривает план-карту (см. Приложение) и обращает внимание на закрытые фишки (героев сказки).

В.: Колобок покатился по дорожке.

Дети двигаются в соответствии с маршрутом карты.

Первое препятствие — упавшее дерево.

Как колобку преодолеть препятствие?
Кто поможет колобку убрать с дороги дерево? (Загадка про медведя.)
Почему медведь сможет помочь колобку? (Дети подбирают прилагательные: «сильный», «большой», «мощный», «дикий» — и другие.) Медведь поможет, если вы найдете домик для слова «медведь». Даны три схемы для слов (см. карту).

Идет поиск схемы для слова, каждый ребенок доказывает свой вариант.

В.: Почему ни одна схема не подходит к слову «медведь»? Сколько звуков в слове? Как мы составим схему?

Дети: Сколько звуков в слове, столько «окошечек». (Дети строят схему.)

В.: Помещаем первого героя на карту. А колобок покатился по дорожке дальше.

Второе препятствие.

Схема из 4-х звуков, второй звук гласный.

В.: Что мы видим на втором препятствии? Какой звук выделен? (Повторение гласных звуков.)
Давайте поможем колобку отгадать слово. Возле схемы на карте растет дерево калина. Слово «калина» отдает первый звук, а в схеме он последний. Какой звук? («К».)

Дети отгадывают героя и открывают фишку «волк».

Третье препятствие.

В.: Следующее препятствие — гора. (Дети с педагогом обыгрывают ситуацию, как колобок обойдет препятствие. Подбор глаголов — слов-действия: «подошел», «взошел», «обошел», «перешел», «сошел».)

Четвертое препятствие.

В.: Колобок покатился дальше, а навстречу ему неизвестный персонаж. Кто встретился Колобку, вы узнаете, если выполните задание. Название состоит из пяти звуков: первый звук согласный мягкий, третий и четвертый — согласные твердые. Возле схемы растет береза. Слово «береза» отдает первый звук. В схеме он первый. Какой это звук? («Б».) А подберезовик отдает последний, который в схеме четвертый. Какой звук? («К».) Дети отгадывают персонаж — это белка.

Пятое препятствие.

В.: Что мы видим на карте? (Река размыла дорогу.) Как колобку перебраться на другой берег (проблемная ситуация)?
Придумайте самое длинное слово, это будет мост через реку. (Дети придумывают.)
Вы помогли колобку перейти на другой берег.

Шестое препятствие.

Дана слоговая схема из 3-х слогов, ударный второй.

В.: Помогут нам отгадать героя деревья, которые нарисованы на карте. Ели отдают второй слог, а в схеме он будет первым. (Дети должны предположить, что это слово «лиса», но оно не подходит к схеме.)
Ребята, лиса в народной сказке какая? (Ответы.) Пусть в нашей сказке лиса не съест колобка, потому что если вы посмотрите на карту, то увидите: колобок после встречи с лисой продолжает свой путь. (Дети описывают характер лисы.)
Карта заканчивается знаком неизвестности. Герой, который встречает колобка, неизвестен. Придумайте сами конец сказки. (Дети рассказывают свои варианты конца сказки.)

В.: В роли кого вы сегодня были? (Ответы детей).

Индивидуально — продуктивная деятельность: во второй половине дня дети показывают свои сказки на фланелеграфе.

Сценарий «Полет на Неизведанную планету»

(с детьми 6—7 лет)
Воспитатель: А.Г. Епифанцева

Оборудование:

Схема маршрута, макет ракеты, украшения математической и космической символики, буквы-кубики (ш-к-о-л-а), письмо от инопланетян, конверты с заданиями, плакат, на котором изображены геометрические фигуры и линии, аудиокассета с космической музыкой, плакат с числами от 10 до 20 (пропуск 14, 16, 18), модель часов, пуговицы на картоне, листы бумаги, цветные карандаши, три торта (картины), условные обозначения, планшеты.

Ребята заходят в группу, где смоделирован космодром.

Воспитатель:

Ребята, мы с вами находимся на космодроме.
Готовы ли вы через несколько минут занять свое место в межпланетной ракете? Командир даст команду, и ракета стремительно понесет нас по просторам космоса к Неизвестной планете. (Приготовление к полету.)

Воспитатель:

Чтобы найти Неизвестную планету, нам инопланетяне отправили письмо с картой маршрута, где есть остановки с заданиями. За каждое правильное задание мы будем получать по букве. Из букв составим слово и узнаем, как называется Неизвестная планета.
Итак, вперед! 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 — старт! Летим на Неизвестную планету. (Звучит музыка.)
Закройте глаза и представьте себе, какие облака плывут по небу и на что они похожи. (Ответы детей.)

Воспитатель: Первая остановка.
Рассмотрите, что здесь нарисовано? (Геометрические фигуры, прямая и кривая линии, замкнутая и ломаная линии.) Дети рассматривают в течение 1 минуты, затем образец убирается. Ребятам предлагается нарисовать то, что они запомнили. Воспитатель предлагает вспомнить:
Сколько геометрических фигур?
Сколько линий прямых? Кривых?
Сколько углов у круга?
Сколько сторон у прямоугольника?
Как называется фигура, которая имеет 6 углов, 5 вершин, 5 сторон?
Вы все справились с первым заданием, а где же заработанная буква? (Дети ищут букву на остановке.) Заработана первая буква. Назовите ее. («Ш».)

Воспитатель:

На мольберте нарисованы знакомые вам знаки и числа. За 1 минуту вы должны определить, все ли числа от 1 до 20 нарисованы на этом плакате? Каких чисел не было? (14, 16, 18.)
Назовите соседей этих чисел.
Вы заработали и вторую букву. Назовите ее. («К».)

Воспитатель:

Летим дальше (дети садятся в ракету). Давайте вспомним, как мы на планете Земля определяли время? (Часы.)
А какие они бывают? Из чего состоят механические часы? (Циферблат, стрелка.) Попробуйте определить, который час (модель).
А есть ли часы на Неизвестной планете? Какие они? (Дети фантазируют.)

Воспитатель: Мы прибыли на вторую остановку.
Встаньте вокруг нашей ракеты. Сейчас я раздам вам «космические» пуговицы и вы попробуете их сосчитать (счет по осязанию).
А теперь каждый из вас нарисует отрезок, равный количеству «космических пуговиц».
Молодцы, вы заработали третью букву. Назовите ее. («О».)
Физминутка.

Воспитатель:

Ребята, вы не проголодались? Помните, в каморке папы Карло был нарисован очаг, на огне которого стоял котелок и варилось что-то вкусное? Когда Буратино хотел есть, он долго-долго смотрел на эту картину, и ему казалось, что голод отступал. У нас тоже есть почти такая же картина. Даже три картины. На каждой из них нарисован торт, который надо разделить на части.
1-й торт на 2 равные части,
2-й торт на 4 равные части,
3-й торт на 6 равных частей.

Каждый ребенок выполняет задание самостоятельно.

За это задание вы получаете еще одну букву. («Л».)

Воспитатель:

Отправляемся дальше к новой остановке. (Воспитатель с детьми садятся в ракету.)
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера?
А какой будет завтра?
Сколько дней осталось до выходных?
Какое сейчас время года?
Какой месяц?

Воспитатель: Третья остановка «Неизвестная планета».У нас не хватает одной буквы. Какое будет следующее задание? Нужно будет нарисовать жителей «Неизвестной планеты». Придумайте их сами. (Дети рисуют.) Молодцы, а вот и последняя буква! («А».) Давайте соберем все буквы и узнаем, как называется Неизвестная планета.

Дети читают: Ш-к-о-л-а.

Воспитатель:

Имя Неизвестной планеты — Школа. Именно на этой планете вы скоро все окажетесь. Там вы много узнаете, поумнеете и повзрослеете и вернетесь на большую землю образованными людьми.
Ну а теперь пора возвращаться домой, где вы нарисуете, в какой школе вы хотели бы учиться.

 

Рейтинг@Mail.ru