Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2003

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Студент в детском саду

«Кадры решают все. Но откуда взять кадры?»
Этот вопрос не раз поднимался в наших разговорах с заведующими различных регионов России.
Очевидно, что главным «поставщиком» кадров должны были бы являться педагогически ориентированные средние и высшие учебные заведения страны. А увидеть нынешнего студента в деле руководители дошкольных учреждений могли бы в период прохождения учащимися педагогической практики.
Потому-то очередной «круглый стол» «Московского клуба заведующих» и был посвящен теме «Педагогическая практика в детском саду». На нем присутствовали и «заезжие» гости — заведующие из г. Магадана Ольга Пастюк и Наталья Зеленская, группа заведующих из г. Электросталь во главе с методистом отдела ведомственных ДОУ Ниной Рычажковой, а также постоянный участник наших педагогических дебатов Баатр Егоров, научный сотрудник Института дошкольного образования и семейного воспитания.
Мы предполагали, что разговор пойдет, как обычно: заведующие обрисуют круг проблем, связанных с данной темой, выскажут свое мнение по наболевшим вопросам и поделятся опытом.
Но проблемы оказались настолько больными, а опыт настолько противоречивым, что наш «круглый стол» напоминал не продуктивную беседу, а вопли тяжелобольного.
К тому же обсуждение проходило во время студенческих каникул. Поэтому сами студенты постоять за себя не могли (или не захотели?). Отдуваться за все неудачи высших и средних учебных заведений пришлось Татьяне Семеновой — руководителю педагогической практики Московского педагогического колледжа № 15. Она единственная откликнулась на наше приглашение и приняла все удары раздосадованных заведующих на себя.
А заведующие так раскипятились, что в полемическом задоре порой забывали представляться. Поэтому некоторые реплики репортажа будут отмечены как «Голос из зала».
Итак… В течение пяти минут после объявления темы участники обсуждения сидели, насупившись и глядя в стол. Затем, не выдержав молчания, подала голос самая смелая из присутствующих…

Елена РОМАНЕНКОВА, заведующая ДОУ № 89:

Говорить первой всегда нелегко. Особенно на больную тему. Может, и не с этого надо было бы начинать… Но нашему детскому саду в скором времени — и не в первый раз — предстоит принимать студентов на практику. И вот с какой «забавной» проблемой мы столкнулись.
Педагогический колледж, с которым мы сотрудничаем уже несколько лет, объявил об изменениях в своем учебном плане. В этом году, сказали нам, колледж интересуют только логопедические группы. Они пришлют студенток только туда.
Мы им говорим: «Помилуйте! Это что за положение? А массовые группы вас почему не интересуют?» Не интересуют.
У них, видите ли, студентки получают специализацию — «воспитатель логопедической группы». А почему они все хотят такую специализацию получить? Да потому что в логопедической группе детей меньше. (Ну, и функции более сложные, более разнообразные.)
В колледжах сейчас еще одна специализация появилась — «воспитатель группы кратковременного пребывания».
Студенты туда прямо-таки рвутся: там ведь нагрузка на воспитателя совсем другая!

Елена БАЗАЛЕНКО, заведующая ДОУ № 249:

Да просто они детей боятся, эти студенты педагогических колледжей. Вот и не идут в массовые группы. А в младшие группы — и подавно.
Преподаватели колледжей должны были бы хоть беседы с ними проводить: воспитатель начинается в общении с ребенком.
Студенты же думают, что они педагогами станут, если теоретический курс прослушают. Теорией, правда, они владеют. И раньше мы могли наладить удобный взаимообмен: студенты приносили в детский сад свои новые по сравнению с имеющимися у работающих воспитателей теоретические знания, а мы обучали их практическим приемам работы с детьми. В первую очередь с детьми ясельных групп. Я давно заметила: те студентки, которые сумели в ясельках поработать, в детском саду удержатся. Они детей бояться не будут. А другие, которые носы не хотят вытирать, те так на теоретическом уровне и останутся. Воспитателей из них не получится.

Марина КОСОВА, заведующая ДОУ № 1803:

А я с чем сталкиваюсь? Приходит ко мне на работу выпускница колледжа. Не просто выпускница — с красным дипломом. И что я обнаруживаю? Практических навыков работы с детьми — ноль. А гонора — хоть отбавляй. Родители на нее жалуются, методист жалуется, сменный воспитатель жалуется. А она, вместо того чтобы опыта набираться, тут же в институт поступает. «Думаете, — говорит, — я воспитателем пахать буду? Я заведующей стану!» Какая из нее заведующая, когда она не понимает, что такое «режимный момент»? И это не единичный случай. Многие заведующие скажут: выпускник педагогического колледжа не готов к сегодняшним требованиям детского сада. Он не умеет работать ни с детьми, ни с родителями.

Марина АРОМШТАМ, главный редактор газеты «Дошкольное образование»:

Коллеги! Мне кажется, наш разговор принял прямо-таки обличительное направление. Но кого и в чем мы обвиняем? Если под «сегодняшними требованиями» детского сада мы понимаем умение работать за низкую зарплату без сменного воспитателя и без няни, вряд ли можно вменить студенту в вину то, что он не умеет и не хочет это делать. И вряд ли педагогический колледж должен этому учить. Что касается гонора студентов, то, возможно, за этим кроется нечто иное. Например, столкновение женщин разных поколений. Не секрет, что женщины средних лет достаточно ревниво относятся к молодым: их раздражают привлекательность юности, манеры, стиль поведения. И так было всегда. Я помню эпизод из своей педагогической жизни, когда к нам в школу после университета пришла молодая девушка, филолог по образованию. Она, я думаю, не предполагала быть учителем, так как училась в университете, а не в пединституте. Но в те времена все выпускники вузов должны были отработать по распределению три года. И она по распределению попала в школу — в качестве учителя русского языка и литературы. Курировала группу «русистов» учительница в летах, которую, я думаю, и в молодости-то нельзя было назвать красавицей. Так эта «наставница» просто «чморила» новенькую (простите за жаргонное слово, но оно очень точное) — жить ей не давала. Молодая не то что учила не так, но и двигалась не так, говорила не с теми интонациями, и ногти у нее были слишком длинные. «Как можно, — вопрошала заслуженная дама, — с такими ногтями писать на доске? А входить в класс с распущенными волосами?» Волосы и ногти были притчей во языцех на всех педсоветах, во время учительских бесед на переменах. А молодая учительница была очень грамотной и к детям относилась с любовью. Через год она организовала в школе литературный театр. Но ногти ей все равно не простили. Так может, во многих конфликтах между практикантками или выпускницами и педагогами со стажем замешаны женские мотивы? А, может, некоторые заведующие не любят людей с собственным мнением?

Голос из зала:

Когда студентка приходит к детям в очень короткой юбке, в которой она не может наклониться, потому что при наклоне у нее обнажается все, что возможно и нельзя, это не женский конфликт. Это вопрос профессиональной этики!

Ольга БОЙКО, заведующая детским садом № 1755:

Мы готовы относиться к студентам с душой. Но они у нас не остаются не по нашей вине. Просто зарплаты у нас слишком низкие.
А если девочка еще и специализацию получила — психолога ли, социолога, — она будет искать себе более престижную работу. Вот почему они уходят. Возможно, при социализме что-то было не так. Но это правило — в течение трех лет отработать свое бесплатное образование в государственном вузе или колледже — было хорошим. Оно позволяло нам решать кадровые проблемы. И многие девочки за это время могли бы привыкнуть и приобрести вкус к работе. Возможно, они бы и остались.

Голос из зала:

Тот, кто не хочет работать в педагогике, никогда не будет работать хорошо. А будет вести себя так, чтобы от него попытались избавиться.

Марина АРОМШТАМ:

Вряд ли можно требовать возврата к системе распределения. Она не укладывается в принципы и законы рыночной экономики. Но раз такой вопрос поднимается, значит, нужда в студентах все-таки есть, сколько бы претензий к ним не накопилось. Быть может, детские сады могли бы более эффективно использовать саму ситуацию педпрактики. Ведь это пусть и временный, но приток «рабочей силы». Мне кажется, пришло время предоставить слово представителю колледжа.

Татьяна СЕМЕНОВА, преподаватель педколледжа № 15, руководитель педагогической практики:

Я чувствую, что у заведующих много претензий к колледжам. Я готова объяснить позицию преподавателей колледжей и ответить на вопросы.

Марина АРОМШТАМ:

Татьяна Анатольевна! Не беритесь отвечать за всех, а то вас просто съедят. Лучше расскажите о том, как организуется педагогическая практика для студентов вашего учебного заведения.

Татьяна СЕМЕНОВА:

Сначала я хочу ответить на некоторые прозвучавшие здесь реплики, чтобы потом о них не забыть. Они, честно говоря, задевают.
Во-первых, о коротких юбках и внешнем виде. Перед выходом на практику все наши студенты проходят инструктивное совещание. Мы объясняем студентам ситуацию: «Детки маленькие, вам придется наклоняться. Учтите это обстоятельство. На работе предпочтительны обувь на невысоком каблуке или на танкетке и брючки». До сих пор нам не приходилось краснеть за своих студентов.
Во-вторых, практика в ясельных группах на сегодняшний день не предусмотрена программой нашего колледжа. Это было связано с резким сокращением групп для малышей в детских садах. Специфика работы в яслях требует особой подготовки, которую мы нашим девочкам не даем. Так что их отказ совершенно правомерен: их этому не учили.
В-третьих, о подготовке наших выпускников. На выпускных экзаменах у нас обычно присутствуют представители всех пяти московских педагогических вузов. И все высоко оценивают уровень наших студентов. Что касается практических умений, я должна сказать, что завидую нашим студентам. Сама я в колледже не училась — сразу поступала в педагогический институт. Так вот, я должна сказать, что студенты нашего колледжа получают гораздо более мощную практическую подготовку, чем студенты вуза. Мы, безусловно, знакомим наших учащихся с режимом дня и с особенностями режимных моментов. На летнюю практику они выходят с целым пакетом самодельных дидактических игр. Они знают несколько видов кукольного театра. Кроме того, они владеют самыми разнообразными предметными методиками: о многих работающие воспитатели даже не слышали. Они знают современные программы работы в детском саду. И каждая студентка, кроме общей педагогической подготовки, имеет еще и специализацию. Это может быть психология, изодеятельность, народное творчество, физическое воспитание и т.п. Педагогический колледж тоже должен заботиться о своем престиже. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы учиться у нас было интересно и чтобы наши студенты имели веер возможностей по окончании учебы.
Для прохождения практики мы выбираем лучшие детские сады — те, что являются экспериментальными площадками, где реализуются интересные программы, где, безусловно, укомплектован штат. Мы считаем, что имеем на это право, потому что не хотим, чтобы нашими студентами «затыкали дыры»: они должны учиться педагогике, методике, а не выполнять черную работу, в процессе которой они научатся только унижаться.
Почему наши девочки не остаются в детских садах?
Потому что часто обнаруживают, что все то, чему их учили, все то богатство, которым они владеют, абсолютно не затребуется там, куда они приходят на работу.
Мы, например, учим их, что прогулка состоит из пяти частей: наблюдение, труд, индивидуальная деятельность, подвижная игра, сюжетно-ролевая игра. А на месте обнаруживается: выносного материала нет, игровой площадки нет, и все их умения никому не нужны. Что должен чувствовать молодой воспитатель?

Любовь ГУЖОВА, заведующая ДОУ № 1729:

Слушаю я все, что тут говорится, и представляю себе картинку: приходит на практику молоденькая девочка. И так она в себе не уверена. И так ей все с трудом дается. (Чего греха таить: в педколледжи идут не самые сильные ученики школы! Красные дипломы — это не правило, а исключение.) А здесь ее встречают суровые лица заведующей, методиста, воспитателей. Они к ней готовы придираться по мелочам, каждый промах оценивать со всей строгостью. А ее бы надо поддержать, ободрить. Глядишь — ей и понравится работать. А еще она наших воспитателей чему-нибудь научить сможет. Им-то ведь некогда за развитием науки следить — дети и родители одолели! А ее, девочку, три года уму-разуму учили. Так мы ей поможем научиться с детьми управляться, а она нас с теоретическими новинками познакомит. Вот и получается, что практика нужна и студентам, и работникам со стажем. У студентов тоже многому научиться можно.

Ольга БОЙКО:

Это правда. Практиканты очень тщательно готовятся к занятиям — часто лучше, чем постоянные воспитатели. А уж как прогулки проводят! Как они играют с детьми! Они из всего делают радость. Дети очень любят студентов. Студенты им ближе. Если воспитатель воспринимается как мама, то студент — это брат или сестра. С братом или с сестрой всегда играть веселей.
Что касается теории, в нашем детском саду так прямо и заведено: практиканты делятся своими знаниями с нашими педагогами. Что такое курс повышения квалификации для воспитателей? Чаще всего способ корочку получить. А студенты, они же свеженькие! Все педагогические новинки им известны.

Марина АРОМШТАМ:

Ваше выступление прямо-таки перевернуло мой взгляд на педагогическую практику. Я полагала, что практика — это возможность для студента поработать рядом с мастером, перенять его педагогические приемы, проанализировать его манеру общаться с детьми, научиться некоторым тонкостям.
А в реальности оказывается, что свеженькие, здоровенькие студенты, обученные новым педагогическим технологиям, оказываются источником повышения квалификации для бедных «зачуханных» воспитателей. Все перевернулось с ног на голову.

Татьяна ЛЕСНИКОВА, заведующая ДОУ № 35 г. Электростали:

Знаете, дело не в том, что колледжи плохо готовят студентов. Я думаю, их хорошо готовят. Но эти студенты похожи на обильно начиненный, но закупоренный сосуд. Как свое богатство употребить, они не знают. И если мы показываем, что и нам до этого богатства дела нет, то оно так при нем и останется. Не откроется сосуд. Тут, как к лампе Аладдина, нужно волшебные слова подобрать. И разрешить что-то свое пробовать. Предоставить человеку право на методическую ошибку. Ведь с точки зрения традиционной методики ход молодого специалиста может быть ошибкой, а если свободно на этот ход взглянуть, окажется, что это и есть новация. И помогать придумывать надо, придумывать.
Это ведь так интересно!

Евгения ИВАНОВА, заведующая ДОУ № 2332 г. Зеленограда:

А я думаю, что многое в жизни выпускников педколледжей зависит от того, какие у них были преподаватели. Сумели их зажечь или нет.
Я вот сейчас в буквальном смысле пожинаю плоды своей работы в колледже. Так получилось, что я сначала в колледже преподавала, а потом взяла детский сад. Так из двенадцати воспитателей детского сада восемь — выпускники моего колледжа. Если у меня какие претензии возникали, девочки мои резонно мне отвечали: «Так это вы меня так научили!» Но я очень довольна своими воспитанниками. Сегодня все они имеют высшую квалификационную категорию. Пятеро пошли учиться в институт.
Но брала я на работу не всех. И главным критерием, конечно, было вовсе не наличие красного диплома. Пусть эта девочка пишет не блестящие конспекты, пусть вовремя не сдает работы. Но — вижу — пришла на работу, а там няня заболела. Так она без слов косыночку повяжет, халатик наденет — и на кухню. Обед принесет, деток накормит, ласково с ними поговорит. Так это же главное! Значит, ей в жизни садика никакие трудности не страшны будут. Важно, чтобы дети к ней льнули, чтобы она их любила.

Нина РЫЧАЖКОВА, методист, г. Электросталь:

Вот это высказывание в самую точку! Действительно, важно, к какой заведующей придет студентка на практику, у какого воспитателя учиться будет. Но если нет в ней любви к детям, ты хоть всеми теориями ее нафаршируй — толку не будет.
Ну а почему на работу девочки в конкретном детском саду не остаются? Потому что чувствуют, как к ним относятся. Ведь бывает, что учить их никто ничему не собирается (а ведь практика именно для этого нужна!), просто используют их, чтобы воспитатели передохнули да с детьми не возились. Это студентов очень обижает. А они между собой все обсуждают. И за каждым детским садом определенная слава закрепляется.

Елена ТРЕБУХИНА, заведующая ДОУ № 255:

Я думаю, что определяющую роль в судьбе выпускника педагогического колледжа или института играет микроклимат того учреждения, куда он попадает. Если в детском саду дружный, сработавшийся коллектив, объединенный творческой деятельностью, этот коллектив будет стимулировать человека к работе, к поиску, рождать в нем желание состояться.

Ольга ПАСТЮК, заведующая ДОУ № 13 г. Магадана:

Вы знаете, есть еще один аспект встречи с молодым специалистом. Я работаю заведующей уже десять лет. Команда у меня сработавшаяся, дружная. Но в этом году я взяла к себе на работу свою дочь: она закончила психологический факультет Магаданского университета. И что же? Первое, что она сказала: «Вы все делаете не так!»
Десять лет назад я была так рада встрече с молодежью! Я ее понимала. А нынешнее поколение совсем другое. И я чувствую, что немного побаиваюсь их — их манеры поведения, их взглядов на жизнь. Но я, в то же время, готова у них учиться.

Наталья ЗЕЛЕНСКАЯ, заведующая ДОУ № 2 г. Магадана:

У меня в детском саду работают педагоги, в большинстве своем имеющие многолетний стаж. Но у нас практика так организована, что они принимают студентов с удовольствием. В начале мы всегда знакомим практикантов с детским садом и с педагогами. Потом проводим «круглый стол», на котором педагоги рассказывают о себе, а студенты — о себе. Тут же они могут друг другу задавать вопросы.
А затем мы подбираем студентов и наставников друг к другу — по принципу обоюдной симпатии и психологической совместимости.
Что же касается выпада против студентов, что они с родителями не умеют работать, так давайте откровенно признаемся: и нам это непросто дается. Почему же мы должны бросать студента-практиканта и даже молодого специалиста на эту амбразуру? Здесь все карты в руки опытному воспитателю: он и родителей этих знает, и приемы общения уже освоил.

Ольга ПАСТЮК:

Я хочу добавить еще одну деталь к картинке педагогической практики. Действительно, мы стараемся придерживаться принципа психологической совместимости между студентом и воспитателем, когда отправляем практикантов в группы.
Но наши студенты имеют возможность выбирать себе и образовательные учреждения. В течение года, предшествующего практике, наши студенты посещают все детские сады, в которых они могут практиковаться. У них, таким образом, складывается картина специфики дошкольного образования Магадана. Например, ко мне приходит группа студентов, которым я рассказываю о своем детском саде. Кто-то из них изъявит потом желание прийти ко мне на практику. А после практики кто-то обязательно захочет остаться работать. Возможно, это преимущества небольшого города.

Марина АРОМШТАМ: Но подобную систему в Москве, например, вполне можно реализовать на уровне округа.

Баатр ЕГОРОВ, научный сотрудник Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО:

Я бы хотел сказать пару слов в заключение «круглого стола». Конечно, основные кадры поставляют детским садам именно педагогические колледжи, а не институты. Вряд ли после окончания института человек пойдет работать воспитателем. Надо смотреть правде в глаза. Именно колледжи обучают профессии, профессиональным умениям и навыкам. И обучают неплохо. (Хотя требование к выпускникам уметь работать по дюжине программ мне кажется чрезмерным. Дай бог, чтобы человек вообще что-нибудь понял в педагогике к концу учебы.) А посему преподавателям колледжа при жизни надо ставить памятники, потому что они делают благое и очень трудное дело, от которого зависит вся система дошкольного образования. И, мне кажется, было бы нелишним в качестве поддержки колледжей организовать специальный педагогический конкурс для их студентов — по типу конкурса «Учитель года».

Марина АРОМШТАМ: Возможно, кому-нибудь из региональных управленцев, читающих нашу газету, эта идея придется по вкусу.
Мы же со своей стороны с удовольствием примем участие в ее реализации.

Уважаемые коллеги — преподаватели педагогических колледжей!

Мы готовы предоставить страницы нашей газеты для знакомства читателей с вашим опытом подготовки студентов. Присылайте нам свои материалы.
Не дожидаясь организации специального конкурса для студентов, газета «Дошкольное образование» объявляет конкурс на лучшую студенческую работу. Это может быть эссе на педагогическую тему, методическая разработка, сценарий праздника, конспект занятия, дидактическая игра или игрушка.
Лучшие работы будут опубликованы. А победители в качестве приза получат бесплатную полугодовую подписку на нашу газету.

 

Рейтинг@Mail.ru