Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2003

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

«Мужской» праздник?..

Как разговаривать с детьми о смысле праздника «День защитника Отечества»?
Об этом главный редактор «Дошкольного образования» Марина АРОМШТАМ беседует с Еленой ВОЛКОВОЙ, доктором психологических наук, профессором Института психологии из Нижнего Новгорода.

Е.В.: Я, как психолог, считаю, что любое действие педагога надо рассматривать с точки зрения его влияния на развитие личности. И если педагог решает как-то беседовать с детьми по поводу Дня защитника Отечества или готовит какое-то мероприятие, связанное с этим праздником, он в первую очередь должен задаваться вопросом: «Как данное событие скажется на развитии личности ребенка?».

М.А.: В разные исторические эпохи сочетание «развитие личности» наполнялось различным смыслом. А мы на своем веку пережили сразу несколько сменивших друг друга эпох — эпоху «застоя», эпоху «перестройки» и нынешнюю — «времена Владимира Путина». Старшее поколение застало еще и эпоху сталинизма и «оттепель».

Е.В.: С моей точки зрения, понятия, которыми оперирует «сегодняшняя эпоха» — такие, как «демократические ценности», «гражданское общество», «толерантность», — многое проясняют и ко многому обязывают. Педагог сегодня в первую очередь должен стремиться избежать словесной лжи, на которую дети очень чутко реагируют. Они не обязательно выдают эту реакцию здесь и теперь. Не обязательно даже, что они сформулируют свои чувства позднее. Но они, конечно же, реагируют глубоко внутри себя на слова авторитетного для них человека, если чувствуют, что это противоречит действительности. Переработка впечатлений очень сложный процесс. А словесная ложь появляется всегда, когда педагог рисует ребенку перспективу, не оставляющую выбора, ориентирует на жизненные задачи, которые не ставятся кем-то другим. Чтобы этого избежать, вектор деятельности педагога должен быть направлен на развитие у ребенка способности выбирать. Выбирать с малого возраста.

М.А.: Мне кажется, вы сформулировали необычайно важный для современного педагога принцип, поскольку учить ребенка делать выбор — главная педагогическая задача для тех, кто хочет воспитывать патриотически настроенных граждан.
Патриотические чувства, любовь к Родине — это важнейшая составляющая личности человека, во многом определяющая его гражданскую активность, его место в жизни, его стремление быть социально полезным. Но упрощение, уплощение понятия «патриотизм» чревато общественной катастрофой, крушением ценностей. Мы это уже переживали в эпоху «застоя». Патриотизм невозможно надеть, нацепить на ребенка сверху, как бронежилет. Его невозможно воспитать с помощью лозунгов и призывов, не подкрепленных личным опытом ребенка.
Ведь за действительным, реальным патриотизмом (а не за квасным: это слово еще в ХIХ веке употребляли) стоят прежде всего деяния, основанные на глубоком чувстве ответственности.

Е.В.: Деятельная ответственность за себя и за свое Отечество — вот основная характеристика настоящего патриота России.
А ответственность невозможна без сознательного выбора.
И потому, я думаю, раскрывая детям смысл такого праздника, как День защитника Отечества, сегодня нужно несколько иначе расставлять акценты, чем это делалось, например, во времена нашего детства.

М.А.: Раньше педагог во время праздника обращался к детям со сцены: «Взгляните на наших мальчиков. Это — будущие солдаты, будущие защитники Отечества. Они все пойдут служить в армию. И поэтому сегодня мы подарим им игрушечные сабли и пистолеты».
Эти сабли и пистолеты я очень хорошо помню. В школьные годы мы с девчонками ездили в магазин игрушек покупать для мальчиков подарки к «мужскому празднику».

Е.В.: Тогда эти пистолеты в большей или меньшей степени соответствовали действительности. В рамках советской идеологии между патриотизмом и военным патриотизмом стоял знак равенства. Это было наследие предвоенных, военных и послевоенных лет.
Но сегодня эти слова будут искажать смысл нашей политической реальности и противоречить как Конституции, так и президентской программе государственной безопасности.
Служба в армии, выполнение воинского долга (для того, кто этот долг на себя берет) связаны с необходимостью защиты государства от внешней угрозы. И эти функции — защита от внешних врагов, охрана государственных границ, служба Родине с оружием в руках — по старинке соединяются в нашем представлении с мужской доблестью.

М.А.: Но в президентской концепции безопасности государства вовсе не внешняя угроза стоит на первом месте. На первом месте стоят проблемы социальные: здоровье населения, беспризорщина, положение незащищенных слоев общества — инвалидов и стариков.
И, согласно нашей Конституции и принятому в прошлом году закону об альтернативной гражданской службе, человек может верой и правдой послужить своему Отечеству и без оружия в руках. Для работы с брошенными детьми и одинокими стариками (среди которых есть инвалиды войны и люди, пережившие концлагеря) нужно не меньше мужества, терпения и воли, чем для службы в армии.

Е.В.: Конечно, самоотверженная работа на этом поприще является не меньшим проявлением патриотических чувств, чем во время постижения военной науки. Только речь здесь идет не о военном патриотизме, а о гражданском. И я бы поэтому поостереглась нацеливать маленьких мальчиков на то, что их действительные мужские качества могут проявиться только на поприще военной службы, или на то, что служба в армии — обязательная и неизбежная для них перспектива (что сегодня опять-таки не соответствует действительности). Ведь если через много лет жизнь человека сложится так, что он по каким-то причинам (например, по оформившимся у него убеждениям, по болезни или из-за того, что решил посвятить себя науке) не пойдет служить в армию, укрепившееся в подсознании убеждение, что он не прошел «настоящее мужское крещение», может разрушительно сказаться на его личности и повлечь за собой самые непредсказуемые последствия.

М.А.: Кроме того, не следует забывать, что мы живем в эпоху, когда роль женщины сильно изменилась. Процент женщин, служащих сегодня в армии, достаточно высок. Тут можно и известный фильм вспомнить — «Солдат Джейн». Это, конечно, пока не наша реальность. Но у подростков образ женщины, добивающейся права служить в спецподразделении, пользовался необыкновенной популярностью. Можно предположить, что в будущем женщины будут если не оспаривать у мужчин пальму первенства на военном поприще, то по крайней мере и тут потребуют «равноправия».
А во время Великой Отечественной войны они доказали, что могут сражаться за Родину и с оружием в руках.

Е.В.: Поэтому вряд ли справедливо сводить празднование Дня защитника Отечества к восхвалению мужской доблести и мужских достоинств и обещать всем мальчикам, что в будущем они станут солдатами. В основе этого праздника лежит убеждение, что свою Родину надо любить и уметь служить ей. Служение это может проявляться в разных формах. И одна из них — одна, но не единственная! — это военное служение, равно возможное и для мальчиков, и для девочек.

М.А.: Мне кажется, что было бы правильно в этот день вспомнить тех, кто сражался в освободительных войнах против захватчиков и отдал свою жизнь за Отечество. Это могут быть мужчины и женщины, дети и пожилые люди, наши современники или люди, участвовавшие в легендарных событиях давно минувших дней. История обладает особым очарованием для ребенка, потому что на ней лежит налет сказочности. И она же заставляет его прорасти корнями в ту землю, ради которой жертвовали жизнью его предки.

Публикация статьи произведена при поддержке раллийной команды "Autogeneration". Посетив официальный сайт раллийной команды "Autogeneration", располагающийся по адресу http://auto-gen.ru, Вы найдете экстремальные подарки для мужчин. К Вашему вниманию представлены подарочные сертификаты, которые дадут возможность посетить занятия по экстремальному и спортивному вождению на профессиональных гоночных автомобилях. Удобный сервис, представленный на сайте раллийной команды "Autogeneration" и срочная доставка сертификатов по Москве и Московской области позволит совершить заказа, не покидая кресла за Вашим компьютером.

 

Рейтинг@Mail.ru