Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2003

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Родителт и воспитатели - два берега одной реки

В каком бы городе нашей большой страны мы ни оказывались и где бы ни предлагали педагогам поговорить по душам на особенно волнующую их тему, практически везде разговор заходил об одной и той же проблеме: «Детский сад и родители».
Почему проблема отношений педагогов с родителями своих воспитанников приобрела сегодня такую остроту?
Очень интересная и содержательная дискуссия состоялась у нас в Ярославле, куда мы отправились по приглашению городского Управления образования.
В беседе приняли участие заместитель начальника Управления образования г. Ярославля Игорь ГРИБКОВ, методист Городского центра развития образования Мария ГАЛЬПЕРИНА, заведующие и старшие воспитатели детских садов г. Ярославля.
Вела «круглый стол» главный редактор «Дошкольного образования» Марина АРОМШТАМ.

  • Семья — группа живущих вместе близких родственников.

  • Семьянин — человек, имеющий семью, а также глава семьи (устар.).

  • Семьянин — человек, обладающий качествами, необходимыми для семейной жизни.

(По словарю С.И. Ожегова) 

Итак, почему тема взаимоотношений педагогов дошкольных учреждений и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных?
Начал разговор Игорь Грибков.

Игорь Грибков, заместитель начальника Управления образования г. Ярославля:
Откуда, на мой взгляд, проистекает обозначенная проблема? На сегодняшний день мы имеем пакет нормативных документов, которые определяют отношения дошкольного учреждения и родителей. В этих документах четко обозначена новая по сравнению с предшествующими временами позиция: «Родители являются полноправными участниками образовательного процесса».
Это наши социальные заказчики. Дошкольное образование не является в нашей стране обязательной ступенью образования. Ребенок может посещать детский сад, а может не посещать. Наша задача — сделать так, чтобы как можно больше родителей захотели пользоваться нашими услугами. Детский сад создан для того, чтобы удовлетворять социальный заказ родителей.
Мы же, по большей части, к этому не готовы. Мы даже не всегда можем сформулировать для себя родительские требования. Отсюда и проистекают наши сложности.

Марина Аромштам:
Правильно ли я поняла из вашего выступления, что актуальность темы взаимоотношений педагогов и родителей в первую очередь обусловлена управленческими решениями, а не внутренними потребностями работников дошкольных учреждений? Согласно новой позиции, педагоги должны научиться выполнять все капризы родителей, которые теперь получили статус «социального заказа».

Мария Гальперина, методист Городского центра развития образования:
Разрешите, я отвечу. Весь прошлый год по заказу Управления образования я исследовала этот вопрос. На мой взгляд, появление нормативных документов не является единственным объяснением возникших у педагогов сложностей. Ведь что скрывать? Законы и инструкции мы не только выполняем, но и обходим, если они плохо согласуются с практикой. Давайте посмотрим на проблему со стороны родителей. Наши родители, особенно молодые, за редким исключением, с правовыми документами не знакомы и особой любознательности в этом отношении не выказывают. Зато они четко знают, что они самые главные фигуры по отношению к своему ребенку. Это знание, без всяких документов, разлито сегодня в воздухе. Это особенность времени. И родители приходят к нам с ощущением, что они сегодня имеют право очень многое решать.

Светлана Куличкина, психолог, школа № 49:
Раньше детский сад по отношению к родителям напоминал сберкассу. Родитель сдавал туда ребенка, ожидая, что получит его на выходе «с прибылью»: с развитой памятью, с развитым мышлением, готового к школе. Но тем не менее эта государственная «сберкасса» была единственным местом, куда он мог поместить ребенка. Сегодня же перед родителями открывается веер возможностей: если папа неплохо зарабатывает, мама может и дома посидеть; семья может нанять гувернантку, определить ребенка в частную группу, в эстетическую школу и тому подобное.
Вариантов много. Детский сад оказался в состоянии конкуренции с другими формами воспитательных услуг. И поэтому его отношение к родителям изменилось: к ним теперь нельзя относиться пренебрежительно или свысока. Нельзя хлопать перед ними дверью: они повернутся и уйдут, а детский сад останется без детей. Детский сад сегодня заинтересован в родителях, как в потребителях своих услуг, как в «клиентах».

Марина Аромштам:
В предыдущих выступлениях, на мой взгляд, прозвучали две важные мысли. Первое: проблематика взаимоотношений педагогов и родителей возникла в результате смены идеологического курса. В доперестроечные времена господствовало представление о примате коллективного воспитания. Считалось, что главной воспитательной силой по отношению к детям является коллектив, существующий в рамках образовательного учреждения. Ребенок осваивает социально-нравственные законы, приобретает духовные ориентиры, в первую очередь в детском саду и в школе. Семья же — это дело десятое. Сегодня коренным образом изменился взгляд на семью. Был провозглашен и зафиксирован в нормативных документах приоритет семьи в воспитании ребенка. И это коренным образом изменило ситуацию взаимоотношений между родителями и детским садом.
С другой стороны, в период перестройки казавшаяся такой устойчивой система дошкольного образования стала разрушаться под влиянием новых рыночных отношений. Чтобы выжить, детские сады вынуждены были принять новые условия игры.
Означает ли это, что сегодня их политика должна строиться аналогично политике магазина, бани или парикмахерской — учреждений, которые традиционно принадлежат к сфере услуг?

  • В семье не без урода.

  • Семейный горшок всегда кипит.

  • В семье и каша гуще.

Светлана Астафьева, начальник Отдела развития дошкольного и общего среднего образования Департамента образования г. Ярославля:
Детский сад сегодня действительно должен учиться существовать в условиях рынка. Семья действительно является социальным заказчиком образовательных услуг. Но и государство предъявляет нам свои требования. Государству небезразлично, какого ребенка мы воспитываем. Поэтому в нашей стране существуют академии и научно-исследовательские институты, которые финансируются государством и разрабатывают образовательные программы для наших учреждений. Есть сеть учебных заведений, готовящих специалистов для детских садов.
И нам нужно научиться вести грамотную политику, которая бы сочетала интересы родителей и интересы государства.
Кстати, родителей сегодня интересует, по какой программе работает тот или иной садик. Они хотят иметь информацию о тех детских садах, которые могли бы впоследствии обеспечить их ребенку поступление в элитные школы.

Марина Аромштам:
Конечно, если родитель предполагает, что его ребенок будет учиться в школе развивающего обучения, и в соответствии с этим подыскивает малышу садик, ориентированный на программу Эльконина — Давыдова, этот родитель отличается высокой осведомленностью в программах. Если при этом он еще и способен учитывать возможности своего сына или своей дочки — интеллектуальные, физические, эмоциональные… А по этим позициям родители часто расходятся в своем мнении с педагогами. Что же все-таки кроется за утверждением «Родитель — социальный заказчик»? Что он может и чего не может диктовать?

Маргарита Плескевич, методист Дзержинского РОНО г. Ярославля:
К сожалению, так называемый «социальный заказ» наших родителей ограничен некоторым «джентльменским набором»: музыка, хореография, иностранный язык. Иногда сюда еще включают бассейн. Это не социальный заказ. Это дань моде. А вот что такое «группа здоровья», наши родители понятия не имеют. Они абсолютно безграмотны в психолого-педагогическом отношении. Поэтому помочь им сформулировать действительный социальный заказ должны мы. В этом заключается наша просветительская задача.

Марина Аромштам:
Получается, то, что мы называем социальным заказом, может противоречить установкам педагогического коллектива, взглядам педагогов на закономерности развития детей.
Но наиболее успешными оказываются как раз те сады, которые этими установками могут поступиться и удовлетворить потребности родителей в «джентльменском наборе».

Ольга Засухина, заведующая детским садом № 140:
Я думаю, что во главу угла работы дошкольного учреждения должен быть поставлен не социальный заказ, а совместные с семьями наших воспитанников усилия по созданию единого пространства развития ребенка.
У нас, например, детский сад компенсирующего вида. Не все родители бывают довольны, когда их направляют к нам. Многие хотели бы водить малыша в сад для «нормальных» детей — так они сами формулируют свой протест. И тут на меня ложится громадная ответственность: я должна убедить родителя в преимуществах посещения нашего садика, должна ему рассказать, чему ему, родителю, потребуется научиться, чтобы своему ребенку помочь, и что мы вместе в этом направлении можем сделать.

Ирина Радостина, заведующая детским садом № 185:
Сложность ведь в чем заключается? Родители хотят видеть своего ребенка самым лучшим, самым талантливым, самым перспективным. Это, с одной стороны, правильно. С другой стороны, если родитель не видит проблем ребенка, он не будет помогать в их решении. Наша задача — показать родителю, в чем проблемы у его малыша.

Ирина Крупко, старший воспитатель детского сада № 101:
Почему обязательно проблемы? Это могут быть особенности в развитии, связанные, например, с одаренностью детей. У нас в детском саду есть общественная родительская организация «Ради детей». С ее помощью мы создали в садике две группы «Одаренный ребенок».

Вера Лохматикова, заведующая детским садом № 87:
У нас тоже есть общественная организация — попечительский совет. Только состоит он из родителей детей, имеющих задержку психического развития.
Скажу честно: никакого социального заказа у наших родителей нет. У них часто и веры в будущее нет. И наша главная задача — вовлечь их в работу с детьми, чтобы эффективнее осуществлять коррекционную работу. Вот мы и объясняем терпеливо: «Семья и дошкольное учреждение — это два берега одной реки. И надо если не свести их вместе, то хотя бы сократить между ними расстояние, чтобы можно было взаимодействовать».

Слово «супруг» — то же, что «муж». В словаре С.И. Ожегова имеет пометку «устар.» — устаревшее. Здесь же сообщается, что слово это теперь употребляется либо в официальной речи, либо в просторечии, либо с ироническим оттенком.
Слово «супруг» имеет тот же корень, что и слово «упряжь». Исконное значение слова — «пара в одной упряжке». Прежде всего имеются в виду волы. Сначала по отношению к семейной паре слово «супруги» употреблялось в переносном смысле. Но со временем закрепилось в языке именно в этом значении.
И хотя сегодня оно постепенно вытесняется из языка, некий глубинный смысл за ним остается: муж и жена — как пара волов в одной упряжке.

(По книге В. Колесова «История русского языка в рассказах»)

Марина Аромштам:
Здесь, на мой взгляд, мы затрагиваем очень важные проблемы. Чтобы налаживать отношения «двух берегов», мы должны иметь некоторое представление о том, что такое семья и что мы понимаем под «работой с семьей». Это словосочетание звучит довольно часто.

Мария Дозорова, старший воспитатель детского сада № 222:
Что такое семья? В самом звучании слова кроется его смысл. Под словом «семья» мы понимаем семь самых близких ребенку людей: мама, папа, две бабушки, два дедушки. И он сам. Вот вам и семь «я».

Марина Аромштам:
А если в семье нет бабушек и дедушек? Или, как это частенько бывает, и папы нет? Что тогда?
Если мы исходим из того, что семья — это «комплект» из семи человек, и выстраиваем методику работы на этом основании, мы можем сильно просчитаться.

Светлана Куличкина:
Я — психолог. И мне постоянно приходится сталкиваться с этим вопросом: что есть семья в представлении ребенка. Иногда ребенок включает в состав семьи брата мамы, иногда ее «друга», иногда — кота. Как ребенок представляет себе свою семью, такая она и есть.
Что касается взрослых, то они дают различные определения. Одни считают, что семья — это референтная группа, другие по старинке называют семью «ячейкой общества». А один папа недавно сказал так: «Семья — это контракт, заключенный при рождении ребенка и длящийся вечно».

Ольга Ваханова, специалист по дошкольному образованию Департамента народного образования г. Ярославля:
«Семь я» — это идеальный образ. На сегодняшний момент на этом не стоит сосредотачиваться. Важно не количество «я». Важно само «Я». «Я» ребенка. Проблема же, на мой взгляд, заключается в том, что значимость и содержание семейного воспитания по-разному понимаются самой семьей и детским садом.
Коллеги все время повторяют: «Мы специалисты. Мы знаем, как надо. Мы научим родителей, чего они должны желать». Родитель, конечно же, не имеет специального образования. Он часто действует интуитивно. Он не хочет отдавать ребенка в специализированный детский сад. Он прав.
По-своему прав. Такая его позиция осложняет нашу жизнь, но не отменяет его правоту. Вера в силы ребенка, в его нормальность иногда значит не меньше, чем умение «видеть проблемы».
Отсюда и понимание «работы с семьей». Нам надо учиться не работать с семьей, а понимать семью. Семью каждого воспитанника, ее особенности, движущие силы, проблемы. Это самое сложное направление в работе детского сада. Но без этого понимания мы никуда не продвинемся.

Марина Аромштам:
Может, тогда лучше говорить не о работе с семьей, а о взаимодействии с семьей? Ведь когда мы смело заявляем, что будем формировать социальный заказ, что знаем, как и для чего «работать с родителями», мы сразу занимаем по отношению к ним определенную позицию: позицию «над». За такими утверждениями стоит уверенность, что родители заведомо ниже педагогов по культурному уровню и по уровню психолого-педагогической осведомленности. А это не всегда соответствует действительности. Более того, родители могут активно протестовать против «работы» с ними. Однажды, еще в начале своей педагогической деятельности, я попросила родителей заполнить невинную, на мой взгляд, анкету. Но один папа задал мне резонный вопрос: «Быть может, я не хочу, чтобы вы обо мне знали лишнее. Ваше дело — работать с моим ребенком, а не со мной».

Елена Круглова, заведующая детским садом № 16:
На первых порах сопротивление со стороны родителей есть почти всегда и в любом детском саду. Причин тому много: прежде всего недостаток информации о детском саде, о педагогах.
Нет информации — нет заинтересованности в детском саде. Нет заинтересованности — нет мотивации к взаимодействию.
Один папа мне тоже сказал: «Я вам дочь отдал, делайте, что хотите». Я ему: «И удочерить могу?» Он очень корректно отвечает: «Крайностей не надо». Поговорили. Но обычно в семье всегда найдется человек, наиболее близкий ребенку, способный уделять ему время, участвовать в его делах. Вот через него и надо искать путь к семье. И здесь надо быть очень осторожным. Один неверный шаг — и человек начнет тебя сторониться. Не только тебя, но и своего ребенка.
У нас в саду используется методика, позволяющая выстраивать отношения с родителями. В ней несколько этапов. Первый — «Давайте познакомимся!». На этом этапе мы знакомим родителей с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом и раскрываем перед ними возможности совместной работы.
Второй этап — «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются уже активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.
Третий этап называется «Давайте узнавать вместе». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка.
Мой опыт свидетельствует о том, что такое поэтапное введение родителей внутрь педагогического процесса дает стопроцентные результаты в налаживании отношений.

Людмила Соколова, заведующая детским садом № 187:
Мы пошли по другому пути. На наш взгляд, родитель должен знать, что мы можем предложить его ребенку и как это происходит. Поэтому мы у себя организовали адаптационные группы, куда малыш приходит вместе с родителем. Родитель присутствует в группе, видит, как педагог занимается с его ребенком и с другими детьми. Это одновременно и информирование, и обучение.
Для нас же важно не только сообщить родителю о том, что мы хотим делать с его ребенком, но и узнать, чего он от нас ждет.
Некоторые родители предпочитают сами заниматься с малышом, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки.

Наталья Белохвостова, заведующая детским садом № 39:
Не только педагоги оценивают уровень и осведомленность родителей, но и родители оценивают педагогов. Чем выше интеллектуальный уровень родителей, тем требовательнее они к интеллектуальному уровню воспитателя. Таким родителям бесполезно рассказывать о богатых возможностях детского сада, если педагог при этом говорит «транвай» и «ложить». Никакого взаимодействия эти родители не захотят. Но и обратная ситуация — когда интеллектуальный уровень воспитателя намного превосходит культурный уровень родителей — к добру не приведет. Общего языка не выработается.

Марина Аромштам:
Здесь мы затрагиваем очень скользкую тему: как в этом случае нужно формировать группы? Как подбирать педагогов для работы в группах? И действует ли сегодня — пусть негласно — сословный принцип в выборе родителями дошкольного учреждения? Сегодня, пожалуй, мы эту проблему не осилим.

Галина Васильева, главный специалист по дошкольному образованию Управления образования мэрии г. Ярославля:
Я бы хотела взглянуть на проблему взаимоотношений педагогов и родителей со своей колокольни — управленческой. Мне по долгу службы часто приходится выслушивать жалобы родителей. Вот одна мама, психолог, просит, чтобы ее ребенка не сажали на занятия. По ее мнению (обратите внимание: профессиональному мнению), ребенку эти занятия не нужны. Ему нужно общение. Можно ли сказать, что это социальный заказ? Безусловно.
Другой родитель говорит: «У моего ребенка проблемы с засыпанием, и ему трудно утром рано вставать. Я хочу приводить его в детский сад к 10 часам». Заведующая встает на дыбы: у нее в саду режим! Она мне начинает рассказывать, что у нее реализуется программа оздоровления и дети по часам пьют травяные настои. А если родитель не хочет, чтобы ребенок пил эти настои? Имеет полное право.
И заведующая должна адекватно на этот заказ (отрицательный) реагировать. А посмотрите, какая ситуация с кружками у нас возникает! В детском саду открываются кружки, о которых родители ничего не знают. Открываются по какому принципу? Исходя из запросов родителей? Нет, из возможностей воспитателей. Умеет какая-нибудь воспитательница макраме плести, открываем кружок «Макраме». И воспитатель отводит детей в этот кружок, хотя родители его об этом не просили. Такого, безусловно, быть не должно.
С другой стороны, формировать родительский спрос на образовательные услуги, конечно, надо. С чего такая работа начинается? Со знакомства с официальным документом. Документ этот самой жизнью подсказан. Это договор между детским садом и родителями. Надо учиться грамотно его составлять. И в этом договоре должны быть учтены пожелания родителей: освобождение от занятий, свободный режим и т.п.
Наша стратегия должна заключаться в индивидуализации отношений с семьей. Тогда и наша ситуация в целом будет налаживаться.

 

Рейтинг@Mail.ru