Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2003

ШКОЛА ЗАВЕДУЮЩИХ

Детский сад глазами родителей

(результаты психологического опроса)

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями — достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Хотелось бы остановиться на том, как видят детский сад родители, в какой роли они себя реально ощущают.
Опросы родителей были проведены в январе 2001 года в восьми детских садах, расположенных в разных районах города, в них приняли участие 313 человек.
Цель опроса — выяснить, каким образом осуществляется взаимодействие детского сада и родителей с точки зрения последних.
Задачи опроса:

— выяснить мнение родителей о том, насколько выполняются их пожелания и требования;
— узнать, как родители оценивают работу детского сада;
— выяснить, с какими документами, регламентирующими работу детского сада, знакомы родители;
— уточнить реальные формы включения родителей в деятельность ДОУ;
— выяснить, как осуществляется просвещение родителей;
— узнать, осуществляют ли работники детского сада обратную связь с родителями;
— выяснить, насколько значимым считают родители дошкольное образование и какую роль они играют во взаимодействии с дошкольным учреждением.

Вот некоторые результаты опроса.

Прежде всего следует отметить, что по мере формирования отношений между двумя сторонами (в данном случае это детский сад и семья) они начинают играть определенные роли. И очень важно, чтобы эти роли были закреплены формально (например, договором). Родители — первые и главные педагоги для ребенка, основная сторона, представляющая его интересы, — должны играть роль заказчика образовательных услуг, представляемых детским садом.
Преемственность воспитания в семье и в детском саду должна быть реальной. С этой точки зрения родители имеют полное право знать, что происходит с их ребенком в ДОУ, на каких принципах строится там воспитание, и, конечно, должны быть знакомы со всеми основными документами, касающимися работы детского сада.
Из тех детских садов, где мы попросили родителей припомнить документы, с которыми их когда-либо знакомили, только в одном ДОУ родители назвали: Устав (70%), Конвенцию о правах ребенка (20%), лицензию (15%). В этом же детском саду 95% родителей подписали договор.
Но есть и другие данные. В одном из детских садов участники опроса не вспомнили ни одного документа, а договор подписали 20% родителей.
В большинстве учреждений, где проходил опрос, родители имеют представление о том, по какой программе работает детский сад, в который ходит их ребенок, но в двух (из восьми) садах большая часть родителей (45 и 70%) ничего не слышали об образовательной программе.
В такой ситуации ни о партнерских отношениях, ни об отношениях «заказчик — исполнитель» при взаимодействии детского сада и семьи говорить не приходится.

Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они — главный источник информации о ребенке, о деятельности учреждения, от них родители получают (или не получают) психолого-педагогическую информацию. Таким образом, именно на них лежит основная ответственность.
Других работников педагогического коллектива родители встречают редко или не видят совсем (об этом говорят данные опроса).
Есть детские сады, где родители знакомы только с воспитателями и заведующей (ей подавали заявление о приеме). Возникает вопрос: почему специалисты, по роду своей деятельности владеющие массой информации о возрастных особенностях, об основных педагогических аспектах воспитания, о методах развития ребенка, не делятся своими знаниями с родителями?
Как может осуществляться преемственность образовательно-воспитательного процесса в детском саду и семье, если родители не в курсе, чем занимаются с ребенком психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, инструктор по изо, хореограф и т.д.? Опрос показал, что, как правило, родители имеют представление о наличии специалистов в детском саду, но этим их знания о деятельности специалистов и ограничиваются.

Следующий момент, на который хочется обратить внимание, — занятия и «задания на дом».
В половине детских садов из тех, где проведен опрос, большая часть родителей считает, что детям явно не хватает развивающих занятий в разных областях. Мы не ставили целью своей работы проверить качество и количество развивающих занятий. Но, безусловно, родители должны знать, сколько и какие занятия проводятся с их ребенком, какие образовательные, воспитательные, развивающие задачи на этих занятиях решаются.
Что касается «заданий на дом», то в некоторых детских садах, где прошел опрос, родители заявили: их детям задают учебные задания (чтение, письмо, математика). Однозначно: никаких учебных «заданий на дом» быть не может, даже в первом классе школы домашние задания строго запрещены.
Другой важный вопрос — диагностика. В последнее время проведение диагностики разного типа (педагогической, медицинской, психологической) широко распространено.
Но диагностирование должно быть вызвано только реальной необходимостью, при этом должны использоваться только научно обоснованные, отработанные методы в строгом соответствии с возрастными нормами. Самое главное, что родители обязательно должны быть предупреждены о проведении диагностики, знать, каковы ее цели и задачи, дать свое согласие (в письменной форме) на участие в ней ребенка, должны быть ознакомлены со всеми полученными результатами. Опрос показал, что не все родители имеют представление о диагностической работе в саду.

Для работы с родителями по этому вопросу хорошо использовать родительские собрания. Во время собрания специалист, намечающий проведение диагностики, должен объяснить, в чем ее суть, в чем необходимость, а родители, которые принимают решение об участии их ребенка, если они согласны, ставят свою подпись в заранее заготовленном бланке, подтверждая таким образом свое положительное решение. На этом же собрании оговариваются срок и форма представления результатов.

Чтобы понять, каковы реальные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, мы спросили родителей о том, зачем они приходят в детский сад (исключая моменты, когда приводят и забирают детей). Большинство ответили, что прежде всего они приходят на родительские собрания, затем — на утренники и праздники, а третья, основная, причина посещения — оказание хозяйственной помощи. То есть в настоящий момент принципиально новых форм взаимодействия практически нет. Значит, надо максимально использовать старые формы, не оставляя попыток создавать новые.
Согласно результатам опроса, родители в большинстве своем понимают значимость собраний. Они хотят получать на них новую информацию о своем ребенке, решать вместе с педагогами актуальные проблемы воспитания, получать новую психолого-педагогическую информацию. Следовательно, нужно удовлетворить запрос родителей, дать им ту информацию, которую они хотят, решать те проблемы, которые для них важны.
Можно говорить о том, много или мало мероприятий устраивается в детском саду для родителей, но, если не спрашивать их мнения о том, что происходит, они никогда не почувствуют себя равноправной стороной, а уж тем более заказчиками на деятельность сада. В пяти детских садах из восьми, участвовавших в опросе, от 55 до 65% родителей отметили, что сотрудники ДОУ интересуются их мнением о проделанной работе. Значит ли это, что оценка остальных детские сады не интересует? Осуществление обратной связи в разных формах полезно и для той, и для другой стороны. Педагоги при этом получают руководство к действию, а родители еще раз задумываются о воспитании ребенка, о проблемах дошкольного учреждения.

Родителям был предложен вопрос: «Пойдут ли они в детский сад в случае возникновения трудностей в воспитании ребенка дома?» Задан он был для того, чтобы понять, каков реальный авторитет конкретного дошкольного учреждения (его педагогов) в глазах родителей. Результаты получены очень разные: в одном из садов 97% родителей обратятся за помощью в случае педагогических проблем в детский сад, а в другом — только 50%. Сравнив эти цифры, сразу можно сделать вывод о том, где авторитет педагогов в родительской среде реально существует.
Если у педагогов как профессионалов авторитета нет, родители в такой сад не пойдут. Это объясняет, почему в один сад отдают детей, а в стоящий рядом — нет.

Родители прекрасно понимают сложности, связанные с недостаточными материальными и финансовыми условиями, в которых работают дошкольные учреждения. Тем не менее по нашей просьбе они высказали замечания и предложения по улучшению работы детского сада. Наиболее распространенное пожелание — увеличить количество развивающих занятий по разным направлениям (интеллектуальному, физическому, творческому) и улучшить их качество. Следующее предложение — увеличить количество занятий со специалистами, снизить возраст детей, с которыми занимаются специалисты (и с психологической точки зрения это очень верно). И, наконец, многие родители в разных детских садах заявили, что им не хватает общения с педагогами, а следовательно, информации. Безусловно, для эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями следует учитывать их запросы.
Чтобы понять, насколько значимым для ребенка считается дошкольное образование, родителей попросили сравнить воспитательный процесс в садике и школе. Однозначных ответов получено не было. В основном родители отметили разницу в режимных моментах, в требованиях к ребенку. Анализируя эти данные, вновь приходится обращаться к вопросу об информации, о просвещении. Кто, как не работники детских садов, объяснит родителям важность дошкольного образования?

В трех детских садах родителям был задан экспериментальный вопрос: «Ощущаете ли вы себя заказчиком на образовательные услуги, предоставляемые ДОУ?» Вопрос вызвал легкое недоумение. Только в одном саду большинство родителей ответили «да». В двух других — «конечно, нет».
Устный и письменный опросы поставили еще одну проблему. Для того чтобы быть «заказчиком», надо уметь грамотно формулировать свой заказ. Большая часть родителей не знает своих прав, не имеет достаточных педагогических и психологических знаний. Они понимают, что являются первыми и главными воспитателями и учителями, но, строя взаимоотношения с детским садом, они чаще идут от интуиции, чем от знаний. Дать им эти знания, кроме работников ДОУ, некому.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Мария ГАЛЬПЕРИНА,
методист-психолог ГЦРО, г. Ярославль

Рейтинг@Mail.ru