Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2003

ВКЛАДКА

Прогулки по зимнему саду

Сборник занятий

Составлен на основе конкурсных материалов

ЭКСКУРСИЯ В ЗИМНИЙ САД

(Занятие для детей от четырех лет)

Цели:

— показать детям разнообразие растений, их зависимость от среды обитания;
— рассмотреть различную форму листьев, стеблей;
— закрепить правильные приемы ухода за растениями, воспитывать бережное отношение к раcтениям, желание и умение ухаживать за ними.

Материалы: игрушка-сорока, аквариум с водорослями, фартуки, палочки для рыхления, лейки, опрыскиватель.

Словарь: водоросли, монстера, джунгли.

ХОД ЭКСКУРСИИ

Воспитатель: Дорогие дети, к нам в гости прилетела удивительная птица. Отгадайте, кто это? «Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы».

Появляется сорока.

Сорока:

Я — сорока-белобока,
Прилетела издалека,
Целый свет я облетала,
Очень многое узнала.

Воспитатель: А что же интересного ты увидела?

Сорока: Побывала я на Севере, где холодно и снежно почти круглый год, и в жарких степях, в пустынях и тропических лесах.

Воспитатель: Что же ты клевала, чем питалась во время своих путешествий?

Сорока: Семенами растений. Везде, во всех странах есть растения, только они разные. На Севере растут растения, которые не боятся холода. Листочки у них мелкие и жесткие, чтобы не замерзнуть. В джунглях всегда тепло и влажно, поэтому растения вырастают больших размеров и с крупными листьями.

Воспитатель: А у нас, сорока, в детском саду тоже есть место, где много разных растений со всех уголков Земли. Это зимний сад. Мы приглашаем тебя в гости.
А вот и наш зимний сад. Как здесь легко дышать! Это потому, что растения очищают воздух. А как красиво! Пройдемся по зимнему саду и полюбуемся свежестью, разнообразием и красотой растительного царства. В нашем саду собраны растения из разных стран, но только таких, где всегда тепло. Вот розан из Японии, кактус из мексиканской пустыни, а вот монстера из джунглей Южной Америки. Обратите внимание на их листья, стебли. Попробуйте рассказать, выбрав самое приглянувшееся вам растение, чем отличаются его листья, стебли по размеру, цвету, форме.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Листья у всех растений различные, но роль у них одна. Какая?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А теперь поиграем в игру.

Дидактическая игра «Найди знакомые растения»

Среди живых растений или их изображений на картинках дети должны выбрать те, названия которых им известны.

Воспитатель: Посмотри, сорока, у нас в зимнем саду есть еще одно удивительное место. Это уголок водной стихии. Заглянем в аквариум. Посмотрите, в воде также живут растения. Их называют водорослями. Я еще раз произнесу это слово медленно: «во-до-рос-ли». Может, вы догадаетесь, из каких частей это слово состоит и почему растение так называется?

(Ответы детей.)

Воспитатель: В воде аквариума растут водоросли, они выделяют в воду кислород, которым дышат рыбки. Без водорослей рыбки задохнутся. Водоросли так привыкли к воде, что просто жить без нее не могут; выньте их из воды, и они погибнут, засохнут.
Что еще интересного вы заметили в зимнем саду?

(Ответы детей.)

Воспитатель: А тебе, сорока, понравился наш зимний сад?

Сорока:

Много стран я облетела,
Посмотреть на мир хотела —
Джунгли, степь и воды,
Чудеса природы.
Ну а здесь волшебный сад
Радует ребятам взгляд,
В нем на удивленье
Разные растенья.
Красотою сада
Любоваться рада.
Но пора прощаться,
В лес свой возвращаться.

Воспитатель: Спасибо, сорока, за добрые слова, прилетай к нам еще.
Дети, как вы думаете, а нужны ли растениям зимнего сада наши доброта и уход?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Зимний сад отличается от обычного сада тем, что здесь не идут дожди, не дуют ветры и солнце не такое яркое. Растения могут погибнуть без нашей заботы. Поухаживаем за растениями. Надеваем фартуки.

Вопросы детям:

1. Как можно ухаживать за растениями?
2. Как определить, нужен ли им полив?
3. Как правильно поливать?
4. Зачем рыхлить землю?
5. Как правильно рыхлить?
6. Когда нужно опрыскивать растения?
7. Любит ли растение купаться?

Уход за растениями.

Воспитатель: Посмотрите, как ожили и зазеленели растения! Они очень благодарны вам за то, что вы потрудились, ухаживали за ними. Я думаю, они с нетерпением будут ждать, когда вы снова придете к ним в гости.

Педагоги детского сада № 50 «Жар-птица»,
г. Новокуйбышевск, Самарская область

КАК БАБА ЯГА ЦВЕТОК УТАЩИЛА

(Игровое занятие для детей от четырех лет)

Под музыку входит Аленушка.

Аленушка: Ребята, вы меня узнали? Меня зовут Аленушка, я пришла к вам в гости из сказки. Я так люблю играть с ребятками! А вы хотите со мной поиграть?
Как хорошо у вас в саду, как много разных игрушек! И так много зелени, цветов! А у вас есть любимый цветок?

Дети: Бальзамин.

Аленушка: А сейчас он цветет?

Дети: Цветет!

Дети хотят показать Аленушке свой любимый цветок, но вместо него находят на тумбочке скомканный листок бумаги. Развернули — портрет Бабы Яги.

Аленушка: Ребята, так это, оказывается, Баба Яга побывала у вас и цветочек унесла. Он, наверное, ей очень понравился. Но она ведь даже не знает, как нужно ухаживать за цветами. Наш цветок может погибнуть! Нужно найти и проучить Бабу Ягу! Ребята, вы знаете, где живет Баба Яга?

Дети: В сказке!

Аленушка: Вы хотите отправиться со мной в сказку? Чтобы попасть в сказку, мы должны превратиться в сказочных героев. Давайте зайдем в волшебный круг. В нем происходят разные чудеса. А теперь закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Появляется корзина.

Аленушка: Что это? Вот так чудеса! Что же в ней? (Маски.) Вот мы с вами сейчас превратимся в сказочных героев и отправимся в сказку к Бабе Яге выручать наш цветок! А теперь превращайтесь скорее в сказочных героев.

(Дети по желанию выбирают маски.)

Аленушка: Чтобы оказаться в сказке, скажем волшебные слова:

«Круг волшебный, покрутись,
Скорее в сказке окажись!»

Дети повторяют. Звучит таинственная музыка.

Аленушка: И вот мы в сказочном лесу!

Дети разглядывают лес и подходят к избушке Бабы Яги.

Аленушка: Здравствуй, Бабушка Яга!

Баба Яга: Ты зачем ко мне пришла, кого с собой привела?

Аленушка: Друзей.

Баба Яга: Вы, наверное, ребята — поросята?

Дети: Нет!

Баба Яга: Вы, наверное, ребята — котята?

Дети: Нет!

Баба Яга: Вы, наверное, ребята — цыплята?

Дети: Нет!

Баба Яга: Кто же вы тогда?

Дети по просьбе Аленушки представляются в роли лисичек, зайчиков, ежиков, мишек, белочек (например: «Я — Лиса, всему свету краса!»).

Баба Яга: А это кто такой кругленький, румяненький (нюхает) и пахнет вкусно?

Ребенок: Я — Колобок!

Баба Яга: Колобок, колобок, я тебя съем!

Ребенок:

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от зайца ушел,
И от медведя ушел,
И от тебя тоже убегу!

Колобок убегает, а Баба Яга бежит за ним, потом начинает искать всех детей, которые прячутся у нее за спиной.

Баба Яга: Всех поймаю-догоню!.. Все куда-то разбежались... (Баба Яга плачет от досады.) Какая я несчастная, никто меня не любит, никто со мной не дружит. Все меня дразнят и боятся.

Аленушка: Баба Яга, да ты же сама виновата! Ребята, скажите Бабе Яге, почему ее никто не уважает.

(Дети поют потешку про Бабу Ягу.)

Дети:

Баба Яга плачет:
«Что же мне делать?»
Баба Яга, тебе нужно
Изменить свое поведение!

Аленушка: Ребята, какой должна стать Баба Яга, чтобы ее все любили?

Дети: Доброй, честной, веселой, заботливой!

Баба Яга: Хорошо, я обязательно стану такой. Добренькой-предобренькой! Я так рада вас видеть! А зачем же вы пришли ко мне?

Аленушка: Верни, пожалуйста, цветок, который ты взяла без спроса в детском саду у ребят.

Баба Яга: Знать не знаю, ведать не ведаю, какой такой цветок вы ищете. Не брала я, не брала.

Аленушка: Ты же обещала стать честной.

Баба Яга: А разве я обманщица?

Аленушка: Конечно, ты ведь говоришь неправду.

Баба Яга: Простите, простите, что я вас обманула. А как называется ваш цветок?

(Дети отвечают.)

Баба Яга: Расскажите мне о цветке.

(Дети называют части растения, описывают листочки.)

Баба Яга: Мне ваш цветок тоже нравится, пусть он у меня остается. Я буду на него любоваться.

Аленушка: Да ты ведь ухаживать за ним не умеешь.

Баба Яга: А разве за ним ухаживать нужно?

Дети: Да!

Баба Яга: А я не умею, не знаю, как нужно, да?

Аленушка: Ребята, давайте научим Бабу Ягу.

Баба Яга: Мне так интересно посмотреть, как нужно ухаживать за цветами.

На столе стоят два цветка. Два желающих ребенка рыхлят землю.

Баба Яга: Что вы делаете и для чего?

Дети поливают свои цветы.

Баба Яга: Да, мне, пожалуй, и не справиться с этим. То ли дело вот эти (показывает на полянку) — сами растут, цветут, и дождик их поливает. Уж больно вы любите свой бальзамин с цветочками-огонечками. Ладно, забирайте, но на прощание песенку мне оставьте «про солнышко».

Дети поют песню, прощаются и уходят.

Педагоги младшей группы О.АКОУЛДИНА и Н.ЧЕРНОВА,
старший воспитатель Надежда ПОПОВА,
детский сад № 1 «Сказка»,
г. Полярный, Мурманская область

КРАСАВИЦА ПУСТЫНИ — ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА

(Занятие для детей от пяти лет)

Цели:

— Сформировать представление о природной зоне африканской пустыни.
— Познакомить детей с растением — финиковой пальмой.
— Научиться определять связь строения тела с естественной средой обитания.
— Дать знания о значении финиковой пальмы для людей, живущих в пустыне.
— Вызвать у детей желание самим вырастить растение из косточки.

Предварительная работа:

Наблюдение и уход за растениями пустыни — кактусами.

Материалы:

— репродукции картин «Караван в пустыне Сахара», «Оазис в пустыне», «Сбор фиников»;
— финики;
— косточки финиковой пальмы (предварительно замоченные в кипятке на ночь);
— земля, горшочки, лейка с водой;
— растения — финиковые пальмы.

Предварительная работа: занятие на тему «Домашнее животное верблюд». Рассматривание картинок: «Растения африканской пустыни», «Животные пустынь».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Рассматривание картины «Караван в пустыне Сахара».

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по африканской пустыне.

Солнце — как будто желток на бумаге.
Желтые горы, пески и овраги.
Гордо верблюды идут вдалеке,
Как корабли по песчаной реке.

Воспитатель: Скрипит ритмично песок, чуть стучат привязанные котелки, и караван раскачивающихся верблюдов медленно движется гуськом в слепящем свете солнца. Даже привыкшие к зною «сыны пустыни» погонщики-арабы перестают свистеть на своих тростниковых флейтах. Но вдруг верблюды вытягивают шеи и, радостно пофыркивая, начинают бодро бежать: впереди, на краю горизонта, появляется синяя точка — оазис!

Рассматривание картины «Оазис в пустыне».

— Эта картина называется «Оазис в пустыне». Как вы думаете, что такое оазис? (Это место, где растут деревья и есть источник воды.)
— Кто знает, как называются деревья, которые растут среди сыпучих песков? (Это пальмы — деревья, которые растут в пустыне.)
— Расскажите, как выглядит пальма? (Дети описывают внешний вид пальмы, как они ее себе представляют.)
— Как вы думаете, почему верблюды радостно побежали к пальмам? (Потому что в оазисе есть источник воды.)

Чтение отрывка из поэмы Лермонтова «Три пальмы»:

Вот к пальмам подходит, шумя, караван,
В тени их зеленой раскинулся стан.
Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей.

Воспитатель: Жители пустыни, арабы, говорят о финиковой пальме так: «Царица оазиса купает ноги свои в воде, а прекрасную голову — в огне солнечных лучей».

Воспитатель: Как называются плоды финиковой пальмы? (Финики.) Финики — важный продукт для жителей пустыни.

На тарелке лежат фрукты. Детям предлагается найти среди них финики.
Рассматривание и угощение финиками детей (какого они цвета, формы, что внутри финика, какой он на вкус).

Воспитатель: Финики можно есть в свежем, сушеном и вареном виде. Из них пекут хлеб, делают финиковый мед, вино. Финиками кормят верблюдов, лошадей и даже собак.
— Как вы думаете, что произойдет, если посадить косточку, которую мы нашли внутри финика, в землю?
— У нас в зимнем саду растут две финиковые пальмы. Они выросли из косточек. Одной пальме два года, а другой уже 10 лет. Найдите эти пальмы в зимнем саду.
— Наши пальмы еще молодые. Ствол у них короткий и тонкий.
— Хотите ли вы вырастить свою пальму?
— Что для этого нужно приготовить? (Семена-косточки, горшочки с грунтом, воду для полива, инструменты.)
— Как вы будете сажать косточку? (Надо посадить в лунки по одной косточке и засыпать их землей.)

Дети приступают к работе.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы косточка проросла?

(Надо поливать, ставить посевы в теплое место.)

Домашнее задание:

1. Длительное наблюдение. Кто первый заметит ростки, должен сказать об этом.

2. Зарисовки в календаре наблюдений.

Лариса ЖУКОВЕЦ,
эколог детского сада № 109 «Гусельки», г. Братск

ЗЕЛЕНАЯ СЛУЖБА АЙБОЛИТА

(Занятие для детей от пяти лет)

Цели:

— Закрепить умение детей по внешним признакам растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода.
— Уточнить представление о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.
— Воспитывать интерес к уходу за комнатными растениями.

Материалы:

— кукла Доктор Айболит;
— большая игрушечная грузовая машина с зелеными крестами, в кузове — мешочек с хорошей землей;
— чемоданчик доктора, в котором находятся палочка для рыхления, пульверизатор, рецепты, пакетики или пузырьки с удобрениями, ножницы, коробка с толченым углем.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад приехал Доктор Айболит из «Зеленой службы». Он ходит по группам и проверяет состояние зеленых пациентов — комнатных растений. Смотрит, как они себя чувствуют: кто здоров, кто болен, выясняет, как дети ухаживают за растениями.

Раздается стук в дверь, въезжает машина с Айболитом.
Воспитатель приветливо встречает его, предлагает детям сесть на стулья, разыгрывает диалог с Айболитом, который спрашивает, есть ли в группе растения, что дети делают с ними, знают ли они, что растениям необходимо для жизни, что разным растениям нужно разное количество воды и света.

Айболит: Апрель — это разгар весны. Растения чувствуют, что увеличивается день — стало больше света. В них пробуждаются новые силы, они начинают расти, а некоторые дают бутоны — зацветают. В это время всем комнатным растениям необходимы хорошие условия: за зиму они истощились, и им нужны подкормка и новая земля, в которой много питательных веществ.

Все вместе осматривают каждое растение по очереди (растения находятся на их обычных местах). Айболит осматривает растение со всех сторон, оценивает его общее состояние, обнаруживает недостатки «здоровья», ставит диагноз и назначает лечение, если это требуется. Айболит постоянно обращается к детям («Как называется это растение? Как вы думаете, оно хорошо себя чувствует или неважно?» и т.д.), а также проговаривает вслух все свои действия и оценки («Посмотрим с другой стороны», «Посмотрим на корни», «Да оно себя неважно чувствует — вытянулось, бледное, листочки редкие, света ему не хватает, надо ставить на солнечное место» и т.д.).
Каждому растению выписывается рецепт, в котором указывается то, что надо сделать, чтобы помочь ему. Рекомендации Айболита должны быть приготовлены заранее.

Айболит: Посмотрим на это растение. Как оно называется? Верно, бальзамин. Его еще «огоньком» прозвали, а некоторые люди зовут его Ванькой мокрым. Как он себя чувствует? Кажется, неважно: стебли вытянулись, листьев мало — почти все опали, цветов совсем нет. Конечно, его надо лечить, омолаживать. Но я забирать его в зеленую больницу не буду, вы его вылечите сами. Выпишем ему следующий рецепт. (Воспитатель приготовился записывать, просит детей запоминать, чтобы они помогли ему все правильно записать.) Бальзамин любит свет, тепло, много воды, не любит очень больших горшков и не любит стоять в тесноте — ему нужен простор. Пишите: «Обрезать все веточки, оставив «пеньки» в 5—7 см. Присыпать их углем, чтобы не попала инфекция. Каждый день опрыскивать, на солнце и сквозняк не ставить. Помните: ему сделана операция, он болеет, относиться к нему надо бережно. Верхушки обрезанных черешков поставьте в воду. Когда у них появятся корни, посадите их в чистые небольшие горшки.
Вот еще один бальзамин, но выглядит он совсем по-другому: пышный куст, много листьев и цветов. Это вполне здоровое и красивое растение — ведь оно у вас стоит на светлом месте, но не на сквозняке, отдельно от всех растений, его никто не задевает, вы его хорошо поливаете. Сейчас, весной, его надо подкармливать. Пишите: «Сделать крепкий питательный раствор: одну столовую ложку сухих минеральных удобрений (достает пакетик с удобрениями) развести в пол-литре воды. Этот крепкий раствор пусть стоит отдельно. Из него надо брать по одной чайной ложке и разбавлять в пол-литре воды, которой поливать бальзамин. Подкармливать один раз в неделю после полива».
А это растение — пушистое, красивое. Как оно называется? Правильно, аспарагус. Как же оно себя чувствует? Посмотрим на него со всех сторон. Вот пожелтевшие веточки, их не много. Растение здорово. Пишите: «Срезать пожелтевшие ветки. Опрыскивать из пульверизатора один раз в неделю, в яркие, солнечные дни — каждый день. Не пересаживать. На прямое солнце не ставить. Один раз в две недели подкармливать питательным раствором».
Вот еще аспарагус (Шпренгера), только выглядит он по-другому. Посмотрим, как он себя чувствует. Ветки очень длинные, у основания голые, горшок маленький — наверное, весь заполнен корнями. (Снимает горшок со стены и, постучав по нему палочкой со всех сторон, освобождает ком земли, осматривает корневую систему.) Выписывайте рецепт: «Обрезать длинные ветки, куст разделить на два и посадить в два горшка в новую землю. Притенять от солнца, опрыскивать ежедневно, хорошо поливать».
Таким образом, Айболит осматривает с детьми все растения, определяет по внешним признакам их состояние, недостаток условий, дает рекомендации по содержанию каждого. Если обнаруживается больное растение (с вредителями), Айболит просит поставить его на машину — он увезет его в больницу для специального лечения, изолирует, чтобы не заразились другие растения.
Уходя и оставляя рецепты, землю, удобрения, Айболит говорит: «Выполняйте все мои назначения, через одну-две недели я к вам приеду снова, посмотрю, как себя чувствуют ваши зеленые питомцы. До свидания».

Педагоги детского сада № 13,
пос. Дунай Приморского края

БЕГОНИЯ - ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

(Занятие для детей от пяти лет)

Цели:

— Закрепить знания детей о разновидностях бегонии (крапчатой, лотосовидной, вечноцветущей), об основных частях растений и их функциях.
— Закрепить умение устанавливать связи между состоянием растения и условиями среды.
— Закрепить навыки рисования комнатного растения по памяти.

Оборудование и материалы:

— декорации и костюмы в соответствии с сюжетом занятия,
— волшебная палочка,
— головоломки,
— термос с водой,
— модели,
— бумага, карандаши,
— большой конверт.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятия проходят в музыкальном зале. Три девочки в костюмах бегоний уже ожидают ребят. Ребята и воспитатель входят в музыкальный зал.

Воспитатель: Ребята, в нашем уголке природы есть три вида бегонии. Давайте вспомним, как они называются.

Дети: Бегония крапчатая, бегония лотосовидная, бегония вечноцветущая.

Воспитатель: Верно. Кстати, посмотрите, а вот и они. (Указывает на девочек-растений. «Бегонии» закрыли лица руками и тихонько всхлипывают.)

Воспитатель: Дети, мне кажется, что у наших бегоний не все в порядке, что-то они скучные и невеселые. Давайте-ка спросим их, о чем они так тоскуют.

(Ребята спрашивают у бегоний, что с ними случилось.)

Бегонии: Мы давно не были на своей родине, и воспоминания о ней навеяли на нас грусть и тоску.

Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, откуда бегонии родом?

Дети: Из Южной Америки и Азии.

Воспитатель: А какой там климат (погода)?

Дети: Там круглый год тепло: зимой не очень холодно, а летом не очень жарко. Достаточно влаги, так как часто выпадают дожди.

Дети замечают, что бегонии успокоились, но вид у них все еще печальный.

Воспитатель: А знаете, ребята, я вам забыла рассказать одну историю. Сегодня, когда я шла на работу, я заглянула в почтовый ящик и нашла там письмо для наших бегоний. Родственники приглашают их в гости и даже прислали волшебную палочку. В том, что она волшебная, можете не сомневаться. Я уже несколько раз загадывала желания, и они исполнялись. Правда, некоторые исполнялись не совсем так, как я просила. Ну что, рискнем? Тогда закрываем глаза, считаем обратным счетом от 10 до 0, я взмахну палочкой, и мы должны оказаться на родине бегоний.

Дети считают. Воспитатель взмахивает палочкой, гаснет свет, слышится частый звук металлофона. Затем звучит музыкальный фрагмент «Метелица» из сказки «Снежная королева», и ребята оказываются на Севере.

Декорация Севера: стулья покрыты белыми покрывалами, заснеженные деревца. Дети открывают глаза.

Воспитатель: Ребята, по-моему, наша палочка совершила ошибку, и мы попали не туда, куда задумали. Как вы думаете, куда мы попали?

Дети: На Север.

Воспитатель: Тут много снега, а мы как одеты? Как вы себя чувствуете?

Дети: Холодно. (Показывают, как они зябнут.)

Воспитатель: Ребята, я очень расстроена. Мы здесь можем замерзнуть. Отправляясь сюда, мы не взяли теплой одежды. Что же нам делать?

Сосулька: Вижу, детки, что вам очень плохо. Я, конечно, помогу вам. Здесь под ледяной глыбой находится задание для вас. Если вы его выполните быстро и верно, то сразу же получите теплую одежду.

(Дети должны решить головоломку, которая подбирается заранее.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все точно выполнили. Теперь нам тепло. Но что это происходит с нашими бегониями? («Растения» импровизируют увядание.)

Дети: Они замерзли и поэтому вянут.

Воспитатель: Ребята, почему они себя плохо чувствуют?

Дети: Им холодно. Мало света, вместо влаги — снег, а корни не могут его пить. Они не привыкли жить на Севере.

Воспитатель: Тогда нам нужно быстрее покинуть это место. Давайте снова воспользуемся волшебной палочкой. Может быть, на этот раз она не подведет нас. Я делаю взмах, а вы считаете обратным счетом от десяти до нуля.

Дети считают, закрыв глаза, гаснет свет, звучит металлофон. Слышится музыка.

Декорация пустыни: на полу лежат мягкие предметы, покрытые желтыми покрывалами, имитирующие барханы, «растут» кактусы. Мальчик, одетый в костюм кактуса, встречает гостей.

Воспитатель: Ребята, а где мы сейчас оказались?

Дети: В пустыне.

Воспитатель: Какой климат (погода) в пустыне?

Дети: Сильная жара, засуха, знойные ветры, мало дождей, поэтому недостаточно влаги и бедная растительность.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое? Да это какое-то растение! Вы его знаете?

Дети: Это кактус.

Кактус: Здравствуйте, ребята. Какие с вами красивые растения, познакомьте меня с ними. Как их зовут?

Дети: Это комнатные растения бегонии: крапчатая, лотосовидная и вечноцветущая.

Кактус: Я тоже комнатное растение, но мы совсем не похожи. Чем же мы отличаемся?

Дети называют признаки различия: у бегонии есть листья, а у кактуса листья превратились в колючки — так он приспособился к жизни в пустыне.

Кактус: Понятно. Ребята, а что это с вашими бегониями происходит? (Растения импровизируют увядание, сбрасывание листочков.) Почему им плохо?

Дети: Им не хватает влаги, здесь сильная жара, которую они не выносят.

Кактус: Как же им помочь?

Дети: Их нужно полить.

Импровизация: дети поливают растения. Вода у ребят в термосе, которые они захватили, отправляясь в путешествие. Бегонии приободрились.

Кактус: Куда вы направляетесь?

Дети: На родину бегоний — в Азию или в Южную Америку.

Кактус: Ребята, я вам с удовольствием помогу, но, может, и вы мне поможете в одном деле: разобраться в путанице. Вот уже несколько лет я пытаюсь это сделать, но у меня ничего не выходит.

Ребята помогают кактусу «одолеть» путаницу: расположить части цветка в правильном порядке и назвать основные функции каждой части. Каждому ребенку выдается набор моделей.

Кактус: Спасибо, ребята! Какие вы молодцы! Догадайтесь, где у меня стебель. А где листья? Ну а теперь моя очередь вам помогать.

Кактус берет свою колючку, что-то ей шепчет, ребята на мгновение закрывают глаза, а открыв, попадают на родину бегоний. Бегонии расправляют листочки и улыбаются.

Воспитатель: Ребята, посмотрите — наши бегонии улыбаются и даже танцуют.

(Танец комнатных растений.)

Воспитатель: Где же мы на этот раз, как вы думаете?

Дети: Мы наконец-то оказались на родине бегоний, и поэтому они так хорошо себя чувствуют.

Бегонии: Нам кактус так помог, что мы тоже хотим сделать для него что-нибудь приятное. Может, нарисуем наши портреты и пошлем ему почтой?

(Дети соглашаются.)

Ребятам выдаются листки бумаги с нарисованными горшками и стеблями бегоний. Они должны правильно определить, стебель какой бегонии изображен на листах, и в соответствии с этим нарисовать листочки данной бегонии. Затем рисунки упаковываются в конверт, подписывают его и «отправляют» кактусу.

Педагоги детского сада «Сказка»,
г. Мегион, Ханты-Мансийский АО

 

 ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОИСКАХ АЛОЭ

(Игровое занятие для детей от шести лет)

Оборудование:

— изображение алоэ, разрезанное на части;
— таблички с названиями ролей;
— карта мира;
— геометрические фигуры;
— алоэ в горшке;
— модель компьютера;
— магнитофон, кассета с записью песни «Чунга-чанга»;
— приз.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я вижу, что все вы не прочь отправиться в путешествие. А знаете ли вы, что растения — тоже путешественники? Одно из этих растений прибыло к нам издалека. Вы хотите узнать, что это за растение и где его родина?
Во время нашего путешествия нам придется выполнять разные задания. На выполнение каждого задания нам даются всего две минуты. Нужно успеть. Если время закончится, то задание считается не выполненным.
Если задание выполняет кто-то один, подсказывать запрещается.
В игре нам будет помогать компьютер. Он будет работать только после правильно выполненного задания.
Если мы найдем растение, которое загадано, мы получим приз.
А теперь давайте распределим роли в игре.

Роли: грамотей, эколог, два ботаника, штурман, доктор.

Воспитатель дает краткую характеристику каждой роли.

Воспитатель: А я буду стюардессой (надевает пилотку).
Первое задание — для грамотея. Он должен отгадать, в какую страну мы все отправимся. В этом ему помогут названия комнатных растений, которые мы узнаем с помощью нашего компьютера.

Компьютер «выдает» изображения комнатных растений: аспарагус, фикус, роза, инжир, кактус, амариллис. Из первых букв их названий грамотей должен составить слово «Африка».

Воспитатель: Смотрите, компьютер дал нам подсказку на карточке: «Родина этого растения — Африка».
Как вы думаете, на каком транспорте мы сможем быстрее всего добраться до Африки?

Дети: На самолете.

Воспитатель: Давайте все вместе построим самолет.

Детям даются индивидуально карты-схемы и геометрические фигуры, из которых собирается самолет.
Можно дать двум командам разные варианты и собирать на скорость, кто быстрее.
Воспитатель напоминает детям о том, что время на выполнение заданий очень ограниченно.
Наконец самолет готов. Воспитатель-стюардесса приглашает детей занять свои места в самолете.

Воспитатель: Уважаемые пассажиры! Вас приветствует борт самолета ТУ-134. Наш маршрут… Простите, но мы не знаем, куда лететь. Теперь придется поработать нашему штурману: он должен найти на карте мира Африку и проложить курс полета.

Штурман выполняет задание.

Воспитатель: Внимание! Компьютер снова дает нам карточку с подсказкой. На карточке написано слово «Пустыня». Значит, родина этого растения — африканская пустыня. Теперь мы знаем, куда лететь. Прошу вас пристегнуть ремни. Начинаю обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Взлет!

(Звучит негромкая музыка.)

Пока мы находимся в полете, давайте приготовимся к тому, что нас ждет в Африке. Мне кажется, что лучше всех погодные условия в Африке должен знать эколог. Эколог, доложите обстановку.

Ребенок-эколог рассказывает о климате в африканской пустыне.

Воспитатель: Компьютер снова нам что-то подсказывает. Смотрите, он дает нам описание стебля: «Это растение имеет тонкий изогнутый стебель».
Уважаемый ботаник, нам необходимо вспомнить, как расположены части растений.

Ребенок-ботаник указывает на рисунке части растения и называет их: цветок, лист, стебель, корень.

Воспитатель: Еще одна большая подсказка: «Листья у этого растения толстые, сочные, продолговатой формы. Лист гибкий, зеленого цвета, поверхность гладкая. Если полить лист водой, то вода скатывается с него шариками, а сам лист остается сухим». Это очень ценная информация.
Смотрите, мы уже летим над Африкой! Внимание, всем приготовиться к посадке. Полет закончен. Мы прибыли на место назначения.
Нас встречают жители Африки с песнями. Давайте потанцуем с ними.

Дети танцуют под музыку «Чунга-чанга».

Воспитатель: Пока мы танцевали, нам пришло электронное сообщение: «Это растение используют в медицине».
Уважаемый доктор, сообщите нам, пожалуйста, какие из комнатных растений можно использовать в медицине. Возможно, одним из них и окажется наше загадочное растение.

(Ребенок-доктор сообщает известные ему сведения.)

Воспитатель: Посмотрите-ка на обратную сторону наших подсказок — здесь что-то нарисовано. Это части какого-то растения. Уважаемый второй ботаник, сложите части рисунка вместе, и мы узнаем, что это за растение.

(Второй ботаник выполняет задание.)

Воспитатель: Отлично! Вы узнаете это растение? Это же алоэ! Теперь мы узнали все, что нам было необходимо. Пора отправляться в обратный путь. Займите ваши места, пристегните ремни. Внимание, начинаю обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

(Звучит музыка.)

Вот мы и дома.

Давайте посмотрим, есть ли это полезное растение в нашем зимнем саду. Кто повторит описание алоэ?

Дети повторяют описание, дополняя друг друга. Затем воспитатель предлагает отыскать алоэ в зимнем саду.

Воспитатель: Смотрите: рядом с горшком лежит какой-то сверток. Наверное, это наш заслуженный приз. Так и есть — это замечательная книга о путешествиях с домашними растениями. С ее помощью мы сможем посетить разные страны и узнать много нового о наших растениях.

Педагог-эколог Надежда ШАДРИНА,
детский сад № 229 г. Ижевска

 

Рейтинг@Mail.ru