Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2003

ШКОЛА ПРИРОДЫ

Экологический лабиринт в детском саду

Идея провести экологический праздник в виде «экологического лабиринта» вполне может быть реализована в рамках детского сада.

Так как педагоги дошкольного учреждения, в отличие от сотрудников музея, имеют дело с постоянным составом детей, то могут заранее подготовить их к игре и сформировать небольшие мобильные команды по 4—5 человек — детско-взрослые, разновозрастные или одновозрастные. У каждой команды может быть своя форма и название (по названию какого-нибудь водного животного или растения).

Команды могут работать в соревновательном режиме (например, стараться набрать как можно больше очков в процессе выполнения заданий) или в режиме сотрудничества. Тогда результат движения по лабиринту будет зависеть от успехов всех играющих команд. (Например, каждая команда в результате удачного прохождения маршрута зарабатывает большую красивую букву. Из этих букв в конце праздника складывается ключевое слово — «вода».)

Лабиринт прокладывается с учетом имеющихся в детском саду помещений, которые могут быть задействованы в празднике.

«Узлы» лабиринта могут быть расположены в музыкальном и спортивном залах, в зимнем саду или в экологической комнате, в кабинете психолога, в одной-двух группах и даже в медицинском кабинете. Здесь играющие должны будут выполнять определенные задания. Задания могут быть сформулированы с учетом имеющегося оборудования. В спортивном зале можно провести эстафету или прохождение через полосу препятствий. В музыкальном зале — музыкальную игру с имитацией движений животных или птиц. В медицинском кабинете дети должны пройти тест на знание гигиенических правил — рассказать, когда нужно мыть руки, как пользоваться полотенцем, как правильно чистить зубы; ответить на вопросы, можно ли пить сырую воду из реки и т.п.

В кабинете психолога детям (или смешанным командам) можно предложить решить психологическую задачу.

«Я вижу, вы устали, — говорит психолог (или Русалка, или Хозяйка Медной горы). — Я дам вам живой воды, чтобы подкрепить силы. Только вот беда — бутылочка с водой у меня одна, а вас — много. Что делать?»

Среди заданий обязательно должны быть такие, которые несут для детей качественно новую информацию, которую они могут получить, пролистав энциклопедию или задав вопросы взрослым.

При движении команд по детскому саду последовательность остановок должна быть заранее продумана организаторами — с учетом того, что дети проводят на каждой остановке 7—15 минут (а где-то — больше), так, чтобы все команды одновременно не оказались в одном помещении.

Чтобы правильно рассчитать время, нужно перед игрой «пробежать» по маршруту и провести на каждой остановке столько времени, сколько, по мнению педагогов, нужно детям для решения поставленных задач.

Экологический праздник в детском саду может иметь игровую завязку. Например, дети и взрослые — участники лабиринта — по сигналу тревоги собираются в музыкальном зале. Там их встречает какой-нибудь персонаж — Водяной, Морской царь, Профессор и т.п. — и рассказывает о случившейся беде: кто-то (другой сказочный персонаж, морское животное, домашний питомец) заболел и нужно достать лекарство. Название лекарства неизвестно. Известно лишь, что его можно получить, оказавшись в экологическом лабиринте и пройдя все испытания, которые там встретят путешественники. Готовы ли дети помочь персонажу? Тогда им нужно отправиться в путь.

Но можно и не усложнять игру сюжетом, а просто дать детям возможность попробовать свои силы в выполнении разных заданий в различных аудиториях, посмотреть, как проводятся опыты, и найти объяснение полученным результатам.

Если кто-то из наших коллег решится на проведение такой игры, напишите нам. Приславшие в редакцию подробные сценарии экологических праздников в виде лабиринта получат от газеты специальный приз — «Приз Минотавра».

 

Рейтинг@Mail.ru