Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2003

РАБОЧИЙ СТОЛ

Давайте познакомимся!

В коллаже использованы фото из архивов д/с «Елочка» г. Черногорска, д/с «Белоснежка» г. Нового Уренгоя и д/с «Колосок» пос. Буранный Челябинской обл.Московский зоологический парк — прекрасное место для семейного отдыха в выходной день. Но, для того чтобы дошколята не просто посмотрели на животных, а познакомились с некоторыми из них поближе, понаблюдали за их поведением, потрогали и даже подержали в руках, существует особое место — живой уголок научно-просветительного отдела зоопарка. Здесь обитают морские свинки, хомячки, крысы, попугайчики-неразлучники, черепахи сухопутные (среднеазиатские и греческие) и водные (красноухие и болотные), гигантские африканские улитки рода ахатина и тропические тараканы с острова Мадагаскар. В занятиях с дошкольниками «принимают участие» еще и «гости» — представители секции выездных животных: желтопузик (безногая ящерица, похожая на змею), утка, кошка и др.
Постоянный состав обитателей живого уголка очень похож на тот, что обычно встречается в детских садах. За исключением разве что тараканов. Экологическая толерантность педагогов дошкольных учреждений еще не развилась до такой степени, чтобы серьезно знакомить детей с этими насекомыми в качестве примера биологического разнообразия, даже если родина гигантских тараканов — далекий экзотический остров. Так что направление работы по самовоспитанию для взрослых вырисовывается довольно четко. В зоопарке же считают особенно важным знакомить детей именно с теми животными, за которыми в культуре закрепился имидж «плохих», — с жабами, змеями, тараканами, крысами и т.п.
На занятия в живой уголок приходят дети в возрасте двух—шести лет. Знакомство с животными или с животным может длиться от 30 минут до полутора часов: все зависит от возраста и состава детей, от их особенностей и того интереса, который они проявляют к происходящему.
Каждое занятие имеет примерно такую структуру:

1) вводная беседа, в процессе которой педагог выясняет, что известно детям о том или ином животном;
2) рассматривание животного с близкого расстояния, наблюдение за ним, тактильное знакомство;
3) имитационно-динамическая часть, во время которой педагог предлагает детям подвигаться так же, как животное, за которым наблюдали;
4) продуктивная деятельность, чаще всего рисование «с натуры». Аквариум или клетка ставятся так, чтобы все дети хорошо их видели. Некоторых животных (например, улитку или черепаху) можно поместить во временные садки, внутри которых они будут хорошо видны детям, но при этом не упадут со стола и не помешают процессу рисования.

 

Рейтинг@Mail.ru